Определение №03-05Ш/3711 Определение 03-05/20-2018 от 27 июля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Дело № 03-05/20-2018 |
|||||
1. ПАО «Ростелеком»
191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15
163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 144
e-mail: sz.ar.contact@nw.rt.ru
2. Заявитель <...>
|
|||||||
|
|||||||
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«27» июля 2018 года г. Архангельск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев материалы, представленные отделом антимонопольного контроля и рекламы,
УСТАНОВИЛ:
28.05.2018 (входящий № 3724) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступили материалы проверки КУСП ОМВД России по Плесецкому району за № 2270 от 13.04.2018 по заявлению гражданина <...> от 09.04.2018 по вопросу размещения на входных дверях и в подъездах многоквартирных домов в микрорайоне ПТФ п. Плесецк Архангельской области информации следующего содержания: «Ваш дом подключен к оптической сети...», «ПРИВЕТ ТУТ ИНТЕРНЕТ...».
Указанная информация размещена посредством табличек.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Письмом от 19.06.2018 № 94-09/172 ПАО «Ростелеком» в ответ на запрос Архангельского УФАС России сообщило: во исполнение государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р, стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 (№ Пр-212), ПАО «Ростелеком» осуществляет комплекс мероприятий, направленных на модернизацию сетей связи, в том числе с использованием технологии PON (пассивных оптических сетей), а также информирует пользователей о подключении их жилых домов к оптической сети.
В соответствии с п. 12 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342, оператор связи обязан предоставлять информацию о зоне обслуживания своей сети связи. В соответствии с п.11 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан предоставлять информацию о территории оказания услуг связи (зоне обслуживания). Аналогичное требование установлено в п. 12 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32. Кроме того, в соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, Правилами оказания телематических услуг связи, Правилами оказания услуг связи по передаче данных, оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю информацию, необходимую для заключения и исполнения договора.
Таким образом, доведение до потребителей информации о том, что жилой дом подключен к оптической сети (входит в зону обслуживания), является обязательным для ПАО «Ростелеком» в силу закона.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» нормы данного закона не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом. Информация о подключении жилого дома к оптической сети адресована не неопределенному кругу лиц, как при рекламе, а жильцам конкретного дома.
Министерство связи и информационных технологий Архангельской области письмом от 21.06.2018 № 214/824 на запрос Архангельского УФАС России сообщило.
Наличие на входных дверях и в подъездах многоквартирных домов информации следующего содержания: «Ваш дом подключен к оптической сети», «ПРИВЕТ ТУТ ИНТЕРНЕТ...», свидетельствует о том, что у жильцов данных подъездов существует техническая возможность обеспечения доступа к сети Интернет. В настоящее время доступ к сети Интернет обусловлен предоставлением двух технологически связанных услуг связи. Это предоставление услуг по передаче данных и телематических услуг связи. Сети связи для передачи данных могут создаваться посредством применения кабелей связи с металлическими жилами или волоконных оптических кабелей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 раздела I Правил оказания услуг связи по передаче данных (далее — Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года № 32, оператор связи обязан предоставлять информацию о территории оказания услуг связи по передаче данных (зоне обслуживания). В данном случае территорией оказания услуг является именно тот дом к которому проложен оптический кабель связи и расключен на оконечные устройства. Таким образом, учитывая особенности проводного доступа, информация о наличии технической возможности подключения к сети передачи данных у жильцов обозначенного дома никоим образом не относится к другим домам и строениям.
Указанные Правила приняты во исполнение Федерального закона «О связи» от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Таким образом, доведение до потребителей информации о том, что жилой дом подключен к оптической сети (входит в зону обслуживания), является обязательным для ПАО «Ростелеком» как для оператора электрической связи в силу закона. Однако, законодательство не регламентирует форму такого информирования.
Федеральная антимонопольная служба в письме от 26.06.2018 № АД/47697/18 направила разъяснения по рассматриваемой спорной информации.
По мнению специалистов ФАС России, информация с выражением «Ваш дом подключен к оптической сети Ростелеком...», а также информация с выражением «Привет тут интернет Ростелеком...» является рекламой, поскольку формирует интерес к компании «Ростелеком».
Как разъясняет Федеральная антимонопольная служба реклама, размещаемая внутри зданий, в том числе, внутри многоквартирных домов, в частности, в подъездах многоквартирных домов, не подпадает под понятие наружной рекламы.
В случае если указанная табличка с выражением «Ваш дом подключен к оптической сети Ростелеком...», размещенная на внешних стенах подъезда, отвечает признакам части 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» исходя из понятия рекламной конструкции, размещение такой таблички регулируется статьей 19 данного закона.
Таким образом, табличка с выражением «Привет тут интернет Ростелеком...», размещенная на стене внутри здания (подъезда), не подпадает под регулирование статьи 19 ФЗ «О рекламе».
Информация «Ваш дом подключен к оптической сети Ростелеком...», распространенная на входных дверях многоквартирных домов в микрорайоне ПТФ п. Плесецк Архангельской области, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - ПАО «Ростелеком», формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Следовательно, установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного органом местного самоуправления. Отсутствие разрешения является нарушением требований 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 6 ст 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель (в соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).
Рекламораспространителем в данном случае является ПАО «Ростелеком».
На основании статей 33, 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508),
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 03-05/20-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ПАО «Ростелеком» (рекламораспространитель);
- заявитель <...>.
3. Назначить дело № 03-05/20-2018 к рассмотрению на «27» августа 2018 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, кабинет 109.
Явка ПАО «Ростелеком», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе либо представителя при наличии надлежащим образом оформленной доверенности обязательна!
В случае неявки в назначенное время дело № 03-05/20-2018 будет рассмотрено без участия сторон и без учета их мнения.
4. ПАО «Ростелеком» в срок до «17» августа 2018 года представить по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 (тел./факс: 21-54-45) следующую информацию (документы и материалы):
- объяснения, пояснения, возражения с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции (в письменной форме);
- сдавалась ли рекламная конструкция «Ваш дом подключен к оптической сети Ростелеком...» в аренду (субаренду) иным лицам, либо принадлежит ПАО «Ростелеком» на праве собственности (подтвердить документально);
- заключались ли договоры на установку рекламной конструкции с собственниками помещений в многоквартирных домах в микрорайоне ПТФ п. Плесецк Архангельской области (если да — подтвердить документально);
- надлежащим образом заверенную копию разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (при наличии);
- кто изготовил рассматриваемую рекламу с документальным подтверждением;
- макет или информацию представленную для создания и/или распространения рассматриваемой наружной рекламы (распечатку рекламных материалов, представленных заказчиком в электронном виде для опубликования рекламных материалов, в том числе материалы, показывающие поступление рекламной информации по электронной почте);
- на территории каких домов в микрорайоне ПТФ п. Плесецк Архангельской области распространялась данная рекламная конструкция без согласия собственников жилых помещений (без договора);
- документы, свидетельствующие об утверждении макета рассматриваемой рекламы;
- документы, подтверждающие оплату указанной рекламы (копии счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ и т.п.);
- согласовывалась ли с собственниками квартир домов в микрорайоне ПТФ п. Плесецк Архангельской области установка данной рекламной конструкции (подтвердить документально);
- иную информацию при наличии для полного, всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела.
Информация должна быть представлена в полном объеме по каждому из пунктов запроса.
В случае отсутствия запрашиваемой информации по пункту запроса, указать на невозможность представления запрашиваемых сведений с пояснениями (в письменной форме).
Доводим до Вашего сведения, что на основании ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508) стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе:
· знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;
· давать устные и письменные объяснения;
· представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании;
· заявлять ходатайства;
· делать заявления;
· возражать против заявлений и доводов других лиц;
· пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Примечание:
1. |
С материалами дела № 03-05/20-2018 можно ознакомиться в Архангельском УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, каб. 102 (исполнитель – Шестакова Наталья Михайловна, 65-30-50). |
2. |
Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами. |
3. |
Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела № 03-05/20-2018 и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица (подписью и печатью индивидуального предпринимателя). |
4. |
При направлении документов ссылка на номер дела 03-05/20-2018 обязательна! |
5. |
Для организации допуска в помещения Архангельского УФАС России просим заблаговременно (за 1-2 дня до даты рассмотрения дела) сообщить данные (фамилия, имя, отчество) представителей лиц, которые будут принимать участие в рассмотрении дела № 03-05/20-2018 для оформления пропусков по телефону: 65-30-50. |
Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов