Решение №04-05/1559 Решение дело 20юл-2016 от 5 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 20юл-2016

 

 

 

Заказчик (Организатор закупки) (единая комиссия):

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

163002, г. Архангельск,

наб. Северной Двины, д. 17

E-mail: tender@narfu.ru

 

Заявитель:

ООО «СпецТехСлужба»

163002, г.Архангельск,

ул. Стрелковая, д. 4, корп. 2, оф. 4

E-mail: sts2901@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

31 марта 2016 года                                                                                                    г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

 

Председатель

-

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления, начальник отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Якимова П.А.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Член комиссии

-

Шарыгина Е.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

При участии:

от Заказчика - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»: Кригер Е.В. (доверенность от 29.03.2016 № 01-606), Краева А.Ю. (доверенность от 29.03.2016 № 01-605);

от Заявителя - ООО «СпецТехСлужба»: Анисимова С.Н. (доверенность от 01.02.2016);

от участников закупки – МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск»: Чечерина Е.В. (доверенность № 001 от 11.03.2016); ООО «Архангельская Уборочная Компания»: Локтионова П.Г. (доверенность от 23.03.2016),

 

УСТАНОВИЛА:

24.03.2016 в Архангельское УФАС России поступила жалоба                                           ООО «СпецТехСлужба» (далее – Заявитель) на действия единой комиссии, созданной заказчиком – Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (далее – единая комиссия), при проведении запроса котировок на оказание услуг по планово-регулярному сбору, транспортировке и размещению (захоронению) отходов от зданий и сооружений САФУ (извещение № 31603375868 размещено на сайте http://www.new.zakupki.gov.ru).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия единой комиссии в связи с отклонением котировочной заявки ООО «СпецТехСлужба».

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» не согласно с жалобой по основаниям, указанным в возражении на жалобу от 30.03.2016              № 02.3-122.

 

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу ООО «СпецТехСлужба» с учетом следующего:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» является заказчиком в понимании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках Заказчиком принято Положение о закупках для нужд ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», утвержденное наблюдательным советом ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (Протокол от 29.02.2012 № 8-НС) (далее – Положение о закупках).

01.03.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://www.new.zakupki.gov.ru размещено извещение - документация                          № 31603375868 о проведении запроса котировок на оказание услуг по планово-регулярному сбору, транспортировке и размещению (захоронению) отходов от зданий и сооружений САФУ (далее – извещение-документация о проведении запроса котировок).

Начальная (максимальная) цена договора – 2 257 012,84 руб.

Согласно пункту 5 протокола № 4-1/16 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 15.03.2016 (далее – протокол от 15.03.2016) до окончания срока подачи котировочных заявок поступило 4 (четыре) котировочных заявки от следующих участников -                                 ООО «СпецТехСлужба», ООО «Архангельская Уборочная Компания»,                                         МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» муниципального образования «Город Архангельск», ООО «ДАРС».

В соответствии с пунктом 6.1 протокола от 15.03.2016 единой комиссией принято решение отклонить котировочные заявки участников закупки - ООО «СпецТехСлужба»,                                         ООО «Архангельская Уборочная Компания», ООО «ДАРС» на следующем основании:

«На основании п. 34.3 Положения о закупках для нужд САФУ заявка не соответствует требованиям, установленным в Извещении-документации о проведении запроса котировок (цен) – в составе заявки не представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности по размещению отходов, а именно:

- пунктом 3.5 Требований к содержанию и форме котировочной заявки предусмотрено предоставление Участником размещения заказа копии действующей лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением, указанием всех видов отходов, заверенной участником размещения заказа;

- пунктом 4 Требований к Исполнителю Техзадания (приложение № 1 к котировочной заявке, являющейся приложением № 1 к Извещению-документации о проведении запроса котировок (цен)) предусмотрена ответственность Исполнителя в соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 9 и ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: с 01.01.2016 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов».

Заявитель - ООО «СпецТехСлужба» не согласен с решением единой комиссии об отклонении котировочной заявки.

ООО «СпецТехСлужба» отмечает, что к котировочной заявке была приложена копия лицензии ООО «СпецТехСлужба» № 29-00077 от 29.02.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

ООО «СпецТехСлужба» в жалобе также указывает на то, что на территории МО «Город Архангельска» существует всего один полигон для размещения отходов, принадлежащий МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», поэтому выставление требования о наличии лицензии на обезвреживание и размещение отходов ставит необоснованное ограничение на участие в закупке иных организаций.

ООО «СпецТехСлужба» заключило с МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» договор № 7801/ПК на оказание услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (производства и потребления, коммунальных и медицинских отходов класса «А») от 01.01.2016 и, соответственно, имеет возможность утилизировать (захоронить) вывозимые от своих клиентов отходы.

Материалами дела установлено следующее.

Согласно извещению - документации о проведении запроса котировок предметом запроса котировок является оказание услуг по планово-регулярному сбору, транспортировке и размещению (захоронению) отходов от зданий и сооружений САФУ в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к котировочной заявке).

Приложение № 1 к котировочной заявке «Техническое задание на оказание услуг по планово-регулярному сбору, транспортировке и размещению (захоронению) отходов от зданий и сооружений САФУ без учета платы за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду» содержит таблицы, в которых предоставлена информация о месте нахождения зданий, количестве контейнеров, периодичности вывоза, количестве в месяц (в м3) по месяцам – с апреля по декабрь 2016 года, а также требования к исполнителю.

Пунктом 3.5 извещения - документации о проведении запроса котировок установлено, что «участник размещения заказа в составе котировочной заявки должен представить копию действующей лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением, указанием всех видов отходов, заверенную участником размещения заказа».

Пунктом 4 требований к исполнителю, установленных в Приложении № 1 к котировочной заявке «Техническое задание на оказание услуг по планово-регулярному сбору, транспортировке и размещению (захоронению) отходов от зданий и сооружений САФУ без учета платы за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду», определено следующее: «Исполнитель несет ответственность в соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст.9 и ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: с 01.01.2016г. деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов».

 

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 30 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

При этом согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ, действовавшей до 01.07.2015, лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Частями 3 и 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года; юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Из вышеуказанных положений федерального законодательства в области лицензирования следует, что до 01.06.2016 допускается осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности без соответствующей лицензии; после 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию и осуществляется организациями на основании либо лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, либо, до 1 января 2019 года, на основании лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Из пояснений представителей Заказчика, данных в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, следует, что, исходя из предмета запроса котировок и срока оказания услуг, участникам запроса котировок необходимо было предоставить в составе котировочной заявки лицензию на осуществление деятельности по транспортированию и размещению (захоронению) отходов I - IV классов опасности; при этом предоставление лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов I - IV классов опасности не требовалось, поскольку вопрос о том, что включает в себя деятельность по сбору отходов, является спорным и окончательно законодательством не урегулирован.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Согласно части 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение о лицензировании), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются в том числе:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Исходя из требований Положения о лицензировании для осуществления деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности необходимо наличие у лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Для осуществления работ по размещению отходов I - IV классов опасности лицензиат должен обладать, в том числе объектами размещения отходов I - IV классов опасности, принадлежащими ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Под объектами размещения (захоронения) отходов в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимаются предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Частями 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно аналитическому отчету по анализу товарного рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Архангельск» и МО «Северодвинск» от 28.06.2013, составленному Архангельским УФАС России за 2012 год (далее – аналитический отчет от 28.06.2013), на товарном рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов в границах города Архангельска доминирующее положение занимает МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск» с долей 100 % (раздел  VI аналитического отчета от 28.06.2013).

При этом в разделе VIII аналитического отчета от 28.06.2013 установлены экономические ограничения для рынка услуг по размещению ТКО: отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке (для осуществления деятельности по размещению ТКО необходимы земельные участки, предназначенных для размещения на них полигона ТКО, которые  выделяются органами местного самоуправления на основании долгосрочных либо бессрочных договоров аренды, заключаемых с отдельными хозяйствующими субъектами). Для данного субрынка указанное ограничение является безусловным препятствием для входа на рынок размещения ТКО для других хозяйствующих субъектов (потенциальных участников).

В силу вышеизложенного, в аналитическом отчете от 28.06.2013 сделан вывод о том, что по наличию барьеров входа на рынок размещения ТКО в МО «Город Архангельск» данный рынок является труднодоступным.

Материалами дела установлено, что МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск» является обладателем городского полигона ТБО МО «Город Архангельск», включенного в государственный реестр размещения отходов приказом Росприроднадзора от 30.04.2015 № 377 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов», номер объекта 29-00027-3-00377-300415.

МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск» имеет лицензию № 29-00062 от 08 декабря 2015 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на виды деятельности: транспортирование отходов IV класса опасности, размещение (захоронение) отходов IV класса опасности.

Следовательно, требованиям Заказчика о предоставлении участниками запроса котировок лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности, установленным в извещении – документации о проведении запроса котировок, в МО «Город Архангельск» фактически соответствует только один участник закупки -                        МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск».

Заказчик в возражениях на жалобу ссылается на часть 2 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что организации (в том числе ООО «Архангельская Уборочная Компания», ООО «СпецТехСлужба»), обладающие лицензией на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности и имеющие договоры с МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск» на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов, вправе заниматься деятельностью по транспортированию отходов I - IV классов опасности и передавать отходы на дальнейшее размещение на полигон МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск», не нарушая действующего законодательства Российской Федерации в области лицензирования.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частью 1 указанной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

С учетом вышеизложенного, Заказчик, установив в извещении – документации о проведении запроса котировок требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности, необоснованно ограничил доступ к участию в запросе котировок участникам закупки, которые не обладают лицензией на данный вид деятельности, однако имеют лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности и договоры с МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск» на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При выявленном нарушении части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках со стороны Заказчика Комиссия Архангельского УФАС России не дает правовой оценки действиям единой комиссии по отклонению котировочной заявки ООО «СпецТехСлужба».

 

Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СпецТехСлужба» необоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Заказчику, единой комиссии устранить выявленные нарушения, а именно:

3.1. Заказчику, единой комиссии отменить запрос котировок на оказание услуг по планово-регулярному сбору, транспортировке и размещению (захоронению) отходов от зданий и сооружений САФУ (извещение № 31603375868 размещено на сайте http://www.new.zakupki.gov.ru) путем отмены всех документов, составленных в ходе проведения запроса котировок.

3.2. Настоящее решение (предписание) исполнить в срок до 08 апреля 2016 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

И.Ю. Короткова

Члены комиссии

 

П.А. Якимова

 

 

Е.С. Шарыгина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны