Решение №04-05/3550 Решение 224мз-18 от 23 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 224мз-18

 

Заказчик :

МКУ «Управление по капитальному строительству»

163000  г. Архангельск,  ул. Шабалина,  д. 6

E-mail:dvinaland@yandex.ru

pruks@atnet.ru

 

Уполномоченный орган :

Управление экономики и прогнозирования администрации МО «Приморский муниципальный район»

163002, г. Архангельск, проспект Ломоносова, д.30, каб. 23

Е-mail: 23@primek.atnet.ru

 

Заявитель:

ООО "СтройЦентр"

111116, Москва, ул.Энергетическая, д.16, кор.2, эт/пом/ком 1/16/20

E-mail: stroycentr.msk@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

13 июля 2018 года                                                                                                   г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.            

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Уполномоченного органа: Анисимовой М.Н. (распоряжение от 28.02.2017, паспорт <...> Ануфриевой Т.В. (доверенность от 18.01.2018 № б/н);

Заказчика: Годова А.В. (директор учреждения, паспорт <...> Рядовкиной Е.В. (доверенность от 12.07.2018 № б/н);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

06 июля 2018 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "СтройЦентр" (далее – Заявитель) на действия заказчика – МКУ «Управление по капитальному строительству» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Управление экономики и прогнозирования администрации МО «Приморский муниципальный район» (далее – Уполномоченный орган), при проведении запроса предложений на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 120 мест в пос. Катунино Приморского района Архангельской области (извещение № 0124300013018000026).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации запроса предложений несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 12.07.2018 № 03-4/15.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

29.06.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300013018000026 о проведении запроса предложений и документация о проведении запроса предложений на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 120 мест в пос. Катунино Приморского района Архангельской области (далее – документация).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 72 828 546 рублей.

 

1. Заявитель жалобы не согласен с тем, что документацией о запросе предложений установлено требование к содержанию заявки в части  выписки из реестра членов СРО, выданной за 1 месяц до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе» в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указываются: ) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного  Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 4 ФЗ «О контрактной системе» извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки заказчик устанавливает  единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (членство в СРО).

При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что требование к участникам запроса предложений о членстве в СРО в пункте 26 раздела I «информационная карта аукциона» документации определено Заказчиком следующим образом:

«Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Соответствие требованию подтверждается выпиской (либо копией выписки) из Реестра членов саморегулируемой организации, по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 №58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой  организации», выданной не ранее чем за один месяц до даты окончания срока  подачи заявок на участие в запросе предложений».

Учитывая, что законодательством РФ о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из Реестра членов саморегулируемой организации должна быть действительна до даты окончания срока подачи заявок, следовательно, вышеуказанное требование к сроку выписки из реестра членов СРО не соответствует требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе»

 

2. Заявитель в жалобе указывает, что документация не устанавливает перечень возможных видов и объемов работ из утвержденного перечня Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено, что в документацию о закупке заказчиком подлежат включению возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 предусматривает 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчики обязаны выполнять собственными силами, то есть без привлечения третьих лиц (субподрядчиков). Так на заказчика возлагается обязанность включать в документацию о закупке конкретные виды и объемы работ из указанного перечня, а стоимость таких работ, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, должна составлять:

- с 25 мая 2017 года и до 1 июля 2018 года - не менее 15% цены государственного или муниципального контракта;

- с 1 июля 2018 года - не менее 25% цены государственного или муниципального контракта.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «О контрактной системе» и постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено следующее: "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

Пунктом 7 Правил определено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что рассматриваемая документация не содержит виды и объемы работ, поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, а также не содержит условия об ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение им обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение части 8 статьи 34, части 2 статьи 110.2 ФЗ «О контрактной системе», пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.

 

3. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: в проекте контракта заказчиком не определен размер штрафа для заказчика и подрядчика.

Частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» закреплено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 6 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Частями 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «О контрактной системе» и постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, устанавленном пунктами 3-9 Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.

Пунктами 9.2, 9.3, 9.4 проекта контракта предусмотрено, в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, Подрядчиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, Подрядчиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года № 1042 (далее – Правила), в сумме _______________.

Пунктом 9.7 проекта контракта определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами в виде фиксированной суммы в размере ________________.

Так как на момент размещения документации об аукционе цена еще неизвестна, проект контракта заказчика не может содержать конкретные суммы штрафов, поэтому в пунктах 9.4 и 9.7 проекта контракта предусмотрено место для указания размера фиксированной суммы штрафа, которая рассчитывается при заключении контракта.

Таким образом, нарушение со стороны Заказчика требований частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе», пункта 2 Правил не выявлено.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика и Уполномоченного органа обратились с ходатайством о признании ими установленного нарушения и представлении возможности аннулировать данную закупку в связи с выявленными нарушениями.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

                                                                

РЕШИЛА:

 

1.   Признать жалобу ООО "СтройЦентр" обоснованной.

2. Признать Заказчика - МКУ «Управление по капитальному строительству», нарушившим часть 6 статьи 31, часть 8 статьи 34, часть 2 статьи 110.2 ФЗ «О контрактной системе», пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.

3. Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано 13.07.2018 на основании решения по делу №227мз-18.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                              Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                              О.Г. Спиридонова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны