Решение №04-05/2278 Решение 28юл-17 от 23 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 28юл-17

 

Заказчик (Организатор закупки):

АО "Аэропорт Архангельск"

163053, г. Архангельск, аэропорт Талаги, д.8

E-mail: zakupki@arhaero.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «ОТС»

119049, г. Москва, 4-ый Добрынинский пер., д. 8

E-mail: info@otc.ru

 

Заявитель:

ООО "Авиахим"

117218, г. Москва, Нахимовский пр-т, дом 32

E-mail: info@aviachem.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

 

17 мая 2017 года                                                                                                   г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в составе:

 

Председатель

-

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления, начальник отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Член комиссии

-

Крупчак Т.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок.

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Ореховой О.Н (доверенность от 16.05.2017№ 103), Печуриной Е.Ю. (доверенность от 09.01.2017№ 91).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

04.05.2017 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «Авиахим» (далее – Заявитель) на действия закупочной комиссии, созданной заказчиком – АО "Аэропорт Архангельск" (далее – закупочная комиссия) при проведении открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку гранулированных антигололедных химических реагентов (извещение № 31704913740 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт ЕИС)).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия закупочной комиссии, в связи с отклонением заявки Заявителя. В протоколе отсутствует информация об отказе участнику в допуске. Не размещена обязательная информация о закупке.

Указанное обстоятельство подпадает под основания для обжалования, определенные пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрела жалобу ООО «Авиахим» с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Ф3 «О закупках») при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках», закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг утвержденного решением Совета директоров АО «Аэропорт Архангельск» от 23 марта 2016 года (протокол № 111 от 23 марта 2016 года) (далее – Положение о закупках).

Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 ФЗ «О закупках» в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено указанным Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 указанной статьи.

21.03.2017 на официальном сайте ЕИС заказчиком – АО "Аэропорт Архангельск" (далее – Заказчик) размещены извещение № 31704913740 о проведении запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку гранулированных антигололедных химических реагентов и закупочная документация.

Начальная (максимальная) цена договора - 4 660 000,00 рублей.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии № 31704913740-01 от 18.04.2017 на участие в закупочной процедуре подано 6 коммерческих предложений от участников закупки АО «ОКТАФЛЮИД», ООО «Авиахим», ЗАО «РХЗ «НОРДИКС», ООО «Научно-производственная компания АэроТехСнаб», ООО «Нефтесервисная компания Сибирь», ООО «Оксайд». В результате переторжки, проведенной 31.03.2017 с 10:30 до 16:00, было улучшено четыре предложения от участников закупки: ООО «Нефтесервисная компания Сибирь», ООО «Авиахим», ООО «Научно-производственная компания АэроТехСнаб», ЗАО «РХЗ «НОРДИКС».

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии № 31704913740-01 от 18.04.2017, Закупочной комиссией принято решение об отказе в допуске участников: ООО «Научно-производственная компания АэроТехСнаб», ООО «Нефтесервисная компания Сибирь», с обоснованием данного решения в протоколе: в связи с отсутствием в перечне материалов, предназначенных для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов.

Участником закупки ООО «Авиахим» предложена цена договора 3 600 000,00 рублей.

Рассмотрев предложения участников запроса коммерческих предложений в соответствии с критериями оценок и требованиями, установленными закупочной документацией, закупочной комиссией единогласно принято решение - признать условия, предложенные ЗАО «РХЗ НОРДИКС» лучшими; заключить с ЗАО «РХЗ НОРДИКС» договор поставки гранулированных антигололедных химических реагентов для нужд АО «Аэропорт Архангельск» на сумму 4 499 000,00 рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 «О закупках» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 2.6.1. Положения о закупках определено, что закупочная документация утверждается Заказчиком и включает в себя, в том числе, требования к предмету закупки (требования к количеству, качеству, техническим, функциональным (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, работ, услуг, требования к безопасности товара, работ, услуг, требования к упаковке товара, требования к доставке, отгрузке товара, иные требования о соответствии товаров, работ, услуг потребностям Заказчика).

Пунктом 9.20 части 9 «Размещение заказа путем проведения запроса коммерческих предложений» Положения о закупках определено, что договор с победителем заключается в соответствии с порядком, предусмотренным Закупочной документацией и настоящим Положением.

Заказчик принимает решение о заключении договора с тем участником, коммерческое предложение которого наиболее полно удовлетворяет потребностям Заказчика, определенным в соответствии с опубликованными в запросе коммерческих предложений критериями.

Позицией 17 таблицы «Информация о закупке» Уведомления № 12/2017 о проведении открытого запроса коммерческих предложений закупочной документации определены критерии оценки, а именно:

«Соответствие коммерческого предложения участника по составу, содержанию и оформлению требованиям документации о закупке;

Соответствие коммерческого предложения участника по составу и содержанию условиям его технического предложения;

Цена договора…».

Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили, что закупочной комиссией было принято решение о признании победителем ЗАО «РХЗ НОРДИКС» в соответствии с потребностями Заказчика, а именно: значимым показателем для Заказчика является минимальный состав реагента формиата натрия (качественный показатель товара) 98 %.

В позиции 4 таблицы технического задания Приложения №2 к Уведомлению № 12/2017 закупочной документации дано описание технических характеристик и определены требования к товару, а именно:

«1. Диапазон температуры применения — до -14º С;

6. Плотность — 0,85-1,0 г/см³;

7. Гранулометрический состав:

-массовая доля гранул менее 1 мм — не более 5%;

-массовая доля гранул от 1 до 4 мм — не менее 93%;

-массовая доля гранул более 4 мм — не более 2%.

8. Рассыпчатость — 100%;

10. Прочность гранул — 20-40 кг/см²;

11. Температура замерзания при массовой доле реагента 50% - не выше
-20ºС;

12. Коррозионное воздействие на цементобетонные покрытия — коэффицент агрессивности — не выше 0,2;

13. Коэффициент сцепления после удаления продуктов разрушения льдообразования и в процессе предупреждения льдообразования — не менее 80% от величины сцепления на мокрой поверхности;

14. Негорюч, пожаро и взрывобезопасен, нетоксичен;

15. Требования к расфасовке, таре, упаковке товара: полиэтиленовые мешки - обеспечение сохранности товара при его транспортировке и хранении. Масса нетто одного мешка не более 50 кг».

Исходя из позиции 4 таблицы технического задания Приложения №2 к Уведомлению № 12/2017 закупочной документации, требование к минимальному составу (98 %) реагента формиата натрия (качественный показатель товара) Заказчиком не задано.

Следовательно, Заказчиком в Закупочной документации неверно определена потребность в характеристиках гранулированных антигололедных химических реагентов.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 10 статьи 4 Ф3 «О закупках», пункт 2.6.1 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно пункту 4.13 Положения о закупках процедура запроса коммерческих предложений не является торгами (конкурсом или аукционом) и их проведение не регулируется статьями 447–449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данные способы закупок также не являются публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057–1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данные способы закупок не накладывают на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по заключению договора с победителем таких закупок или иными участниками. Заказчик имеет право отказаться в любое время от всех полученных предложений или прекратить закупку.

Пунктом 9.9 части 9 «Размещение заказа путем проведения запроса коммерческих предложений» Положения о закупках установлено, что закупочная комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным Закупочной документацией, и соответствие требованиям, установленным разделом 3 настоящего Положения. Рассмотрение Заявок на участие в запросе коммерческих предложений осуществляется в соответствии с критериями и порядком, указанными в Закупочной документации.

Пунктом 9.11 Положения о закупках определено, что Участнику закупки может быть отказано в допуске к участию в запросе коммерческих предложений в случае:

- непредставления документов, определенных Закупочной документацией, либо наличия в заявке недостоверных сведений об Участнике закупки или о товаре, работе, услуге, являющейся предметом закупки;

- несоответствия требованиям, установленным разделом 2 настоящего Положения и  Закупочной документацией; 

- наличие в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную Закупочной документацией;

- наличие в заявке предложений о качестве, ассортименте, количестве иных характеристиках предмета закупки, несоответствующих Закупочной документации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 9.12 Положения о закупках на основании решений принятых Закупочной комиссией по итогам рассмотрения заявок и подведения итогов запроса коммерческих предложений составляется протокол заседания закупочной комиссии. Протокол должен содержать, в том числе, о принятом на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих предложений решении.

Исходя из протокола заседания закупочной комиссии № 31704913740-01 от 18.04.2017, невозможно сделать вывод, на каком основании Закупочная комиссия не признала победителем ООО «Авиахим», в связи с отсутствием обоснования своего решения.

Согласно пояснениям представителей Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, Закупочной комиссией принято решение о признании победителя, исходя из потребности Заказчика (минимальный состав реагента формиата натрия (качественный показатель товара) 98 %.).

В связи с тем, что данная характеристика не установлена в техническом задании Закупочной документации, решение закупочной комиссии о признании условий, предложенные ЗАО «РХЗ НОРДИКС», лучшими является неправомерным.

Следовательно, закупочной комиссией нарушен порядок определения победителя запроса предложений.

Таким образом, закупочная комиссия, созданная Заказчиком, нарушила часть 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», подпункт 4 пункта 9.12 Положения о закупках.

Руководствуясь частью 1, частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Авиахим» обоснованной.

2. Признать заказчика – АО «Аэропорт Архангельск» нарушившим пункт 1 части 10 статьи 4 Ф3 «О закупках», пункт 2.6.1 Положения о закупках.

3. Признать закупочную комиссию, созданную Заказчиком нарушившей часть 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», подпункт 4 пункта 9.12 Положения о закупках.

4. Предписание не выдавать, так как договор заключен.

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

      И.Ю. Короткова

Члены комиссии

 

   Н.В. Вознесенская

 

 

            Т.С. Крупчак

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны