Решение №04-05/1358 Решение № 79мз-16 от 28 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 79мз-16

 

Заказчик :

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Кедрова, д. 9

Е-mail: riddleru82@mail.ru

 

Уполномоченный орган :

Контрактный отдел Управления экономического развития администрации МО «Котлас»

165300, Архангельская область, г. Котлас, пл. Советов, д. 3

Е-mail: okp@kotlas-city.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО «Стройинвест»

450010, Башкортостан, г.Уфа, ул.Летчиков, д.6, оф.14,15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

22 марта 2016 года                                                                                                  г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Шарыгина Е.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в отсутствии представителей от Заявителя, Заказчика, Уполномоченного органа, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

15 марта 2016 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Стройинвест» (далее – Заявитель) на действия заказчика – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – контрактный отдел Управления экономического развития администрации МО «Котлас» (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши над зданием муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (извещение № 0124300028916000017).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

 

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 18.03.2016 № 02-17.

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

29.02.2016 Уполномоченным органом - контрактным отделом Управления экономического развития администрации МО «Котлас»  на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://new.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300028916000017 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши над зданием муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 10 985 453,00  рубля.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

В жалобе Заявитель указывает на отсутствие в требованиях к участникам закупки в извещении и документации об аукционе наличия лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Из письменных пояснений от 18.03.2016 № 02-17 Уполномоченного органа следует, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом закупки по данному аукциону является выполнение работ по капитальному ремонту крыши над зданием муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2».

В соответствии с частью 2 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, включенным в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624.

Таким образом, для участия в данном аукционе и для выполнения работ, являющихся объектом закупки, участнику закупки необходимо иметь только свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Материалами дела установлено, что ни извещение, ни документация об аукционе, ни объектный сметный расчет, ни локальный сметный расчет, ни рабочая документации на капитальный ремонт крыши здания МОУ «СОШ № 2» не содержат информации о необходимости проведения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 1 части 13 раздела I. «Общие положения» документации об аукционе определены единые требования к участникам электронного аукциона: «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (см. раздел 11 документации об аукционе)».

В соответствии с пунктом 2 части 11 раздела I. «Общие положения» документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:

В свидетельстве о допуске к определенным видам работ, необходимо наличие следующих видов работ:

Раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

12.8. Антисептирование деревянных конструкций;

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;

12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования

ИЛИ

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624. Указанный приказ содержит  пункт 33 – «работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)».

Наличие данного пункта позволяет лицу, организующему строительство, привлекать для  выполнения ряда работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, в том числе, лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, Свидетельством о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.

Из вышеизложенного следует, что в случае установления в документации об аукционе требований об оказании услуг или выполнении работ, для осуществления которых требуется наличие соответствующей лицензии, и в случае установления в документации об аукционе возможности привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то отсутствие требования к участникам закупки о наличии у них лицензии МЧС России не будет являться нарушением ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.

 

В жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком положений части 6 статьи 30 ФЗ «О контрактной системе», выразившихся в не включении в проект контракта обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В письменных пояснениях от 18.03.2016 № 02-17 Уполномоченный орган указал на следующее.

В соответствии с требованиями части 5 и 6 статьи 30 ФЗ «О контрактной системе» в извещении и в части 26 раздела 1 «Общие положения» документации об аукционе установлена обязанность подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В пункте 7.1 части 7 «Ответственность Сторон» проекта контракта, являющего неотъемлемой частью документации об аукционе  установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями контракта.

В соответствии с частью 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе», поставщику (подрядчику, исполнителю) начисляются штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком/(подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Аналогичное условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлено в пункте 7.5 части 7 «Ответственность Сторон» проекта контракта.

Обязанность подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций определена в подпункте пункта 5.3 части 5 «Права и обязанности Сторон» проекта контракта.

Таким образом, по мнению Уполномоченного органа, за неисполнение подрядчиком обязательств по привлечению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций подрядчик понесет ответственность в соответствии с пунктом 7.5 части 7 «Ответственность сторон» проекта контракта и никакой другой дополнительной ответственности в данном случае для подрядчика ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено.

Комиссия Архангельского УФАС России, ознакомившись с доводами жалобы и пояснениями Уполномоченного органа, отмечает следующее.

В соответствии с частью 6 ФЗ «О контрактной системе» условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 указанной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 указанной статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 указанной статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В силу части 6 ФЗ «О контрактной системе» контракт должен содержать условие о гражданско-правовой ответственности конкретно за неисполнение требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Анализ проекта контракта показал на отсутствие условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Из содержания проекта контракта следует, что за разные виды нарушений условий контракта к исполнителю будет применяться одна и та же мера ответственности, а именно: штраф в размере 5 % от цены контракта. Размер штрафа в данном случае, может быть несоразмерен совершенному нарушению.

При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика содержится нарушение части 6 статьи 30 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, в данной части жалоба Заявителя является обоснованной.

В жалобе Заявитель указывает на отсутствие в проекте контракта конкретных сроков действия контракта, в связи с чем невозможно представление банковской гарантии.

В письменных пояснениях от 18.03.2016 № 02-17 Уполномоченный орган указал на следующее.

Сроки выполнения подрядчиком работ установлены в извещении, в документации об аукционе и проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью документации об аукционе, тем самым требования ФЗ «О контрактной системе» Заказчиком выполнены.

Вопрос указания срока действия контракта, по мнению Уполномоченного органа, в проекте контракта нормами ФЗ «О контрактной системе» не регулируется.

В письменных пояснениях Уполномоченный орган отметил, что финансирование работ по капитальному ремонту крыши над зданием муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» осуществляется в течение 2016 и 2017 годов за счет разных уровней бюджета (федеральный бюджет, бюджет Архангельской области и бюджет МО «Котлас»), которые в настоящее время утверждены только на один финансовый год - 2016 год, в соответствии с Федеральным законом от 30.09.2015 № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год». В связи с чем, по мнению Уполномоченного органа, установить конкретные сроки действия контракта с указанием даты и месяца не представляется возможным, поскольку его исполнение будет зависеть от бюджетного финансирования.

Комиссия Архангельского УФАС России, ознакомившись с доводами жалобы и пояснениями Уполномоченного органа, отмечает следующее.

Согласно части 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с частью 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 указанного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 23 раздела I «Общие положения» документации об аукционе Заказчиком установлены аналогичные требования к представлению банковской гарантии.

В соответствии с пунктом 4. «Сроки выполнения работ» раздела II. «Сведения о работах, на выполнение которых размещается заказ и об условиях исполнения контракта» документации об аукционе и пункта 1.3 проекта контракта начало выполнения работ: с «01» июня 2016 года;  окончание выполнения работ: по «25» августа 2016 года.

Пунктом 5. «Срок и условия оплаты выполнения работ» раздела II. «Сведения о работах, на выполнение которых размещается заказ и об условиях исполнения контракта» документации об аукционе и пунктом 4.2 проекта контракта предусмотрено следующее: «оплата производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика за фактически выполненные работы на основании подтверждающих документов (акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), подписанных обеими Сторонами, включая устранение дефектов, выявленных при приемке работ, и выставления Подрядчиком счетов (счетов-фактур) с учетом бюджетного финансирования в 2016-2017 гг.

Финансирование по годам:

2016 год - 4.900.000,00 (Четыре миллиона девятьсот тысяч рублей 00 копеек) рублей;

2017 год - 6.085.453,00 (Шесть миллионов восемьдесят пять тысяч четыреста пятьдесят три рубля 00 копеек) рублей.

Объемы финансирования определяются на основании принятых бюджетов на очередной финансовый год. В случае выделения дополнительных бюджетных средств объемы финансирования, в том числе и по источникам финансирования могут быть перераспределены».

Исходя из вышеизложенного, в документации об аукционе, а также проекте контракта Заказчиком не установлены конкретные сроки оплаты за выполненные подрядчиком работы, в связи с чем участник закупки не имеет возможности рассчитать срок действия контракта.

Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с частью 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 № 66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.

Пунктом 9.1 проекта контракта определено, что контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств по контракту либо до его расторжения.

Данное событие, а именно: «до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств по контракту» не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.

Довод Уполномоченного органа о том, что требования ФЗ «О контрактной системе» Заказчиком выполнены, поскольку в извещении, в документации об аукционе и проекте контракта указаны сроки выполнения подрядчиком работ отвергаются в связи с тем, что понятия «сроки выполнения работ» и «срок действия контракта» не являются тождественными и могут не совпадать.

Отсутствие в проекте контракта конкретной даты или исчисляемого срока действия контракта не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта, что влечет невозможность представления участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии.

Данное обстоятельство является нарушением части 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе», поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения контракта.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

Таким образом, Заказчик, нарушил часть 13 статьи 34 и часть 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе».

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест»  обоснованной.

2. Признать Заказчика - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», нарушившим часть 6 статьи 30, часть 13 статьи 34 и часть 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу - контрактному отделу Управления экономического развития администрации МО «Котлас» (далее - Уполномоченный орган), единой комисии, созданной Уполномоченным органом (далее – единая комиссия), оператору электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3.1. Уполномоченному органу, единой комиссии отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.03.2016. Разместить информацию об отмене указанного протокола на сайте электронной площадки.

Оператору электронной площадки обеспечить Уполномоченному органу, единой комиссии возможность исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания), отменить протокол проведения аукциона от 21.03.2016.

3.2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания

- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши над зданием муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (извещение № 0124300028916000017);

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3.3. Заказчику, Уполномоченному органу в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши над зданием муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (извещение № 0124300028916000017) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.

3.4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.3 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

4. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии  исполнить пункты 3.1, 3.3 настоящего решения (предписания) в срок до 15.04.2016 и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                               О.Г. Спиридонова

                                                                                                                                 Е.С. Шарыгина

Связанные организации

Связанные организации не указаны