Решение №04-05/3608 Решение №243мз-17 от 4 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Дело № 243мз-17

 

Заказчик :

МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа № 43»

163012, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Кировская, д. 12

E-mail: buh43@list.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ИП Бандура Николай Юрьевич

163021, Архангельск, ул.Физкультурников, д.38, кв.2

E-mail: aekn1378@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

03 августа 2017 года г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

         

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заказчика: Зыковой О.А. (доверенность от 02.08.2017 № б/н), Гоголенко О.В. (распоряжение);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

27 июля 2017 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ИП Бандуры Н.Ю. (далее – Заявитель) на действия заказчика – МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа № 43» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по текущему ремонту потолка в спортивном зале учреждения (извещение № 0324300049817000003).

 

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

21.07.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324300049817000003 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по текущему ремонту потолка в спортивном зале учреждения (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 456 841,00 рубль.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

 

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика по неправомерному установлению в документации об аукционе требований к участникам аукциона о «наличии СРО, лицензии и т.д.».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ «О контрактной системе».

Объект закупки – выполнение работ по текущему ремонту потолка в спортивном зале учреждения.

В подпункте 1) пункта 2.2. «Требования к участникам закупки» раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено требование к участникам закупки наличие СРО, лицензии и т.д.

Пунктом 6.3. раздела I «Общие положения» документации об аукционе, определено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать «документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 1 пункта 2.2. настоящей документации, или копии этих документов (СРО, лицензии и т.д.)».

На заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика, согласился с данным доводом жалобы, так как в рамках исполнения муниципального контракта предусмотрены работы по текущему ремонту.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации о закупке требование о наличии у участников закупки СРО, лицензии, нарушают часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

 

Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав документацию об аукционе, установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе», любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Частью 4 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе» определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Подпунктом 5.2 пункта 5 «Порядок разъяснений положений документации и внесение в нее изменений» раздела I «Общие положения» документации об аукционе Заказчиком в качестве даты окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации указано 25 июля 2017 г.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе следует, что датой окончания срока подачи заявок является 28 июля 2017 года.

Тремя днями до подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе являются: 27.07.2017, 26.07.2017, 25.07.2017. Последним днем подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является 24.07.2017.

Исходя из части 4 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе», Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе, а именно – по 26.07.2017.

Исходя из вышеизложенного, Заказчиком неверно определена дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Законодатель в подпункте б) пункта 3) части 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» установил следующие требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Частью 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» документов и информации, не допускается.

Как видно из подпункта 6.2 б) пункта 6 «Требования к заявке на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению» раздела I «Общие положения» документации об аукционе Заказчиком установлено, что «первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать информацию:

«…б) согласие, предусмотренное подпунктом 1 пункта 6.2. настоящей документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара».

Законодательством о контрактной системе не предусмотрена возможность требовать от участника указания в первой части заявки наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Таким образом, действия Заказчика противоречат части 6 статьи 66, пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

Исходя из требований подпункта 6.2 пункта 6 «Требования к заявке на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению» раздела I «Общие положения» документации об аукционе Заказчиком установлено, что «первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать информацию о конкретных показателях используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией аукционе.

Однако в документации об аукционе не установлены требования к товару, используемых при выполнении работ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе требований к товарам, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

В пункте 2.3 проекта контракта указано: «Оплата выполненных работ Подрядчика производится Заказчиком в безналичной форме согласно акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) в течение 30 банковских дней с даты поступления указанных документов к Заказчику без предварительной оплаты».

Вместе с тем, в пункте 6 «Преимущества, предоставляемые заказчиком» раздела II «Информация об объекте закупки и условия исполнения контракта» документации об аукционе установлено участие в закупке субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 8 статьи 30 ФЗ «О контрактной системе» в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 указанной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 ФЗ «О контрактной системе».

Указанная редакция части 8 статьи 30 ФЗ «О контрактной системе» действует с 01.05.2017.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 8 статьи 30 ФЗ «О контрактной системе».

 

Комиссия Архангельского УФАС России также отмечает, что согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» в сфере закупок при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе».

Во исполнение статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» издан Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ № 155).

В строке «Преимущества» Извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0324300049817000003 установлено преимущество участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014 в размере 15.0%.

Согласно пункту 1 Приказа № 155, приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств.

Объектом настоящей закупки является выполнение работ

Следовательно, так как, объектом закупки электронного аукциона являются работы, то данное преимущество в извещении установлено Заказчиком неправомерно.

Таким образом, заказчик нарушил пункт 7 части 5 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе».

В документации об аукционе в разделе II «Информация об объекте закупки и условия исполнения контракта» в пункте 8 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» содержится следующее: «В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

В извещении о проведении электронного аукциона от 19.06.2017 в строке «Запреты и ограничения» также содержится установленный запрет «в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ».

Однако, постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» отменено постановлением № 672 от 02.06.2017 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», а начало действия последнего – 10.06.2017.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе».

 

Пунктом 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлены требования к содержанию извещения о проведении закупки, в соответствии с которым в извещении, в том числе должны быть указаны сроки завершения работы.

В извещении о проведении закупки, размещенном в единой информационной системе, указано, что "...Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - Один раз в год…».

На основании изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что извещение о проведении закупки не содержит срока завершения работ.

Таким образом, действия Заказчика нарушают требования пункта 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

Из пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии Архангельского УФАС России установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 7 заявок.

Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав все заявки, установила, что два участника закупки выразили только согласие на выполнение работ без указания конкретных характеристик товаров, используемых при выполнении работ, в других заявках указаны характеристики различных товаров (перечислено от 4 до 8 товаров), взятых из сметного расчета по ремонту потолка, в других заявках перечислены виды работ с используемым товаром также из сметного расчета Заказчика.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Бандура Николай Юрьевич обоснованной.

2. Признать Заказчика - МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа № 43», нарушившим часть 3 статьи 14, часть 8 статьи 30, часть 6 статьи 31, пункта 2 статьи 42, пункт 7 части 5 статьи 63, пункты 1, 2 и 11 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, аукционной комиссии, созданной Заказчиком (далее – аукционная комиссия), оператору электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3.1. Заказчику, аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 04.08.2017, Разместить информацию об отмене указанного протокола на сайте электронной площадки.

Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии возможность исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания),

3.2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания):

- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по текущему ремонту потолка в спортивном зале учреждения (извещение № 0324300049817000003);

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3.3. Заказчику в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по текущему ремонту потолка в спортивном зале учреждения (извещение № 0324300049817000003) на срок не менее 7 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.

3.4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.3 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

4. Заказчику, аукционной комиссии исполнить пункты 3.1, 3.3 настоящего решения (предписания) в срок до 25 августа 2017 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии Д.В. Бугаев

Члены Комиссии И.Ю. Короткова

Л.А. Чирова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны