Решение №04-05/3259 Решение 205мз-17 от 18 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Дело № 205мз-17

 

Заказчик :

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОДОКАНАЛ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"

163002, г. Архангельск, УЛ. КАСАТКИНОЙ, 9

Е-mail: zakupki@arhvodokanal.ru

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

 

Заявитель:

ООО "Алеф"

197372 Санкт-Петербург ул. Камышовая,  6/4/164

E-mail: 79218809900@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

13 июля 2017 года                                                                                                   г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

         

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Белкина А.В. (доверенность от 09.01.2017 № 21), слушателя Дашко И.Н. (паспорт).

Саморегулируемой организации «Союз профессиональных строителей» - Негодяева А.А. (паспорт).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

06 июля 2017 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Алеф" (далее – Заявитель) на действия заказчика – МУП «Водоканал» МО «Город Архангельск" (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров (извещение № 0524300001217000040).

 

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика, в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 12.07.2017 № б/н.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

 

22.06.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0524300001217000040 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 68 331 776,77 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

06.07.2017 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

По мнению Заявителя, при формировании документации об аукционе Заказчиком были нарушены нормы ФЗ «О контрактной системе». Из первого довода жалобы Общества следует, что Заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки во вторых частях заявки.

 

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе» в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Частью 3 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Часть 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» определяет, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» документов и информации, не допускается.

Единые требования к участникам закупки, которые должны быть установлены заказчиком при осуществлении закупки, определены в части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

 

В пункте 10 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» раздела I. «Общие положения» документации об аукционе установлены требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе. Исходя из данного требования, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы:

«..документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, или копии этих документов:

а) копии свидетельств СРО (согласно Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011)) о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с обязательным приложением перечня работ, включающим позиции, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные, уникальные и другие объекты капитального строительства при выполнении работ по строительству, а именно:

1) п. 3.1 (Механизированная разработка грунта);

2) п. 3.7 (Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода);

3) п. 7 (Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций);

4) п. 16 (Устройство наружных сетей водопровода);

5) п. 17 (Устройство наружных сетей канализации).

б) - Наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.03–2016 и СДС «СОРБ» при индексе деловой репутации не менее 76;

- Наличие сертификата ISO 9001-2011;

- Наличие сертификата ISO 14001-2007;

-Наличие сертификата ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007);

- Наличие сертификата ISO/IEC 27001:2013;

- Наличие сертификата ГОСТ Р ИСО 26000-2012 (SA 8000:2014).

в) Свидетельство национального агентства контроля сварки (НАКС) о готовности организации к использованию следующих аттестованных технологий сварки (технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов при помощи закладных нагревателей, технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов нагретым инструментом, технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов при помощи экструзионной сварки).

г) Наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: монтаж, тех. обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ)…»

 

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что с 01.07.2017 прекращается действие свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для выполнения указанных работ необходимо быть членом саморегулируемой организацией (далее - СРО). Заказчиком закупка 0524300001217000040 размещена 22.06.2017, дата и время окончания подачи заявок 24.07.2017 09:00. При этом следует отметить, что в данную закупку 06.07.2017 Заказчиком вносились изменения в извещение о проведении электронного аукциона.

Следовательно, Заказчик обязан был учесть вступившие в законную силу изменения к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На заседании Комиссии Архангельского УФАС России Заказчик пояснил, что установления требований о предоставлении в составе второй части заявки таких документов как «сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.03–2016 и СДС «СОРБ» при индексе деловой репутации не менее 76; сертификат ISO 9001-2011; сертификат ISO 14001-2007; сертификат ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007); сертификат ISO/IEC 27001:2013; сертификат ГОСТ Р ИСО 26000-2012 (SA 8000:2014)» обусловлено в целях подтверждения участником закупки качества выполняемых работ по контракту.

Однако следует отметить, что законодательством не установлено требование об обязательном наличии у участников закупок вышеперечисленных сертификатов. Установленное Заказчиком требование о предоставлений копий документов во второй части заявок, не позволяет принять участие в закупке 0524300001217000040 потенциальным участникам, не обладающими указанными документами, но имеющим возможность выполнять работы по предмету закупки 0524300001217000040, что приводит к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга потенциальных участников закупки 0524300001217000040.

Предоставление копии свидетельство национального агентства контроля сварки (далее – Свидетельство НАКС) о готовности организации к использованию следующих аттестованных технологий сварки (технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов при помощи закладных нагревателей, технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов нагретым инструментом, технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов при помощи экструзионной сварки) также установлено неправомерно, в связи с тем, что на заседании Комиссии Архангельского УФАС России Заказчиком не представлена информация, подтверждающая основание и необходимость установления требований о предоставлении в составе заявок Свидетельства НАКС, в связи с чем Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что требование о предоставлении указанного документа от участника аукциона является избыточным.

Что касается установления Заказчиком требования к участнику закупки о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: монтаж, тех. обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ), то Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в документации об аукционе отсутствуют виды работ, подлежащие выполнению в целях обеспечения пожарной безопасности.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об аукционе излишние требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

 

Вторым доводом у Заявителя является не конкретизация порядка оформления первой части заявки с учетом объекта закупки.

Документация об аукционе в разделе III «Приложения к документации об аукционе» содержит рекомендуемые формы для заполнения участниками электронного аукциона, а именно: форма 1 «Согласие на выполнение работ» и форма 2 «Характеристики товаров, предлагаемых для использования при выполнении работ».

Форма 2 содержит единственное наименование товара – «Стеклопластиковый рукав» с характеристикой – «Полимерный материал». При этом под формой 2 Заказчик указал, что «При заполнении формы необходимо указать именно конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в разделе II документации об электронном аукционе и характеризующим товары, предполагаемые для выполнения работ».

В пункте «Требования к материалу» раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе Заказчик прописал «механические  характеристики полимерного материала применяемого при работах по улучшению эксплуатационных характеристик трубопровода, которые должны соответствовать следующим параметрам:

- разрушающее напряжение при растяжении не менее 28 МПа (по ГОСТ 11262-80);

- модуль упругости при растяжении не менее 3300 МПа (по ГОСТ 9550-81);

- разрушающее напряжение при изгибе не менее 55 МПа (по ГОСТ 4648-2014);

- модуль упругости при изгибе не менее 3700 МПа (по ГОСТ 9550-81);

- разрушающее напряжение при сжатии не менее 70 МПа (по ГОСТ 4651-2014);

- модуль упругости при сжатии не менее 1800 МПа (по ГОСТ 9550-81);

- твердость по Бринеллю Нв не менее 90 МПа (по ГОСТ 4670-91)

Толщина чулка определяется с помощью специализированных расчетов.

Иные требования предусмотрены локальным ресурсно-сметным расчётом».

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев требования к товару, локальные ресурсно-сметные расчеты, являющиеся обоснованием начальной максимальной ценой контракта, установила следующее.

Механические характеристики по товару «полимерный материал» являются достаточными для заполнения первой части заявки исходя из потребности Заказчика в данном материале. Однако следует отметить, что отсутствует требование Заказчика по толщине полимерного материала (чулок), который должен быть определен «с помощью специализированных расчетов». В локальных ресурсно-сметных расчётах также отсутствуют какие-либо характеристики товаров по данной закупке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе», документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Объектом закупки является выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, со сметой, определяющей цену работ.

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лица, выполняющего работы по строительству осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Следовательно, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие в документации об аукционе всех данных технических характеристик товара может привести к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению муниципального контракта.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе в полном объеме характеристики товаров, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» требования к составу первой части заявки установлены с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является объектом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без использования товара, выполнение работ (оказание услуг) с использованием товара.

Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласия на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Следовательно, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку.

В пункте 10 раздела I «Общие положения» документации об аукционе требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе установлены следующим образом: «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя».

Комиссия Архангельского УФАС России проведя внеплановую проверку документации об аукционе установила, что в пункте 10 раздела I «Общие положения» документации об аукционе Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении наименования места происхождения товара или наименования производителя товара, тогда как Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения, устанавливающие требования о предоставлении в составе первой части заявки страны происхождения товара.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

Также при проведении внеплановой проверки Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.

Частью 3 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

На основании пункта 2 части 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона.

Согласно пунктам 3-9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Подпунктом 3 пункта 10 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» раздела I. «Общие положения» документации об аукционе определено: вторая часть заявки должна содержать «декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7,9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ (рекомендуемая форма для заполнения участниками электронного аукциона – форма 4 Приложения № 1 раздела III «Приложения к документации об аукционе»)».

Согласно форме 4, участники закупки должны продекларировать следующее соответствие единым требованиям к участникам закупки:

«1) непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

2) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

3) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

4) отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

5) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц».

В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64, части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктами 7), 7.1) части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ).

 

Частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «О контрактной системе» постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее- Правила).

Согласно части 5 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 2 и 3 Правил установлено, что размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с Правилами.

Пункт 5 Правил содержит порядок (формулу) расчет размера фиксированной суммы штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, в зависимости от цены контракта.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в проекте контракта не включено обязательное условие об ответственности Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в виде пени за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, и не установлен размер такой пени в соответствии с требованиями части 5 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе», а также не установлен размер штрафа в виде фиксированной суммы за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком, обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с пунктом 5 Правил.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 5 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

 

Согласно части 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Иными словами, на основании части 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, действовавшем в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Часть 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» подлежит применению в течение двух лет со дня вступления в силу ФЗ «О контрактной системе», то есть до 01 января 2016 года.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанным Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

В силу части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

В пункте 12 раздела I «Общие положения» документации об аукционе содержится следующая информация: «отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, в том числе отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до 01 января 2014 года». 

Следовательно, Заказчик неправомерно применил положение части 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» после 01 января 2016 года.

Таким образом, Заказчик, установив в документации об электронном аукционе неправомерное требование к участникам закупки, нарушил часть 6 статьи 31, часть 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе».

 

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе», любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Частью 4 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе» определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В пункте 16 части I «Общие положения» документации об аукционе Заказчиком в качестве даты окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе указано 20 июля 2017 года.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе следует, что датой окончания срока подачи заявок является 24 июля 2017 года.

Тремя днями до подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе являются: 23.07.2017, 22.07.2017, 21.07.2017. Последним днем подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является 20.07.2017.

Исходя из части 4 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе», Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе, а именно – по 22.07.2017.

Исходя из вышеизложенного, Заказчиком неверно определена дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

Частью 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ФЗ «О контрактной системе», документация об аукционе разрабатывается заказчиком и утверждается им исходя из своих потребностей. Действующее законодательство РФ не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу специфики может быть поделен и на мелкие части.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что не допускается установление в документации об аукционе требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Таким образом, действующим законодательством установлено право заказчика на формирование лота с учетом своей потребности и специфики предмета закупки, при соблюдении запретов, установленных Законом о защите конкуренции, в целях развития добросовестной конкуренции и равного доступа участников закупки к участию в закупках.

Однако согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Предметом аукциона является выполнение работ.

Исходя из требований раздела II. «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, подрядчик обязан выполнить следующие виды работ:

1. Разработка проекта производства работ;

2. Покупка и доставка материалов и оборудования исполнителем к месту производства работ;

4. Подготовка внутренней поверхности трубопровода (очистка);

5.Телевизионное обследование и контрольный замер восстанавливаемого участка (с предоставлением отчёта и видеоматериалов);

6. Протаскивания мягкого полиэфирного рукава в существующий трубопровод с последующей полимеризацией;

7. Повторное телевизионное обследование (с предоставлением отчёта и видеоматериалов);

8. Гидравлическое испытание реконструируемого трубопровода.

В соответствии с пунктом 1.1 проекта контракта, «Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по ремонту водопроводных дюкеров (далее – работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием на выполнение работ, утвержденным Заказчиком (Приложение № 1 к Контракту), Локальными сметными расчетами, утвержденными Заказчиком (Приложение № 2 к Контракту)».

В локальных сметных расчетах, которые являлись обоснованием начальной максимальной цены контракта, предусмотрены объемы и виды работ, требуемые для выполнения работ заказчику, а именно: промывка трубопроводов для последующего санирования трубопровода, телевизионное обследование трубопровода после промывки с одновременной сушкой трубопровода, санирование трубопровода, телевизионное инспекционное обследование трубопровода после операции санирования, выдержка под давлением при гидравлическом испытании на прочность и герметичность трубопроводов.

При этом Заказчик выполняет самостоятельно следующий работы:

- Согласование производства работ с муниципальными органами (ГИБДД, Садово-парковые хозяйства и т.п.).

 - Отключение водовода.

- Подъездные пути и площадки размером 20х40 метров, расположенные на каждом берегу дюкеров, выполненные из твердого покрытия.

- Земляные работы (устройство и обратную засыпку котлованов на каждом берегу для введения рукава в полость трубы).

- Укрепление котлованов с последующим демонтажем.

- Водоотлив из котлованов.

 - Демонтаж и последующий монтаж труб, арматуры, фасонных частей, камер, колодцев и других сооружений, препятствующих вводу рукава в полость трубы.

- Обеспечивает место и возможность отбора воды (функционирующий гидрант) для проведения санации.

- Восстановление благоустройства.

В пункте «Требования к организации работ» установлено следующее:

«1. Согласовать с МУП «Водоканал» г. Архангельск следующий пакет документов: Локальный сметный расчет, Разработанный ППР.

2. Уведомлять заказчика о начале каждого этапа производства работ.

3. Назначить ответственного за безопасное производство работ.

4. Все используемые материалы должны иметь соответствующие сертификаты и разрешения.

5. По окончанию работ предоставить комплект сдаточных документов: - Акт о приемке выполненных работ (по форме КС); - Справка о стоимости выполненных работ (по форме КС-3); - Исполнительные план, профиль, деталировка; - Акты освидетельствования скрытых работы; - Акт приемочного гидравлического испытания».

Исполнитель по контракту передает Заказчику, как указано в разделе II. «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, материалы телевизионной диагностики и исполнительную документацию в 2 экземплярах, а также экземпляр в электронном виде: видео – в формате .mpg4/.avi, таблицы – в формате MicrosoftExсel, текстовая часть – в формате MicrosoftWord, чертежи, схемы – AutoCAD и в растровой графике (jpg).

Также в разделе II. «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, Заказчиком имеются особые условия по исполнению контракта, согласно которым в рамках заключаемого контракта необходимо сделать следующее:

«1. Разработать имитационную модель потокораспределения в водопроводных сетях, обеспечивающей связь между параметрами вероятностных процессов потребления воды в узлах сети и параметрами функций распределения вероятности потоков в пассивных и активных элементах сетей:

1.1. Разработать алгоритмы имитационного моделирования инженерных сетей в нормальных условиях и при отказах элементов схемы.

1.2. Произвести оценку технико-экономической эффективности использования модели вероятностного потокораспределения, разработанных алгоритмов и при параметрической оптимизации инженерных сетей и определении характеристик активных элементов при проектировании.

При проектировании использовать следующие методы исследования: теория вероятностей, математическая статистика, математическое и моделирование, экономический анализ эффективности внедряемых разработок».

Согласно Википедии, «имитационная модель это логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта». Имитационное моделирование основано на математике, теории вероятности и статистике.

Следовательно, выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров и разработка имитационную модель потокораспределения не связаны между собой.

Ы заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика не смогли представить доказательства невозможности разделения лота на выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров и на разработку имитационной модели.

Таким образом, объединение в один лот товаров, функционально не связанных между собой, свидетельствует о нарушении заказчиком статьи 8 ФЗ «О контрактной системе», части 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» и может привести к ограничению количества участников закупки.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Алеф" обоснованной.

2. Признать Заказчика - МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск", нарушившим статью 8, часть 6 статьи 31, часть 5 статьи 34, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, часть 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе», часть 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

3. Заказчику, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3.1. Оператору электронной площадки не позднее 5 рабочих дней с момента выдачи настоящего решения (предписания):

- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров (извещение № 0524300001217000040);

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3.3. Заказчику в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров (извещение № 0524300001217000040) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.

3.4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.3 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

4. Заказчику исполнить пункт 3.3 настоящего решения (предписания) в срок до 11 августа 2017 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                                        Л.А. Чирова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны