Решение №04-05/3807 Решение № 292оз-16 от 18 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 292оз-16

 

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница»

163530, Архангельская область, Приморский район, п/о Талаги д. 31

E-mail: guzaokpb@yandex.ru

 

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 904

E-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО «Компания Интермедсервис Фарма»

119071. г. Москва, ул. Малая Калужская, д. 15, стр.16

E-mail: ims@ims-pharma.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

04 августа 2016 года                                                                                               г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Шарыгина Е.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя - ООО «Компания Интермедсервис Фарма»: Фарбер С.И. (доверенность от 01.01.2016 № 95.2);

Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница»: Осинина Т.С. (доверенность от 20.08.2015 № 4137/1);

Уполномоченного органа - контрактного агентства Архангельской области: Панова О.И. (доверенность от 01.0.2016 № 02-Д).

Участника закупки - ООО «Оптимус»: Одабашян Г.Н. (доверенность от 05.05.2016).

УСТАНОВИЛА:

29 июля 2016 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Компания Интермедсервис Фарма» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение № 0124200000616002616).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

 

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 02.08.2016 № 3654/1.

Уполномоченный орган представил в адрес Архангельского УФАС России письменные объяснения по жалобе от 03.08.2016 № 314-05-784, указав на то, что документация об аукционе в части формирования технического задания была разработана на основе заявки Заказчика, в соответствии с его потребностями и действующим законодательством РФ.

Участник закупки - ООО «Оптимус» представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе, в которых также выразил свое несогласие с доводами жалобы.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

16.05.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000616002616 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку смеси белковой композитной сухой (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 640 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

29.06.2016 в соответствии с предписанием Архангельского УФАС России от 20.06.2016 № 04-05/2968 по делу № 192оз-16 и решением Заказчика от 28.06.2016 № 2986/1, 11.07.2016 в соответствии с решением Заказчика от 08.07.2016 № 3209/1, 15.07.2016 в соответствии с решением Заказчика от 14 июля 2016 года № 3308/1, 25.07.2016 в соответствии с решением Заказчика от 22 июля 2016 года № 3473/1 в извещение и документацию об аукционе внесены изменения.

В жалобе Заявитель указал на нарушение Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которое заключается в том, что под указанные Заказчиком в документации об аукционе требования соответствует только одна сухая белковая композитная смесь «Дисо®» «Нутринор». По мнению Заявителя, требования Заказчика в части указания в документации об аукционе информации о соответствии смеси белковой композитной сухой ГОСТу Р 53861-2010, Приказу Минздрава России от 05.08.2003 № 330 в совокупности с требованиями к пищевой и энергетической ценности являются чрезмерными и незаконными.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.

Более того, указание в документации об аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями ФЗ «О контрактной системе». При этом для удовлетворения указанных потребностей Заказчика закупаемый товар должен обладать определенными характеристиками.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Исходя из смысла вышеуказанной нормы закона следует в случае наличия на закупаемый товар технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, государственных отраслевых стандартов, технических норм и прочих документов Заказчик при описании технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки должен обеспечить соответствие значений параметров показателей, условных обозначений и терминологии указанных в данных документах с этими же значениями в документации об аукционе.

На основании указанных норм права Заказчик в таблице пункта 1 раздела II. «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе (с учетом изменений от 25.07.2016) установил требование о наличии в смеси белковой композитной сухой следующих показателей:

№ п/п

Наименование, характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1

Смесь белковая композитная сухая

Пищевая и энергетическая ценность в 100 гр. сухой смеси:

Белки не менее 40,0 гр.;

Жиры не менее 5,0 гр.;

Углеводы не менее 10,0 гр.;

Энергетическая ценность не менее 409,0 Ккал.

Применяется в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях взрослых и детей старше трех лет.

кг

2400

 

Согласно изменениям от 15.07.2016 под таблицей, содержащей сведения о наименовании, характеристика, единицах измерения и количестве закупаемой смеси белкой композитной, добавлена информация следующего содержания: «Качество поставляемого товара должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и подтверждаться соответствующим документом, оформленным в соответствии с требованиями нормативной документации.

Смесь белковая композитная сухая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к таким смесям приказом Минздрава России от 5 августа 2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно - профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями  на 21 июня 2013 г.)

Товар должен  производиться согласно  ГОСТа Р 53861- 2010. Наличие Свидетельства о государственной регистрации продукции».

 

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что ГОСТа Р 53861-2010 содержит общие требования к смесям белковым композитным сухим, предназначенным для использования в качестве компонента приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания с широким параметром имеющихся в нём показателей.

Так, пищевая и энергетическая ценность в 100 г белковой композитной сухой смеси приведена в таблице Б.1 указанного ГОСТа, а именно:

Наименование показателя

Значение показателя

Энергетическая ценность <*>, Ккал

От 409,0 до 484,0 включ.

Белок, г (на с.в.)

От 40,0 до 75,0 включ.

Жир растительный, г (на с.в.)

От 5,0 до 20,0 включ.

Углеводы, г (сумма) (на с.в.)

От 10,0 до 30,0 включ.

<*> Пищевые волокна в случае их включения в рецептуру в расчет энергетической ценности не входят.

 

Вышеизложенное подтверждает обоснованность характеристик смеси белковой композитной сухой, установленной в таблице пункта 1 раздела II. «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, в связи с тем, что характеристики для такого товара определены Заказчиком в пределах требований ГОСТа и соответственно не противоречат требованиям норм ФЗ «О контрактной системе», в том числе пункту 2 части 1 статьи 33 указанного закона.

В данном случае показатели по содержанию белков, жиров, углеводов и энергетической ценности в смеси являются стандартными, поскольку находятся в пределах, установленных ГОСТом, поэтому дополнительного обоснования применения заказчиком установленных им в документации об аукционе показателей не требуется.

В то же время общие требования ГОСТ не исключают право заказчика (потребителя) таких продуктов приобретать их в пределах данных параметров, и в указанных пределах самостоятельно определять конкретные характеристики для предлагаемого к поставке товара с учётом конкретных потребностей заказчика (потребителя).

Требования к смесям белковым композитным сухим установлены, в том числе, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», а также приказом от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания».

Из содержания приложений к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждения Российской Федерации» следует, что указанные в них смеси белковые композитные используются в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания. В частности, таблицами 1 а, 6, 7, являющимися приложениями к данному приказу, предусмотрено использование в питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно- профилактических учреждениях, наряду с другими перечисленными в них продуктами питания, таких специализированных продуктов диетического питания, как смеси белковой композитной сухой, при этом установлен единственный способ их применения - только в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.

Задачей законодательства о закупках является прежде всего выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности.

Определение в документации об аукционе показателей в рамках, установленных ГОСТом, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

Указанное под таблицей пункта 1 раздела II. «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе требование о соответствии смеси белковой композитной сухой ГОСТу Р 53861-2010, Приказу Минздрава России от 05.08.2003 № 330 направлено на выявление в результате проведения закупки наиболее квалифицированного поставщика, в наибольшей степени удовлетворяющего потребностям Заказчика.

Кроме того, материалами дела установлено, что в качестве обоснования НМЦ (после изменений от 14 июля 2016 года) Заказчик, в соответствии со статьей 22 ФЗ «О контрактной системе», использовал коммерческие предложения двух поставщиков, представленные ООО «Оптимус» и ООО «Аргумент», что свидетельствует о том, что на рынке существует не единственный поставщик способный поставить товар, соответствующий требованиям документации об аукционе.

Данное обстоятельство указывает на отсутствие ограничения количества участников закупки.

Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам закупаемого товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

Доводы Заявителя о том, что под указанные Заказчиком в документации об аукционе требования соответствует только одна сухая белковая композитная смесь «Дисо®» «Нутринор» не могут вменяться в качестве нарушения антимонопольного законодательства, поскольку ФЗ «О контрактной системе» не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к объекту закупки руководствоваться количеством участников рынка, производителей (поставщиков, исполнителей).

При установлении признаков ограничения конкуренции при проведении закупок имеет значение не тот факт, что только один или несколько производителей производят товар, соответствующий требованиям документации об аукционе, а возможность участников закупки осуществить поставку этого товара.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате закупок лиц, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

В рассматриваемой ситуации участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушений требований ФЗ «О контрактной системе» не выявлено, доводы жалобы являются необоснованными.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Компания Интермедсервис Фарма»  необоснованной.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны