Решение №04-05/2206 Решение по делу 121мз-13 (жалоба ЗАО «ТЕПЛОКОМ») от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

23 апреля 2013 года                                                                                                  г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления;

 

Члены Комиссии:

Лобов С.В.

Заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа;

Вознесенская Н.В.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа;

Нутрихина Ю.Д.

Специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, участник инспекции,

 

на основании статей 17 и 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 841 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 189», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 (далее по тексту – Административный регламент),

в присутствии представителей от:

Заказчика - комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации МО «Северодвинск» – Беляевой Е.А. (доверенность № б/н от 19.04.2013),

Заявитель – ЗАО «ТЕПЛОКОМ», уполномоченный орган - администрация муниципального образования «Северодвинск» - надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в заседание Комиссии Архангельского УФАС России своих представителей не направили,

УСТАНОВИЛА:

16 апреля 2013 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг, поступила жалоба ЗАО «ТЕПЛОКОМ» (далее - Заявитель) на действия Заказчика – Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации МО «Северодвинск» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа - администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – Уполномоченный орган), при проведении открытого аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции отопительной котельной в селе Нёнокса муниципального образования «Северодвинск» (Извещение № 0124300012713000116).

 

Содержание жалобы:

Заявителем обжалуются следующие положения документации об открытом аукционе в электронной форме:

– недостаточность информации о работах, которые требуется выполнить, поскольку на официальном сайте http://zakupki.gov.ru не размещен проект «Реконструкция отопительной котельной в с. Ненокса муниципального образования «Северодвинск» № 999-079 ТМ; 

– необоснованное название предмета аукциона, поскольку требуемые работы нельзя отнести к реконструкции, исходя из Градостроительного кодекса РФ;

- неправомерное требование к участнику размещения заказа о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, для выполнения данных видов работ, так как данное свидетельство сильно сужает круг возможных участников аукциона;

- отсутствие в проекте муниципального контракта документации об открытом аукционе в электронной форме четких сроков оплаты, свидетельствует о намеренном завышении Заказчиком требований к подрядчикам и условиям выполнения работ с целью ограничить конкуренцию;

- в проекте контракта не установлена ответственность Заказчика, что является нарушением ФЗ «О размещении заказов».

Заказчик не согласен с доводами жалобы по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе (письмо исх. № 03-01-16/3431 от 19.04.2013).

Уполномоченный орган объяснения по жалобе не представил.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов» внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.

09.04.2013 Уполномоченным органом - администрацией муниципального образования «Северодвинск» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено Извещение № 0124300012713000116 о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции отопительной котельной в селе Нёнокса муниципального образования «Северодвинск» (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 1 578 159,14 рублей.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов» документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Требования к выполняемым работам установлены в разделе II «Сведения о товарах (работах, услугах), на поставку (выполнение, оказание) которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта» документации об аукционе, согласно которому Заказчику требуется выполнить работы в соответствии с проектом «Реконструкция  отопительной котельной в с. Ненокса муниципального образования «Северодвинск» № 999-079 ТМ, разработанным ООО «Проект-Север».

Поскольку основополагающие требования к выполняемым работам определены в проектно-сметной документации, то они фактически являются частью документации об открытом аукционе в электронной форме и поэтому должны быть размещены на официальном сайте.

При анализе документации об аукционе Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что приложение № 3 документации об аукционе содержит проект 999-082 ТМ.1 «Реконструкция  отопительной котельной в с. Нёнокса муниципального образования «Северодвинск», файлы проекта заархивированы в форме zip и размещены Уполномоченным органом на официальном сайте 09.04.2013 в 17:09 под именем «130409_112_3_РП1_ Реконстр_котельн_Ненокса № 0124300012713000116 от 09.04.2013» на вкладке «документы заказа».

Таким образом, довод Заявителя о том, что проект «Реконструкция  отопительной котельной в с. Ненокса муниципального образования «Северодвинск»    № 999-079 ТМ» не размещен на сайте, материалами дела не подтвержден.

           

            В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 41.5 ФЗ «О размещении заказов» в извещении о проведении открытого аукциона указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Материалами дела установлено, что извещение о проведении открытого аукциона содержит  раздел «предмет контракта», в котором установлено полное наименование аукциона (предмет контракта) - «Выполнение работ по реконструкции отопительной котельной в селе Нёнокса муниципального образования «Северодвинск»».

Представитель Заказчика в заседании комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что предмет контракта установлен на основании проекта  999-082 ТМ.1 «Реконструкция  отопительной котельной в с. Нёнокса муниципального образования «Северодвинск».

Комиссия Архангельского УФАС России по вопросу необоснованного названия предмета аукциона, отмечает, что предмет контракта должен указываться в соответствии с работами, которые установлены Заказчиком на основании пункта 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов», а требования к выполняемым работам определены, в том числе и в проекте 999-082 ТМ.1 «Реконструкция отопительной котельной в с. Нёнокса муниципального образования «Северодвинск».

Более того, Заявитель в жалобе не указал, в чем заключается, по его мнению, нарушение ФЗ «О размещении заказов» при  необоснованном названии предмета контракта и каким образом подобное наименование может затронуть его интересы.

Таким образом, довод Заявителя о том, что предмет контракта не обоснован, не подтвержден, так как предмет контракта установлен в соответствии с проектом 999-082 ТМ.1 «Реконструкция отопительной котельной в с. Нёнокса муниципального образования «Северодвинск».

На основании части 5 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов» документация об аукционе наряду с предусмотренными частями 3 и 4 указанной статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 ФЗ «О размещении заказов».

Пунктом 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О размещении заказов» определено, что при размещении заказа устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, а именно: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее –ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Из указанных норм ГрК РФ следует, что выполнение строительных работ, реконструкции, капитального ремонта всегда предполагает деятельность по организации капитального ремонта и лицо, осуществляющее капитальный ремонт, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О размещении заказов» является обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства. Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной антимонопольной службы от 23 мая 2011 года № ИА/19714 «О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства».

Пунктом 4.2 части 4 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать в обязательном порядке требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим деятельность, являющуюся предметом аукциона: иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к следующим видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства:

- работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сообщил, что работы по организации реконструкции объектов теплоснабжения включены в перечень, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень) (пункт 33.5).

Согласно позиции 2 «Монтажные работы» таблицы раздела II «Сведения о товарах (работах, услугах), на поставку (выполнение, оказание) которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта» документации об аукционе Заказчику необходимо выполнить работы по установке котлов стальных отопительных водогрейных на твердом топливе.

Следовательно, вышеперечисленные работы относятся к монтажу оборудования котельных.

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что к числу работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, относится пункт 23.4 раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» Перечня - работы по монтажу оборудования котельных.

Таким образом, требование пункта 4.2 части 4 раздела I «Общие положения» документации об аукционе о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) является правомерным.

Подпунктом 8 части 4 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов» определено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 34 ФЗ «О размещении заказов» к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Как установлено материалами дела приложение №1 документации об аукционе содержит проект контракта.

Пунктом 3.2.1  части 3 проекта муниципального контракта (приложение №1 документации об аукционе) установлено, что оплата выполненных в полном объёме и принятых работ производится Заказчиком путём перечисления денежных средств на счёт Подрядчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления на счёт Заказчика бюджетных средств, предназначенных на цели финансирования настоящего контракта, на основании следующих документов:

  • акта о приёмке выполненных работ (КС-2);
  • справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3);
  • акта о приёмке объекта после реконструкции;
  • счёта – фактуры (счёта).

Представитель Заказчика на заседании  Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что порядок оплаты выполненных работ, предусмотренный проектом муниципального контракта, разработан в соответствии со сложившейся процедурой оплаты контрактов в  Администрации МО «Северодвинск» и действующими местными нормативными документами. Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи проводит размещения муниципального заказа и заключает муниципальные контракты в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, но не имеет денежных средств, предназначенных для оплаты заключенных контрактов на своем счете, открытом в органах Федерального казначейства. Такие денежные средства поступают на счет Заказчика после предоставления документов, подтверждающих выполнение работ (счета, счета-фактуры, акты выполненных работ). Подобное требование содержится и в части 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заказчик ежемесячно для включения в кассовый план выплат из местного бюджета направляет заявку на оплату всех контрактов, исполнение которых ожидается в следующем месяце, для обеспечения своевременной оплаты выполненных работ.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что нормами ФЗ «О размещении заказов» не предусмотрено установление в документации об аукционе четких сроков выполнения работ.

При таких обстоятельствах нарушений подпункта 8 части 4 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов» со стороны Заказчика в части указания в документации об аукционе сроков выполнения работ, не выявлено.

Согласно  части 9 статьи 9 ФЗ «О размещении заказов» в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Частью 10 статьи 9 ФЗ «О размещении заказов» установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что ФЗ «О размещении заказов» предусматривает включение в государственный и муниципальный контракт, гражданско-правовой договор обязательного условия об ответственности только поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, гражданско-правовым договором.

Как установлено материалами дела часть 6 проекта муниципального контракта содержит ответственность сторон, в которой установлено (пунктом 6.1), что стороны несут ответственность в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения предусмотренных настоящим контрактом обязательств стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, что устанавливает ответственность Заказчика за неисполнение обязательств по контакту в рамках действующего гражданского законодательства и законодательства о размещении заказа.

Таким образом, довод Заявителя о том, что в проекте муниципального контракта отсутствует ответственность Заказчика, не подтвержден материалами дела.

Руководствуясь частью 5 статьи 17 и частью 6 статьи 60 ФЗ «О размещении заказов», Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «ТЕПЛОКОМ» необоснованной.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                               Д.В. Бугаев

 

Члены Комиссии                                                                                                             С.В. Лобов

 

Н.В. Вознесенская

 

Ю.Д. Нутрихина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны