Решение №04-05/2139 Решение 126мз-18 от 14 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Дело № 126мз-18

 

Заказчик :

Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск»

163000 г. Архангельск, пр. Троицкий, д.60

E-mail: dts@arhcity.ru

 

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

 

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО "Белый Дом"

163000, Архангельск, наб.Северной Двины, д.112, кор.3, оф.335

E-mail: bel-dom@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2018 года                                                                                                г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Ножкина А.Н. (доверенность от 17.07.2017 №01-03/008), Нибабина С.С (доверенность от 01.01.2018 №01-03/005);

Заказчика: Ундозеровой Е.Н. (доверенность от 27.04.2018 № 17-11/2327);

Уполномоченного органа: Хабарова В.В. (доверенность от 06.09.2018 № 24Д);

УСТАНОВИЛА:

23 апреля 2018 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Белый Дом" (далее – Заявитель) на действия заказчика – департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 280 мест в 7 микрорайоне территориального округа Майская горка города Архангельска (извещение № 0124200000618001238).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 27.04.2018 № 17-11/2328.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 27.04.2018 № 314-05-393.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

 

27.03.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000618001238 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 280 мест в 7 микрорайоне территориального округа Майская горка города Архангельска (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 197 359 030 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка»

ЗАО «Сбербанк-АСТ».

09.04.2018, 23.04.2018 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

 

По мнению Заявителя, пункт 4.3.3 проекта контракта противоречит ФЗ «О контрактной системе» (части 2 статьи 34, части 1 статьи 95, части 1 статьи 33, части 1 статьи 64).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Согласно пункту 4.3.3. проекта контракта «Подрядчик принимает на себя обязательства: В течение 3 (трёх) календарных дней с даты заключения Контракта разработать и представить Заказчику и ГКУ АО «ГУКС» развернутый график производства работ по строительству Объекта (с разбивкой по неделям и указанием планируемых еженедельных объемов выполнения работ по видам и стоимости) (Приложение №4 к Контракту). Объемы выполняемых работ в 2018 и 2019 годах согласно графику, должны соответствовать лимитам бюджетных обязательств по Контракту».

В соответствии с пунктами 3.1. – 3.3 проекта контракта «Работы выполняются одним этапом. Дата начала выполнения работ - с даты заключения Контракта. Дата окончания выполнения работ – 01.09.2019 года». Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ, разработанным Подрядчиком (Приложение № 4 к Контракту). (пункт 3.4 проекта контракта).

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснила, что порядок приемки выполненных работ содержится в разделе 5 проекта контракта, порядок оплаты выполненных работ содержится в разделе 2 проекта контракта, порядок изменения контракта содержится в разделе 10 проекта контракта.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа пояснил, что график выполнения работ, разработанный Подрядчиком, составляется после заключения контракта, при этом работы выполняются одним этапом.

При этом, заказчик принимает на себя обязательства согласно пунктам 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6 проекта контракта – это осуществлять контроль за соответствием объема, стоимости и качества Работ условиям настоящего Контракта, строительным нормам и правилам; осуществлять контроль по исполнению Подрядчиком предписаний государственных надзорных органов в части безопасных методов ведения работ, качества работ и используемых материалов и строительных конструкций, предписаний авторского надзора; своевременно сообщать в письменной форме Подрядчику о недостатках, обнаруженных в ходе выполнения Работ или приемки выполненных Работ; обеспечивать принятие своевременных мер и контроль за устранением Подрядчиком недостатков, выявленных при производстве и приемке Работ, выдавать соответствующие предписания Подрядчику по их устранению в письменном виде.

Заказчик также имеет право согласно пунктам 4.2.1. Беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода и в любое время их выполнения; 4.2.2. Контролировать ход выполнения Подрядчиком работ по настоящему Контракту без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика; 4.2.4. В любое время потребовать от Подрядчика отчет о ходе выполнения настоящего Контракта, запрашивать у Подрядчика любую информацию и документацию, касающуюся реализации настоящего Контракта.

Из анализа положений проекта контракта следует, что работы выполняются одним этапом.

При этом Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов по нарушению пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

По мнению Заявителя, пункт 4.3.49 проекта контракта противоречит ФЗ «О контрактной системе» (части 1 статьи 33, части 1 статьи 64), считает данное условие проекта контракта содержит признаки кабальной сделки.

В силу пункта 4.3.49. проекта контракта Подрядчик принимает на себя обязательства: «В случае принятия Заказчиком решения о прекращении работ или их приостановления более чем на шесть месяцев, по заданию Заказчика за свой счёт выполнить консервацию Объекта».

В силу части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Согласно статье 752 Гражданского кодекса РФ установлено, что если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

Из чего следует, что работы по консервации объекта капитального строительства являются подрядными работами, выполняются на основании разработанной технической документации и подлежат оплате заказчиком, а не выполняются безвозмездно или за свой счет.

В силу пунктов 3, 4 Постановления Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства" (далее – Правила) в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

На основании подпунктов в) и г) пункта 5 Правил, в решении о консервации объекта должны быть определены: в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации; г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснила, что земельный участок, выделенный для строительства детского сада находится в собственности МО «Город Архангельск» и будет передан Подрядчику на период выполнения работ по муниципальному контракту, согласно условиям контракта Подрядчику передается также осуществление функций застройщика, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, в том числе получение заключения государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и др. (все передаваемые функции указаны в проекте контракта).

При этом представитель Заказчика согласилась с тем, что необходимо доработать данный пункт проекта контракта и добавить следующими словами «если случаи произошли по вине Подрядчика».

Следовательно, Комиссия Архангельского УФАС России принимает довод Заявителя о том, что описание пункта 4.3.49 проекта контракта ограничивает количество участников.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

По мнению Заявителя, пункт 4.3.46 проекта контракта противоречит ФЗ «О контрактной системе» (части 1 статьи 33, части 1 статьи 64), считает, что данное условие проекта контракта также содержит признаки кабальной сделки.

В силу пункта 4.3.46. проекта контракта, в случае выявления в ходе производства работ по строительству Объекта недостатков проектной документации (в отношении которой имеются положительные заключения государственной экспертизы), либо рабочей документации, а также недостатков отдельных разделов проектной либо рабочей документации, Подрядчик за свой счет устраняет недостатки проектной документации и осуществляет производство работ. Устранение недостатков проектной документации осуществляется только после согласования с Заказчиком и ГКУ АО «ГУКС». В отношении изменений, внесенных в проектную или рабочую документацию, Подрядчик за свой счет получает заключение ГАУ АО «Управление государственной экспертизы» в соответствии с действующим законодательством и положениями части 5 статьи 48.2 и статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 761 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.

В соответствии с частью 2 статьи 761 Гражданского кодекса РФ установлено, что при обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.

В силу статьи 762 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.

Исходя из содержания пункта 4.3.46. проекта контракта, Заказчик возложил на подрядчика обязанности по устранению за его счет недостатков проектной документации, в отношении которой имеется положительное заключение государственной экспертизы.

Согласно части 1 стать 719 Гражданского кодекса РФ Подрядчик определено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

Следовательно, Комиссия Архангельского УФАС России принимает довод Заявителя о том, что пункт 4.3.46 проекта контракта прописан некорректно, ограничивает количество участников, при этом необходимо доработать весь пункт проекта контракта.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

По мнению Заявителя, пункт 4.3.6 проекта контракта противоречит ФЗ «О контрактной системе» (части 1 статьи 33, части 1 статьи 64).

Пункт 4.3.6. проекта контракта содержит условие, в соответствии с которым Подрядчик принимает на себя обязательство в течение 10 (десяти) календарных дней с даты заключения Контракта оформить и предоставить Заказчику и ГКУ АО «ГУКС» правоустанавливающие документы на земельный участок для строительства Объекта в соответствии со ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 указанного Кодекса, в том числе в виде служебного надела.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование: лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заявителя пояснили, что всему указанному в пункте 1 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ должно предшествовать заключение договора безвозмездного пользования земельным участком, который заключается с уполномоченным органом. В пункте 4.1 проекта контракта отсутствует обязанность Заказчика по обеспечению заключения указанного договора, а также не установлены сроки передачи Подрядчику необходимых документов на земельный участок.

Следовательно, Комиссия Архангельского УФАС России принимает довод Заявителя о том, что пункт 4.3.6 проекта контракта прописан некорректно, не определен порядок передачи документов, ограничивает количество участников, при этом необходимо доработать весь пункт проекта контракта.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

По мнению Заявителя, пункты 4.3.54, 4.3.55 проекта контракта противоречат ФЗ «О контрактной системе» (части 1 статьи 33, части 1 статьи 64).

В соответствии с пунктами 4.3.54, 4.3.55 проекта контракта Подрядчик принимает на себя обязательство организовать приемку и ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта в течение десяти рабочих дней:

с даты приемки объекта капитального строительства и представления Подрядчиком имеющихся у него документов, указанных в абзацах «а» и «б» пункта 4.3.52 настоящего Контракта, направить указанные документы в уполномоченные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу соответствующих разрешений;

с даты получения соответствующего заключения (заключений) уполномоченных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации и представления Подрядчиком имеющихся у него документов, предусмотренных абзацем «в» пункта 4.3.52 настоящего Контракта, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что  застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ установлено, что Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Из приведенных норм Гражданского кодекса РФ  следует, что договор оказания услуг носит возмездный характер, а сметная документация по объекту не содержит средств на оплату данного вида услуг.

Кроме того, ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта являются обязанностью застройщика, технического заказчика.

Также, Заказчиком в пункте 5.10 проекта контракта установлено, что приемка в эксплуатацию законченного строительством Объекта осуществляется в соответствии со СНиП 3.01.04-87 «Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», ст. 55 Градостроительного кодекса РФ и условиями настоящего Контракта.

При этом, СНиП 3.01.04-87 Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» утратил силу в соответствии с приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 27.07.2017 №1033/пр.

Следовательно, Комиссия Архангельского УФАС России принимает довод Заявителя о том, что пункты 4.3.54 и 4.3.55 проекта контракта ограничивают количество участников, при этом необходимо доработать данные пункты проекта контракта.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

По мнению Заявителя, пункт 4.3.7 проекта контракта противоречит ФЗ «О контрактной системе» (части 1 статьи 33, части 1 статьи 64).

Пунктом 4.3.7. проекта контракта установлена обязанность Подрядчика заблаговременно, но не позднее чем за 7 (семь) рабочих дней до начала строительства, направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган извещение о начале строительных работ.

В соответствии с Положением об инспекции госстройнадзора Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 19.04.2007 №81-па, таким органом является инспекция госстройнадзора Архангельской области.

В соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: …»

Частью 5.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 указанной статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.

Следовательно, Комиссия Архангельского УФАС России принимает довод Заявителя о том, что пункт 4.3.7 проекта контракта ограничивает количество участников, при этом необходимо доработать пункт проекта контракта в части уточнения уполномоченного органа.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

По мнению Заявителя, проект контракта содержит условие о сроке действия контракта, которое не позволяет достоверно определить дату окончания действия контракта, и, следовательно, не позволяет предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта.

В силу пункта 12.1. проекта контракта Контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения Сторонами принятых на себя обязательств по настоящему Контракту либо до его расторжения.

В силу пункта 12.2. проекта контракта Окончание срока действия настоящего Контракта влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, но не освобождает Стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Сторонами обязательств по настоящему Контракту, если таковые имели место при исполнении настоящего Контракта.

В силу пункта 2.11. проекта контракта окончательный расчет с Подрядчиком за выполненные работы осуществляется Заказчиком не позднее 30 дней после подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки готового Объекта (п. 5.20. Контракта) и выставления счета-фактуры Подрядчиком.

В соответствии с пунктом 2.12. проекта контракта форма расчетов между Заказчиком и Подрядчиком: безналичные денежные средства на расчетный счет Подрядчика, указанный в настоящем Контракте.

В соответствии с пунктом 3.3 проекта контракта «Дата окончания выполнения работ – 01.09.2019 года».

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а также срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 N 66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.

Как следует из пункта 12.1 проекта контракта действие контракта связано с моментом его подписания (начало действия контракта) и до полного исполнения обязательств сторонами (окончание действия контракта), т.е. окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта. Данное событие (до полного исполнения обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.

Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из пункта 12.1 проекта контракта, данный срок не определен. В данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.

Следовательно, в рассматриваемой части довод подателя жалобы Комиссия признает обоснованным.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснила, что в контракте содержится информация о сроке исполнения обязательств по контракту подрядчиком, а именно: дата окончания выполнения работ – 01.09.2019 (пункт 3.3 проекта контракта). Требования к обеспечению исполнения контракта согласно части 1 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрены Заказчиком в разделе 8 проекта контракта. При этом она не смогла определить срок действия контракта.

Следовательно, Комиссия Архангельского УФАС России принимает довод Заявителя о том, что пункты 12.1, 12.2 проекта контракта ограничивают количество участников, при этом необходимо доработать данные пункты проекта контракта в части указания в документации об аукционе конкретного срока действия контракта.

Таким образом, Заказчик нарушил требования части 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе».

 

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заявителя дополнительно сослались на материалы о внесении изменений в извещение и в документацию об аукционе от 23.04.2018, согласно которым внесены изменения в таблицу «Наименования товаров, технические характеритики» части 2 «Требования к материалам (товарам), применяемым при выполнении работ», где включены обозначения, которые отсутствуют в Инструкции, тем самым Заказчик указывает на неправильное описание необходимых для Заказчика характеристик товаров.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Так, Заказчиком в требованиях к товарам прописаны обозначения значений показателей, которые не указаны в Инструкции, а именно: «св.__до__», «св.», «должна быть….знак, «должен быть св.__ до___», «от 5 до 10 мм. -10 – 20», «св. 10 до 20 мм. – 15 – 25»  и т.д.

Например, пунктом 76 «Бетон тяжелый» части 2 Требований к материалам (товарам), применяемым при выполнении работ предусмотрены зарактеристики «Содержание отдельных фракций в крупном заполнителе в составе бетона «… св. 10 до 20 мм. – 60 – 75».

Пункт 12 «Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» не содержит такой отсылки «св. 10 до 20мм».

В данном случае Инструкция по заполнению заявки должна указывать на те положения, которые указаны в части 2 документации об аукционе.

Следовательно, в позициях таблицы части 2 документации об аукционе Заказчиком дано описание характеристики товаров, которое ограничивает количество участников, чем ввел участников закупки в заблуждение.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Белый Дом" обоснованной.

2. Признать Заказчика - Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск», нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику оператору электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3.1. Оператору электронной площадки: не позднее 5 рабочих дней с момента выдачи настоящего решения (предписания):

- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 280 мест в 7 микрорайоне территориального округа Майская горка города Архангельска (извещение № 0124200000618001238);

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3.2. Заказчику, Уполномоченному органу в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 280 мест в 7 микрорайоне территориального округа Майская горка города Архангельска (извещение № 0124200000618001238) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.

3.3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

4. Заказчику, Уполномоченному органу исполнить пункты 3.1, 3.3 настоящего решения (предписания) в срок до 25 мая 2018 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                               О.Г. Спиридонова

                                                                                                                             Н.В. Вознесенская

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны