Решение №04-05/335 Решение 12мз-18 от 25 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Дело № 12мз-18

 

Заказчик :

МКУ «Управление по капитальному строительству»

163000  г. Архангельск,  ул. Шабалина,  д. 6.

E-mail:  pruks@atnet.ru

 

Уполномоченный орган :

Управление экономики и прогнозирования администрации МО «Приморский муниципальный район»

163002, г. Архангельск, проспект Ломоносова, д.30, каб. 23

Е-mail: 23@primek.atnet.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО "Перспектива"

443099, Самара, ул.Куйбышева, 79, 64

E-mail: pers-tender@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

19 января 2018 года                                                                                                г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заказчика: Бородиной С.В. (приказ от 29.12.2017 № 22);

Уполномоченного органа: Усатовой Н.В. (доверенность от 18.01.2018), Ануфриевой Т.В. (доверенность от 18.01.2018);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

12 января 2018 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее – Заявитель) на действия заказчика – МКУ «Управление по капитальному строительству» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Управления экономики и прогнозирования администрации МО «Приморский муниципальный район» (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение капитального ремонта кровли Дома культуры в пос. Катунино (извещение № 0124300013017000048).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 18.01.2018 № 03-4/1.

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Администрации МО ««Приморский муниципальный район» от 14.04.2017 № 285 Управление экономики и прогнозирования администрации МО «Приморский муниципальный район» явлается уполномоченным органом, на которого возложены полномочия по определению определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений для обеспечения нужд главных распорядителей бюджетных средств, а также учреждений, для которых главные распорядители бюджетных средств осуществляют функции и полномочия учредителя.

Взаимодействие Уполномоченного органа и муниципальных заказчиков при осуществлении закупок для муниципальных обеспечения нужд осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением Администрации МО ««Приморский муниципальный район» от 14.04.2017 № 285 (далее - Порядок).

Согласно Порядку Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

29.12.2017 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300013017000048 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение капитального ремонта кровли Дома культуры в пос. Катунино (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 5 535 013,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

12.01.2018 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

 

Заявитель считает, что «Заказчик не указал в Извещении о проведении Аукциона информацию о  членстве участников закупки в саморегулируемой организации в  области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и тем самым ввел в заблуждение Участников закупки».

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе», в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 ФЗ «О контрактной системе», указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 11 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» раздела I «Общие положения» документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать «документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, или копии этих документов:

Выписка или копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства по форме, установленной органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

Уровень ответственности участника закупки по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть не менее начальной максимальной цены контракта».

В разделе «Требования к участникам» извещения Уполномоченным органом указано следующее:

«1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует».

Следовательно, Уполномоченным органом в извещении не установлен перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки, для подтверждения соответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, Уполномоченный орган нарушил пункт 6 части 5 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе».

 

Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) установлен перечень лиц, которым не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Следовательно, лица, упомянутые в части 2.2 статьи ГрК РФ могут осуществлять соответствующие работы в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без членства в саморегулируемых организациях.

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что в пункте 2 части 11 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» раздела I «Общие положения» документации об аукционе отсутствуют исключительные случаи, когда членство СРО не требуется в соответствии со статьей 52 ГрК РФ.

Таким образом, Заказчик, не указав в документации об аукционе исключение, предусмотренное статьей 52 Градостроительного кодекса РФ, нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе.

 

Заявитель считает, что Заказчиком не указано, что помимо согласия Участника такого Аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных Документацией о таком аукционе, при проведении такого Аукциона на выполнение работы или оказание услуги первая часть заявка должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным Документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе».

На основании пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Объектом закупки является выполнение капитального ремонта кровли Дома культуры в пос. Катунино.

Пункт 1.2. «Описание объекта закупки» Раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит таблицу, в которой указаны требования к выполнению капитального ремонта кровли Дома культуры в пос. Катунино.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

Частью 11 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено, что «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (согласие участника аукциона формируется в электронном виде посредством штатного интерфейса электронной площадки)».

Исходя из пункта 1.2. «Описание объекта закупки» Раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе требования к материалам указаны в проектно-сметной документации. Везде, где в проектно-сметной документации есть указания на товарные знаки, допускается использование эквивалентных материалов. Параметры эквивалентности: такие материалы 1) не должны уступать по основным техническим и потребительским характеристикам материалам, указанным в проектно-сметной документации; 2) не должны относиться к более низкому классу материалов по общепринятой классификации (должен относиться к тому же или более высокому классу материалов); 3) должны соответствовать размерам, указанным в проектно-сметной документации. Указанные в проектно-сметной документации заводы-изготовители, ссылки на технические условия производителей, а также места приобретения строительных материалов являются рекомендованными.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 4 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 5.1.22 проекта муниципального контракта установлено, что все подрядные (субподрядные) организации обязаны быть членами саморегулируемой организации.

Частью 2 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Иными словами, субподрядные организации могут осуществлять соответствующие работы в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без членства в саморегулируемых организациях.

Следовательно, требования пункта 5.1.22 проекта муниципального контракта могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе.

 

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе», любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Частью 4 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе» определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Частью 18 » раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено следующее: «Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются участникам электронного аукциона в период с 29 декабря 2017 года по 26 января 2018 года, при условии, что запрос поступил не позднее 25 января 2018 года».

Датой окончания срока подачи заявок является 29.01.2018.

Тремя днями до подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе являются: 28.01.2018, 27.01.2018, 26.01.2018. Последним днем подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является 25.01.2018.

Исходя из части 4 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе», Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе, а именно – по 27.01.2018.

Исходя из вышеизложенного, Заказчиком неверно определена дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

Несмотря на неверное определение даты окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе, интерфейс площадки не ограничивает участников аукциона подать запрос в соответствии со сроком, предусмотренным ФЗ «О контрактной системе».

 

В соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Частью 13.1 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 ФЗ «О контрактной системе», за исключением случая, указанного в ФЗ «О контрактной системе», а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В пункте 4.4.1 проекта муниципального контракта определено следующее:

«Оплата выполненных работ производится Заказчиком единовременно после выполнения всего объема работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, в соответствии с исполнительной сметной документацией, согласованной Заказчиком в установленном п. 6 настоящего Контракта порядке, после сдачи Подрядчиком и приёмки Заказчиком результатов фактически выполненных работ в соответствии с п. 8.2 настоящего Контракта, путём перечисления денежных средств на счёт Подрядчика в течение 30 (тридцати) дней с момента поступления на счёт Заказчика средств, предназначенных на цели финансирования настоящего Контракта, на основании следующих документов:

- акта о приёмке выполненных работ (по форме КС-2);

- справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3);

- счёта – фактуры (счёта), предъявленного Подрядчиком на сумму принятых работ;

- журнала учёта выполненных работ по форме КС-6а, утвержденной Госкомстатом РФ;

- исполнительной и технической документации в соответствии с требованиями РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Моментом оплаты является списание денежных средств с расчетного счета Заказчика».

Следует отметить, что указание условия о рассрочке или отсрочке платежа в документации о закупке и/или контракте либо заключение дополнительных соглашений, регулирующих срок оплаты, нормами ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено.

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 13.1 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.

2. Признать Заказчика - МКУ «Управление по капитальному строительству», нарушившим Пункты 2 и 11 части 1 статьи 64, часть 13.1 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

3. Признать Уполномоченный орган – Управление экономики и прогнозирования администрации МО «Приморский муниципальный район», нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе».

4. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

4.1. Оператору электронной площадки не позднее 5 рабочих дней с момента выдачи настоящего решения (предписания):

- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение капитального ремонта кровли Дома культуры в пос. Катунино (извещение № 0124300013017000048);

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

4.2. Заказчику, Уполномоченному органу в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение капитального ремонта кровли Дома культуры в пос. Катунино (извещение № 0124300013017000048) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.

4.3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 4.2 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

5. Заказчику, Уполномоченному органу исполнить пункт 4.2 настоящего решения (предписания) в срок до 09 февраля 2018 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

6. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                              Н.В. Вознесенская

                                                                                                                                        Л.А. Чирова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны