Решение №04-05/3273 Решение 206мз-17 от 18 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Дело № 206мз-17

 

Заказчик :

Администрация МО "Устьянский муниципальный район"

165210, Архангельская обл, Октябрьский рп, ул Комсомольская, 7

Е-mail: zakaz-ustadm@yandex.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

Шершнева Валентина Александровна

«…»

E-mail: shershnevaval@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

13 июля 2017 года                                                                                                   г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

         

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в отсутствии представителей от Заказчика, Заявителя, которые  уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

 

УСТАНОВИЛА:

06 июля 2017 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Шершневой Валентины Александровны (далее – Заявитель) на действия заказчика – Администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район" (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (извещение № 0124300006417000062).

 

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

 

30.06.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300006417000062 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. (4) (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 1 208 899,23 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

 

Заявитель считает, что требования в техническом задании к объекту закупки такие как «холодное водоснабжение подключенное к соответствующим инженерным сетям и коммуникациям и обязательное наличие совмещенного и/ или раздельного санузла, с раковиной со смесителем, ванной со смесителем или душем с поддоном или душевой кабиной» установлены без учета условий соответствующего населенного пункта, что приведет к сокращению круга потенциальных участников аукциона.

Согласно статье 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» к описанию объекта закупки предъявляются правила, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Кроме того, согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следовательно, исходя из приведенных норм, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуги, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

В пункте 1 раздела II. «Сведения о товаре, которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, Заказчиком установлены основные требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к товару и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Так, например, жилое помещение должно быть общей площадью не менее 33,0 кв.м., изолированное, должно находиться в селе Шангалы Устьянского района Архангельской области, частично-благоустроенном деревянном, щитовом, арболитовом, брусовом, керамзито-бетонном, кирпичном  доме. При этом в жилом помещении должно быть централизованное или печное отопление, электроснабжение, холодное водоснабжение; обязательное наличие совмещенного и/ или раздельного санузла, с подключенными к соответствующим инженерным сетям и коммуникациям  раковиной со смесителем, ванной со смесителем или душем с поддоном или душевой кабиной; оборудование кухни: печная, электрическая или газовая  плита(напольная),  раковина с холодным водоснабжением и установленным смесителем, наличие приборов учета на электроэнергию, холодную воду.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что законодательство о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика, а также не предусмотрена и обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Спорные характеристики жилого помещения в документации об аукционе сформулированы с учетом необходимости достижения конечного результата - обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

Следовательно, Заказчик, установив необходимые ему требования к товару, действовал в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя несостоятелен.

 

При проведении внеплановой проверки Комиссия Архангельского УФАС России установила следующее.

Пункт 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» предполагает использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Одним из требований к жилому помещению в рамках данной закупки является, что данное помещение должно «Отвечать установленным в Российской Федерации санитарно – эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2.1002-00).

На заседании Комиссии Архангельского УФАС России установлено, что Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.08.2010 № 99 действие СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» отменено. СанПиН 2.1.2.1002-00 утратил силу с момента введения в действие СанПиН 2.1.2.2645-10 " (вместе с «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»), утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64.

При таких обстоятельствах Комиссия Архангельского УФАС России считает, что действия Заказчика, установившего требования к товару о соответствии недействующему СанПиНу, не проинформировал участников закупки должным образом о требованиях к приобретаемым жилым помещениям на стадии исполнения контракта.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

 

Согласно части 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Иными словами, на основании части 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, действовавшем в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Часть 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» подлежит применению в течение двух лет со дня вступления в силу ФЗ «О контрактной системе», то есть до 01 января 2016 года.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанным Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

В силу части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

В подпункте 6 пункта 12 «Требования к участникам электронного аукциона» раздела I. «Общие положения» документации об аукционе содержится следующее требование к участникам закупки: «отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, в том числе отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до 01 января 2014 года». 

Следовательно, Заказчик неправомерно применил положение части 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе» после 01 января 2016 года.

Таким образом, Заказчик, установив в документации об электронном аукционе неправомерное требование к участникам закупки, нарушил часть 6 статьи 31, часть 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе».

 

Пунктом 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» урегулировано, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию о дате окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что документация об аукционе, в частности пункт 22 «Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе» раздела I «Общие положения» документации об аукционе не содержит информацию о дате начала и окончания срока предоставления таких разъяснений. Содержащееся указание на то, что Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, то есть цитирование нормы части 4 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе», не является надлежащим исполнением обязанности по включению в документацию об аукционе вышеназванных сведений.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Шершневой Валентины Александровны  необоснованной.

2. Признать Заказчика - администрацию МО «Устьянский муниципальный район» нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 21 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения норм ФЗ «О контрактной системе» не повлияли на итоги электронного аукциона.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                                        Л.А. Чирова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны