Решение №04-05/137 Решение 3юл-19 от 22 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 3юл-19

 

Заказчик (Организатор закупки):

АО «Архангельская областная энергетическая компания»

Адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 17, 3 этаж, офис 301

E-mail: AShabunin@aoenergo.ru, SPopov@aoenergo.ru

 

Заявитель:

ООО "Флотснаб"

Архангельск, ул.К.Маркса, д.15, оф.13

E-mail: flotsnab@list.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

16 января 2019 года                                                                                                  г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления;

Член комиссии

-

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок.

Член комиссии

-

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заказчика – Попова С.А. (доверенность от 01.01.2018 № 44/19);

Участника закупки – Смольникова А.А. (доверенность от 19.03.2018);

 

УСТАНОВИЛА:

28 декабря 2018 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Флотснаб" (далее – Заявитель) на действия заказчика – Акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение № 31807353778 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru)

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с несоответствием документации запроса предложений и Положения о закупке требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Указанное обстоятельство подпадает под основания для обжалования, определенные пунктом 1 части 10 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках» в АО «Архангельская областная энергетическая компания» принято Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд АО «АрхоблЭнерго», утвержденное решением Совета директоров Совета директоров АО «АрхоблЭнерго» Протоколом № 81/18 от «15» февраля 2018 года (далее – Положение о закупках).

 

24.12.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), размещено извещение № 31807353778 о проведении запроса предложений  и документация об открытом запросе предложений №107 на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru)

Начальная (максимальная) цена договора: ЛОТ 1 – 51 744 823,20 руб.; ЛОТ 2 – 114 969 960 руб.; ЛОТ 3 – 138 106 592,40 руб.; ЛОТ 4 – 3 366 597,60 руб.; ЛОТ 5 – 9 617 493,60 руб.

 

Заявитель в своей жалобе указал на то, что закупка Заказчиком произведена в виде запроса предложении в нарушение норм Положения о закупке. По мнению Заявителя, Заказчик должен был выбрать открытый аукцион.

Объектом закупки является поставка каменного угля. Согласно Положению о закупках, все возможные способы закупок, основания их выбора для осуществления закупок указаны Заказчиком в главе 6 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 6.1 главы 6 Положения о закупках выбор поставщика осуществляется с помощью следующих закупочных процедур: открытый конкурс, закрытый конкурс, открытый аукцион, открытый тендер, запрос ценовых предложений, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры и прямая закупка (у единственного поставщика).

В соответствии с пунктом 6.2 главы 6 Положения о закупках основной закупочной процедурой является открытый конкурс. Иные закупочные процедуры могут использоваться при соблюдении условий, предусмотренных в пунктах 6.3 - 6.11 указанного Положения.

Следовательно, для Заказчика является правом, а не обязанностью выбрать самостоятельно любой иной способ закупочной процедуры согласно Положению о закупках.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что проведение конкурса требует больших затрат времени. Способ закупки запрос предложений был выбран Заказчиком потому, что необходимо быстрее заключить договоры поставку каменного угля, тем самым срочно решить вопрос удовлетворения потребностей в каменном угле АО «АрхоблЭнерго» в зимний период. Кроме того, для выбора поставщика каменного угля был выбран способ закупки запрос предложений, позволяющий определить в интересах заказчика наилучшее предложение участников закупки по совокупности критериев оценки и провести закупку в достаточно короткий срок - 5 рабочих дней, учитывая потребности в каменном угле. Выбранный способ закупки не имеет ценового ограничения для осуществления закупок. Способ закупки запрос предложений выбран в соответствии с подпунктом 2 части 6.7 главы 6 Положения о закупках. В соответствии с техническим заданием участникам закупки предоставлено право выбора поставки различных марок каменного угля с разных месторождений и различными характеристиками. АО «АрхоблЭнерго» вправе проводить закупки любым из способов, в соответствии с нормами Положения о закупках.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 №616 утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. В данный перечень товаров каменный уголь не включен.

Следовательно, выбранный способ закупки в виде запроса предложений отвечает целям Заказчика срочно провести закупку и не имеющий ценового ограничения для осуществления закупок.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

 

Заявитель считает, что установленные в документации дополнительные критерии – наличие площадки для хранения и наличие лаборатории, ограничивают доступ к участию в закупке других участников, что является нарушением пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 3 и пункта 2 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Заказчиком в разделе «Критерии оценки заявок» документации установлены следующие критерии и значимость критериев оценки в данной закупке:

«Цена договора» (значимость критерия - 75 %),

«Объем склада для размещения и хранения каменного угля» (значимость критерия - 20%)

«Наличие лаборатории проверки качества каменного угля с аттестатом аккредитации» (значимость критерия - 5%).

Установленные Заказчиком критерии оценки заявок не являются требованием к товару и пункт 2 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» не может быть нарушен.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в связи с большими объемами поставки каменного угля помимо ценового критерия оценки были установлены дополнительные критерии оценки: «Объем склада для размещения и хранения каменного угля», который позволяет выявить поставщика, имеющего больший объем склада (возможность единовременного хранения и быстрой поставки каменного угля по заявкам заказчика по Архангельской области) и «Наличие лаборатории проверки качества каменного угля с аттестатом аккредитации» (возможность оперативной проверки каждой партии поставляемого каменного угля). В данном случае АО «АрхоблЭнерго», как Заказчик, вправе самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок. Установленные Заказчиком критерии оценки заявок не являются требованием к товару

Кроме того, пунктом 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ от 18.07.2011 №223 «О закупках» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018) в части реализации принципов осуществления закупочной деятельности определено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Следовательно, действия Заказчика не противоречат принципу равноправия, справедливости.

В жалобе Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов об ограничении количества участников закупки, а также отсутствует информация о том, что кому - либо предоставлены преимущества.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

 

Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчик разместил в ЕИС измененную документацию 26.12.2018 за 2 дня до подведения итогов в нарушение положений ФЗ «О закупках». По мнению Заявителя, согласно ФЗ «О закупках» срок не должен быть менее 4 дней (половина от минимального срока размещения документов закупки).

В силу пункта 23 статьи 3.2 ФЗ «О закупках» при проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

В соответствии с пунктом 13.1 Положения о закупках, запрос предложений размещаются на официальном сайте по закупкам в РФ и на сайте Заказчика  не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок. Запрос предложений также может распространяться способами, предусмотренными Главой 3 настоящего Положения.

Согласно пункту 7.13 Положения о закупках, изменения, вносимые в извещение о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются Заказчиком на официальном сайте по закупкам в РФ не позднее чем в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Первоначально извещение и документация о запросе предложений размещены в ЕИС 24.12.2018, согласно которой дата начала подачи заявок – 24.12.2018, а окончание срока подачи заявок - 29.12.2018 10:00.

Действующая редакция документации о закупке и извещения о внесении изменений размещена в ЕИС 26.12.2018 08:10 (МСК), срок окончания подачи заявок не продлевался.

Из вышеуказанного следует, что с момента публикации извещения срок для подачи участниками закупки заявок с 26.12.2018 в 08:10 до 29.12.2018 10:00.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в связи с отсутствием в опубликованной документации о закупке проектов договоров 26 декабря (время 08:08 МСК) 2019 была опубликована новая версия документации, включающая проекты договоров. До окончания приема заявок – 10:00 МСК 29 декабря 2018 года оставалось более 3 рабочих дней. Сроки публикации закупки, изменений не были нарушены. Заявитель ссылается на нормы ФЗ «О закупках», которые неприменимы для данной закупки. Закупка каменного угля (извещение № 1807353778 на сайте http://www.zakupki.gov.ru) проводилась в соответствии с нормами действующего Положения о закупках.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ): 1) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года; 2) положения о закупке, которые не соответствуют Закону N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе; 3) закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая положения части 3 статьи 4 Закона N 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями ФЗ «О закупках» в редакции Закона N 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с ФЗ «О закупках» в редакции Закона N 505-ФЗ.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что при осуществлении данной закупки было применено Положение от 12.02.2018.

Следовательно, в рассматриваемом случае действуют нормы Положения о закупках Заказчика, а не нормы ФЗ «О закупках».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

 

Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчиком в пункте 13.11 Положения о закупках установлен срок направления договора 3 дня, что, по мнению Заявителя, говорит о том, что в течение этих 3 дней Заказчик со своей стороны подписывает договор.

В соответствии с пунктом 13.11 Положения о закупках, победителю запроса предложений в течение 3-х рабочих дней направляется уведомление об этом и предложение о заключении договора на условиях, указанных в запросе предложений и окончательном предложении поставщика, и проект такого договора.

То есть пунктом 13.11 Положения о закупках установлен срок направления договора победителю, а не срок подписания договора Заказчиком.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что договоры с победителем закупки ПАО «ТГК-2» были подготовлены, зарегистрированы и направлены победителю 29 декабря 2018 года. Договоры на поставку каменного угля были подписаны 09 января 2019 года.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

 

Кроме того, Заявитель в жалобе указал, что «также нарушены положения антимонопольного законодательства РФ». Данное утверждение требует отдельного рассмотрения довода жалобы для выявления признаков нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «Флотснаб» необоснованной.

 

  1. Передать материалы дела в структурное подразделение Архангельского УФАС России для выявления признаков нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 О.Г. Спиридонова

                                                                                                                                Н.В. Вознесенская

Связанные организации

Связанные организации не указаны