Решение ТУ ФАС России №04-05/1955 Решение 101оз-18 от 23 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 101оз-18

 

Заказчик :

ГКУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства»

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, дом 45, оф.1

E-mail: dvinaland@yandex.ru

 

Уполномоченный орган (единая комиссия):

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО "Белый Дом"

163000, Архангельск, наб.Северной Двины, д.112, кор.3, оф.335

E-mail: bel-dom@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

18 апреля 2018 года                                                                                                г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

 

Спиридонова О.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя: Ножкина А.Н. (доверенность от 17.07.2017 № 01-03/008), Нибабина С.С. (доверенность от 01.01.2018 № 01-03/005),;

Заказчика: Рядовкиной Е.В. (доверенность от 20.12.2017 № б/н), Петровой С.А. (доверенность от 17.04.2018 № 30), Шошиной И.С. (доверенность от 19.02.2018 № 24)

Уполномоченный орган: Панова О.И. (доверенность от 03.04.2018 № 34-Д).

 

 

УСТАНОВИЛА:

11.04.2018 из ФАС России в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Белый Дом" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии, созданной уполномоченным органом - контрактным агентством Архангельской области при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске (извещение № 0124200000618000932).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия единой комиссии, созданной уполномоченным органом, в связи с признанием несоответствующей заявки ООО "Белый Дом" по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 17.04.2018 № 314-05-339.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 17.04.2018 № 679.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

 

13.03.2018 Уполномоченный орган на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000618000932 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 473 364 930,64 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

Документация об электронном аукционе утверждена Уполномоченным органом 13.03.2018.

 

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.04.2018 (далее – протокол) единой комиссией были рассмотрены вторые части заявок на участие в аукционе трех участников аукциона, в том числе ООО «Белый Дом» (порядковый номер заявки №2). Заявка ООО «Белый Дом» признана несоответствующей требованиям документации об аукционе по следующему основанию: «В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона 44-ФЗ заявка участника закупки признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме в связи с непредставлением документов и информации, предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона 44-ФЗ и частью 11 и частью 14 раздела I «Общие положения» документации об аукционе в электронной форме, а именно: участником закупки не представлены документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона 44-ФЗ, а именно наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту многоэтажных жилых домов. Предметом представленных участником закупки контрактов № 0298_15_УСиА, №  0096_16_УСИА, № 0124200000616005094, № 123-мз, № 26, № 0149300001013000007-0072229-02 не является строительство, реконструкция или капитальный ремонт многоэтажных жилых домов, так как в соответствии с пунктом 5.5 части 5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» и пунктом 2 статьи 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденными решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516 (с изменениями и дополнениями) многоэтажные жилые дома – это дома с количеством этажей девять и более».

Частью 3 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» определено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов.

Частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 указанной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1 к Постановлению № 99.

Приложением № 1 к Постановлению № 99 предусмотрено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участнику закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в том числе являются:

  • копия исполненного контракта (договора);
  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

В соответствии с частью 4 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 указанной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Поскольку начальная (максимальная) цена заключаемого государственного контракта составляет 473 364 930,64 рублей, во исполнение требования части 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» пунктом 3 части 11 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», или копии этих документов:

  • копия исполненного контракта (договора);
  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

В ходе анализа заявки Заявителя Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в представленной участником закупки заявке в качестве подтверждения опыта исполнения контракта (договора) представлены четыре договора на выполнение работ по строительству многоквартирных домов на территории муниципальных образований Архангельской области с выданными разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, а именно:

- муниципальный контракт от 02.08.2013 на выполнение работ по строительству объекта «60-квартирный жилой дом по ул. Пионерской в с. Ловозеро»;

- муниципальный контракт от 21.10.2015 на выполнение комплекса работ по строительству «под ключ» объекта «Многоквартирный дом в квартале 025 города Северодвинска Архангельской области»;

- государственный контракт от 31.10.2016 на выполнение работ по строительству объекта многоквартирных домов на территории МО «Коношское»;

- муниципальный контракт от 23.05.2016 на выполнение комплекса работ по строительству «под ключ» объекта «Многоквартирный дом позиция 14 в квартале 009 Северодвинска Архангельской области».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что данные контракты заключены на строительство многоквартирных домов 4-5 этажности.

Заявитель в жалобе отметил, что в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 04.04.2018 единой комиссией указано на несоответствие представленных ООО «Белый Дом» контрактов требованиям следующих нормативных документов:

- «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализирпованная редакция СНиП 2.07.01-89*»;

- Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 №516.

Уполномоченный орган в объяснениях по жалобе от 17.03.2017 № 314-05-339 отметил, что документация об аукционе в части формирования описания объекта закупки была разработана на основе заявки Заказчика. Представитель Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России также пояснил, что в части 14 раздела 1 документации об аукционе содержится требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту многоэтажных жилых домов. При этом он пояснил, что статьей 35 Градостроительного Кодекса в состав жилых зон могут включаться помимо зон застройки малоэтажными, среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами.

Заказчик в объяснениях по жалобе указал, что участник закупки имел возможность ознакомиться в полном объеме с характеристиками представленного земельного участка под строительство объекта. Так согласно техническому заданию на выполнение работ, строительство объекта планируется осуществить на земельном участке с кадастровым номером и имеющим вид разрешенного использования – для размещения многоэтажных жилых домов, и размещенном согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденными решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516 (далее - Правила) в зоне Ж-4-4. Сведения об участке строительства объекта указаны в пункте 5 части 1 раздела II документации об аукционе.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что понятие многоэтажного жилого дома дано в пункте 2 статьи 2 Правил как отдельно стоящего жилого дома с количеством надземных этажей не менее девяти. Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 5.5 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее – Свод правил) установлены следующие составы жилых зон: - Зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей девять и более)». На основании изложенного, участники закупки в своих заявках должны подтвердить опыт исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту многоэтажных жилых домов, высотой 9 этажей и более.

 

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.

На основании пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об аукционе должна содержать  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» определены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации об аукционе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Объектом данной закупки является выполнение работ по строительству 300-квартирного дома.

Частью 14 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено, что участник электронного аукциона должен соответствовать следующим дополнительным требованиям (указаны в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 года № 99):

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту многоэтажных жилых домов, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используется следующая группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Комиссии Архангельского УФАС России обращает внимание, что согласно представленным документам Заявителя, Заказчика, а также представленным нормативным документам, документации об аукционе, разработанной Заказчиком и утвержденной Уполномоченным органом, отсутствует четкое понятие «многоэтажных жилых домов».

Так, в Правилах дано следующее понятие многоэтажного жилого дома, согласно которым многоэтажный жилой дом – отдельно стоящий жилой дом с количеством надземных этажей не менее девяти …».

Одновременно «СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №177, утратил силу) « … Многоэтажное здание: здание с числом этажей два и более …»

Интернет включает в понятие «многоэтажные многоквартирные дома» - это жилые дома высотой от 6 до 25 этажей или «многоэтажные дома» соответственно 7 - 11 (12) этажей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.04.2018 заявки двух участников закупки (заявки №1 и №3) были признаны не соответствующими установленным документацией об аукционе требованиям по аналогичному обоснованию. При этом документация об аукционе не содержит перечня документов, на которые ссылается единая комиссия (Правила и Свод правил).

Следовательно, установленное Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об аукционе требование о подтверждении опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту многоэтажных жилых домов ввело в заблуждение участников закупки.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

При выявленном нарушении ФЗ «О контрактной системе» со стороны Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия Архангельского УФАС России не дает правовой оценки действиям единой комиссии с признанием заявки участника закупки ООО "Белый Дом" не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Белый Дом" необоснованной.

2. Признать Заказчика, Уполномоченного органа, нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

3. Уполномоченному органу, единой комиссии, оператору электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» (далее – оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3. 1. Уполномоченному органу, единой комиссии отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.03.2018, протокол подведения итогов электронного аукциона от 02.04.2018. Разместить информацию об отмене указанных протоколов на сайте электронной площадки.

Оператору электронной площадки обеспечить Уполномоченному органу, единой комиссии возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания, отменить протокол проведения аукциона от 04.04.2018.

3. 2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:

- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске (извещение № 0124200000618000932);

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3.3. Заказчику, Уполномоченному органу в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске (извещение № 0124200000618000932) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.

3.4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.2 настоящего предписания назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

4. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии исполнить пункты 3.1 и 3.3 настоящего решения в срок до 11 мая 2018 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                              Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                              О.Г. Спиридонова

                                                                                                                                                             

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны