Решение №04-05/1205 Решение по жалобе № 10юл-2016 от 17 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 10юл-2016

 

Заказчик (закупочная комиссия):

ОАО «Архангельская областная энергетическая компания»

163000, г. Архангельск, Попова, д. 17

E-mail: SKyroptev@aoenergo.ru

 om@aoenergo.ru

 

Заявитель:

ООО «Страховая компания «Согласие» в лице Северного регионального филиала

163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 14

E-mail: arhangelsk@soglasie.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

РЕШЕНИЕ

14.03.2016                                                                                                            г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

Председатель

-

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Член комиссии

-

Воробьева Е.Н.

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

Член комиссии

-

Шарыгина Е.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок.

в присутствии представителей от:

Заказчика - ОАО «Архангельская областная энергетическая компания»: Миняевой Н.Ю. (доверенность от 07.07.2015 № 104/15).

Заявителя - ООО «Страховая компания «Согласие» в лице Северного регионального филиала: Юркова Т.С. (доверенность № 715/д от 18.02.2016), Криволап О.Н. (доверенность № 715/Д от 18.02.2016).

 

02.03.2016 в заседании Комиссии Архангельского УФАС России объявлялся перерыв до 10:00 14.03.2016.

К новой дате рассмотрения дела № 10юл-2016 в заседании Комиссии Архангельского УФАС России присутствовали представители от:

Заказчика - ОАО «Архангельская областная энергетическая компания»: Куроптева С.В. (доверенность № 31/16 от 10.03.2016), Перепелица Д.Л. (доверенность № 22/16 от 08.02.2016).

Заявителя - ООО «Страховая компания «Согласие» в лице Северного регионального филиала: Юркова Т.С. (доверенность № 715/д от 18.02.2016), Криволап О.Н. (доверенность № 715/Д от 18.02.2016), Алферовой И.А (доверенность № 714/Д от 18.02.2016).

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.02.2016 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «Страховая компания «Согласие» в лице Северного регионального филиала (далее – Заявитель) на действия Заказчика – ОАО «Архангельская энергетическая компания» (далее – Заказчик) при проведении запроса ценовых предложений на право заключения договора обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов (извещение № 31603306405 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с несоответствием документации запроса ценовых предложений Положению о закупках. Заявитель считает необоснованным установления критерия на основании маржи платежеспособности, а также указывает, что в закупочной документации не указана значимость критериев и порядок оценки заявок.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» рассмотрела жалобу ООО «Страховая компания «Согласие» в лице Северного регионального филиала с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Ф3 «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «АрхоблЭнерго» утвержденного на заседании Совета директоров ОАО «АрхоблЭнерго»» протоколом от 22.12.2015 № 56/15, (далее – Положение о закупках).

Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с нормами Закона о закупках, а также вышеуказанного Положения о закупках Заказчиком 11.02.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31603306405 о закупке способом запроса ценовых предложений на право заключения договора обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов», закупочная документация, а также перечень объектов страхования.

Начальная (максимальная) цена договора - 2 711 100,00 руб.

Из содержания жалобы, а также из пояснений представителей Заявителя в заседании Комиссии Архангельского УФАС России установлено, что закупочная документация не содержит информации о значимости критериев и порядок оценки заявок, что нарушает требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России не согласились с вышеизложенным доводом жалобы, представив письменные и устные пояснения.

Комиссия Архангельского УФАС России, изучив доводы жалобы, ознакомившись с представленными документами, исследовав Положение о закупках, заслушав устные пояснения сторон, установила следующее.

Согласно пункту 7.4. закупочной документации Заказчик имеет право установить требования, касающиеся подготовки и представления заявок и условий проведения процедуры закупок, в том числе требование о предоставлении копии заявки/предложения поставщика на электронном носителе информации при условии, если указанные требования не ограничивают конкуренцию.

Пунктом 7.5. закупочной документации определено следующее: «если иное не определено в документации закупочной процедуры, критериями оценки предложений поставщиков и выбора победителя являются:

  1. предложенная поставщиком цена договора;
  2. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
  3. квалификация участников конкурса;
  4. расходы на эксплуатацию товара;
  5. расходы на техническое обслуживание товара;
  6. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  7. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  8. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Значимость критериев и порядок оценки указываются в документации закупочной процедуры».

В соответствии с пунктами 11, 12 закупочной документации «основным критерием для определения победителя является цена предложения. В случае идентичности заявок закупочная комиссия будет проводить сравнение показателей платёжеспособности на основе представленных участниками данных - Превышение фактического размера маржи платежеспособности над нормативной («Отчет о платежеспособности» - форма №9)».

Из пояснений представителей Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России установлено, что показатель платёжеспособности относится к критерию оценки - «квалификация участников закупки».

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что установленное Заказчиком условие оценки заявок по показателю «платежеспособность» не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не представляется возможным определить, каким образом закупочной комиссией будут присваиваться максимальные и минимальные баллы по указанному критерию.

Закупочная документация не содержит методики и порядка начисления конкретных баллов за предоставление тех или иных материалов (сведений) по критерию «платежеспособность», следовательно, одно и тоже предложение от разных участников может быть оценено закупочной комиссией разным количеством баллов.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

Таким образом, порядок оценки заявок по показателю «платежеспособность» не позволяет определить порядок начисления баллов по указанному критерию, что не дает возможности участникам закупки получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители от Заказчика представили методику проведения оценки заявок участников закупки по критериям, определенным в закупочной документации. Указанный документ содержит, в том числе, формулу расчета по показателю «платёжеспособность», а также условия присвоения баллов по данному показателю.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Отсутствие в Законе о закупках указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого Заказчика в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов.

Заказчиком в качестве критерия «квалификация участников закупки» установлен исчисляемый показатель «платежеспособность», по которому в закупочной документации не приведен порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, что делает невозможным объективное сопоставление заявок по данному показателю, с соблюдением принципов равноправия и справедливости.

Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 7.5 Положения о закупках.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Страховая компания «Согласие» в лице Северного регионального филиала обоснованной.

2. Признать Заказчика - ОАО «Архангельская областная энергетическая компания», нарушившим  пункт 13 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункт 7.5 Положения о закупках.

3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:

3.1. Заказчику внести изменения в закупочную документацию в части установления порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки по показателю «платежеспособность».

4. Заказчику исполнить пункт 3.1 решения (предписания) в срок до 31.03.2016 и в тот же срок сообщить об исполнении указанного решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru, с приложением подтверждающих документов.

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии с частью 23  статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

                

Председатель комиссии:

 

Короткова И.Ю.

Члены комиссии

 

Воробьева Е.Н.

 

 

Шарыгина Е.С.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны