Решение №04-05/3391 Решение 220мз-17 от 24 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 220мз-17

 

Заказчик :

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОДОКАНАЛ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"

163002, г. Архангельск, УЛ. КАСАТКИНОЙ, 9

e-mail: zakupki@arhvodokanal.ru

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

 

Заявитель:

ЗАО "Пер Аарслефф"

194044, Санкт-Петербург, ул.Комиссара Смирного, 15

E-mail: cvn@aarsleff.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

20 июля 2017 года                                                                                                   г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Малышева О.С.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заказчика:  Белкина А.В. (доверенность от 09.01.2017 № 21), слушателей Капитанова В.В.  (паспорт <...> Полякова Д.А. (паспорт).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

13 июля 2017 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ЗАО "Пер Аарслефф" (далее - Заявитель) на действия заказчика – МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров (извещение № 0524300001217000040).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу с учетом следующего.

22.06.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0524300001217000040 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 68 331 776,77 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

06.07.2017 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

По мнению Заявителя, при формировании документации об аукционе Заказчиком были нарушены нормы ФЗ «О контрактной системе». Из доводов жалобы Общества следует, что Заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки во вторых частях заявки.

 

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе» в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Частью 3 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Часть 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» определяет, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» документов и информации, не допускается.

Единые требования к участникам закупки, которые должны быть установлены заказчиком при осуществлении закупки, определены в части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В пункте 10 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» раздела I. «Общие положения» документации об аукционе установлены требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе. Исходя из данного требования, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы:

«..документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, или копии этих документов:

а) копии свидетельств СРО (согласно Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011)) о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с обязательным приложением перечня работ, включающим позиции, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные, уникальные и другие объекты капитального строительства при выполнении работ по строительству, а именно:

1) п. 3.1 (Механизированная разработка грунта);

2) п. 3.7 (Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода);

3) п. 7 (Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций);

4) п. 16 (Устройство наружных сетей водопровода);

5) п. 17 (Устройство наружных сетей канализации).

б) - Наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.03–2016 и СДС «СОРБ» при индексе деловой репутации не менее 76;

- Наличие сертификата ISO 9001-2011;

- Наличие сертификата ISO 14001-2007;

-Наличие сертификата ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007);

- Наличие сертификата ISO/IEC 27001:2013;

- Наличие сертификата ГОСТ Р ИСО 26000-2012 (SA 8000:2014).

в) Свидетельство национального агентства контроля сварки (НАКС) о готовности организации к использованию следующих аттестованных технологий сварки (технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов при помощи закладных нагревателей, технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов нагретым инструментом, технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов при помощи экструзионной сварки).

г) Наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: монтаж, тех. обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ)…»

 

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что с 01.07.2017 прекращается действие свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для выполнения указанных работ необходимо быть членом саморегулируемой организацией (далее - СРО). Заказчиком закупка 0524300001217000040 размещена 22.06.2017, дата и время окончания подачи заявок 24.07.2017 09:00. При этом следует отметить, что в данную закупку 06.07.2017 Заказчиком вносились изменения в извещение о проведении электронного аукциона.

Следовательно, Заказчик обязан был учесть вступившие в законную силу изменения к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На заседании Комиссии Архангельского УФАС России Заказчик пояснил, что установления требований о предоставлении в составе второй части заявки таких документов как «сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.03–2016 и СДС «СОРБ» при индексе деловой репутации не менее 76; сертификат ISO 9001-2011; сертификат ISO 14001-2007; сертификат ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007); сертификат ISO/IEC 27001:2013; сертификат ГОСТ Р ИСО 26000-2012 (SA 8000:2014)» обусловлено в целях подтверждения участником закупки качества выполняемых работ по контракту.

Однако следует отметить, что законодательством не установлено требование об обязательном наличии у участников закупок вышеперечисленных сертификатов. Установленное Заказчиком требование о предоставлений копий документов во второй части заявок, не позволяет принять участие в закупке 0524300001217000040 потенциальным участникам, не обладающими указанными документами, но имеющим возможность выполнять работы по предмету закупки 0524300001217000040, что приводит к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга потенциальных участников закупки 0524300001217000040.

Предоставление копии свидетельство национального агентства контроля сварки (далее – Свидетельство НАКС) о готовности организации к использованию следующих аттестованных технологий сварки (технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов при помощи закладных нагревателей, технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов нагретым инструментом, технология сварки трубопроводов из неметаллических материалов при помощи экструзионной сварки) также установлено неправомерно, в связи с тем, что на заседании Комиссии Архангельского УФАС России Заказчиком не представлена информация, подтверждающая основание и необходимость установления требований о предоставлении в составе заявок Свидетельства НАКС, в связи с чем Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что требование о предоставлении указанного документа от участника аукциона является избыточным.

Что касается установления Заказчиком требования к участнику закупки о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: монтаж, тех. обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ), то Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в документации об аукционе отсутствуют виды работ, подлежащие выполнению в целях обеспечения пожарной безопасности.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об аукционе излишние требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

 

Частью 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ФЗ «О контрактной системе», документация об аукционе разрабатывается заказчиком и утверждается им исходя из своих потребностей. Действующее законодательство РФ не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу специфики может быть поделен и на мелкие части.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что не допускается установление в документации об аукционе требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Таким образом, действующим законодательством установлено право заказчика на формирование лота с учетом своей потребности и специфики предмета закупки, при соблюдении запретов, установленных Законом о защите конкуренции, в целях развития добросовестной конкуренции и равного доступа участников закупки к участию в закупках.

Однако согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Предметом аукциона является выполнение работ.

Исходя из требований раздела II. «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, подрядчик обязан выполнить следующие виды работ:

1. Разработка проекта производства работ;

2. Покупка и доставка материалов и оборудования исполнителем к месту производства работ;

4. Подготовка внутренней поверхности трубопровода (очистка);

5.Телевизионное обследование и контрольный замер восстанавливаемого участка (с предоставлением отчёта и видеоматериалов);

6. Протаскивания мягкого полиэфирного рукава в существующий трубопровод с последующей полимеризацией;

7. Повторное телевизионное обследование (с предоставлением отчёта и видеоматериалов);

8. Гидравлическое испытание реконструируемого трубопровода.

В соответствии с пунктом 1.1 проекта контракта, «Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по ремонту водопроводных дюкеров (далее – работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием на выполнение работ, утвержденным Заказчиком (Приложение № 1 к Контракту), Локальными сметными расчетами, утвержденными Заказчиком (Приложение № 2 к Контракту)».

В локальных сметных расчетах, которые являлись обоснованием начальной максимальной цены контракта, предусмотрены объемы и виды работ, требуемые для выполнения работ заказчику, а именно: промывка трубопроводов для последующего санирования трубопровода, телевизионное обследование трубопровода после промывки с одновременной сушкой трубопровода, санирование трубопровода, телевизионное инспекционное обследование трубопровода после операции санирования, выдержка под давлением при гидравлическом испытании на прочность и герметичность трубопроводов.

При этом Заказчик выполняет самостоятельно следующий работы:

- Согласование производства работ с муниципальными органами (ГИБДД, Садово-парковые хозяйства и т.п.).

 - Отключение водовода.

- Подъездные пути и площадки размером 20х40 метров, расположенные на каждом берегу дюкеров, выполненные из твердого покрытия.

- Земляные работы (устройство и обратную засыпку котлованов на каждом берегу для введения рукава в полость трубы).

- Укрепление котлованов с последующим демонтажем.

- Водоотлив из котлованов.

 - Демонтаж и последующий монтаж труб, арматуры, фасонных частей, камер, колодцев и других сооружений, препятствующих вводу рукава в полость трубы.

- Обеспечивает место и возможность отбора воды (функционирующий гидрант) для проведения санации.

- Восстановление благоустройства.

В пункте «Требования к организации работ» установлено следующее:

«1. Согласовать с МУП «Водоканал» г. Архангельск следующий пакет документов: Локальный сметный расчет, Разработанный ППР.

2. Уведомлять заказчика о начале каждого этапа производства работ.

3. Назначить ответственного за безопасное производство работ.

4. Все используемые материалы должны иметь соответствующие сертификаты и разрешения.

5. По окончанию работ предоставить комплект сдаточных документов: - Акт о приемке выполненных работ (по форме КС); - Справка о стоимости выполненных работ (по форме КС-3); - Исполнительные план, профиль, деталировка; - Акты освидетельствования скрытых работы; - Акт приемочного гидравлического испытания».

Исполнитель по контракту передает Заказчику, как указано в разделе II. «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, материалы телевизионной диагностики и исполнительную документацию в 2 экземплярах, а также экземпляр в электронном виде: видео – в формате .mpg4/.avi, таблицы – в формате MicrosoftExсel, текстовая часть – в формате MicrosoftWord, чертежи, схемы – AutoCAD и в растровой графике (jpg).

Также в разделе II. «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, Заказчиком имеются особые условия по исполнению контракта, согласно которым в рамках заключаемого контракта необходимо сделать следующее:

«1. Разработать имитационную модель потокораспределения в водопроводных сетях, обеспечивающей связь между параметрами вероятностных процессов потребления воды в узлах сети и параметрами функций распределения вероятности потоков в пассивных и активных элементах сетей:

1.1. Разработать алгоритмы имитационного моделирования инженерных сетей в нормальных условиях и при отказах элементов схемы.

1.2. Произвести оценку технико-экономической эффективности использования модели вероятностного потокораспределения, разработанных алгоритмов и при параметрической оптимизации инженерных сетей и определении характеристик активных элементов при проектировании.

При проектировании использовать следующие методы исследования: теория вероятностей, математическая статистика, математическое и моделирование, экономический анализ эффективности внедряемых разработок».

Согласно Википедии, «имитационная модель это логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта». Имитационное моделирование основано на математике, теории вероятности и статистике.

Следовательно, выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров и разработка имитационной модели потокораспределения не связаны между собой.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика не смогли представить доказательства невозможности разделения лота на выполнение работ по ремонту водопроводных дюкеров и на разработку имитационной модели.

Таким образом, объединение в один лот товаров, функционально не связанных между собой, свидетельствует о нарушении заказчиком статьи 8 ФЗ «О контрактной системе», части 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» и может привести к ограничению количества участников закупки.

Внеплановая проверка по данной закупке проведена в результате рассмотрения жалобы по делу № 205мз-17.

Руководствуясь частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО "Пер Аарслефф"  обоснованной.

2. Признать Заказчика - МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск", нарушившим статью 8, часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», часть 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

3.  Предписание не выдавать в связи с ранее выданным по делу № 205мз-17.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                                        Л.А. Чирова

О.С. Малышева

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны