Решение №04-05/4087 Решение по делу №271оз-13 (заявитель: ООО «Навигатор-Т») от 8 июня 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

02 августа 2013 года                                                                                                

г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Лобов С.В.

Заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа,

Нутрихина Ю.Д.

Специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

 

на основании статей 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 (далее – Административный регламент),

в присутствии представителей от:

Заказчика – ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7»                       - Киричатого В.В. (доверенность от 20.05.2013 № б/н),

Заявитель – ООО «Навигатор-Т» - надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в заседание Комиссии Архангельского УФАС России своих представителей не направил,

УСТАНОВИЛА:

26 июля 2013 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, поступила жалоба ООО «Навигатор-Т» (далее - Заявитель) на действия Заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница  № 7» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на поставку защитных капюшонов «Феникс-2» или эквивалент (Извещение № 0324300088413000094).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика по установлению в запросе котировок требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.

Заявитель считает, что в техническом задании запроса котировок содержатся характеристики защитного капюшона, которые соответствуют единственному защитному капюшону – «Феникс-2».

Заказчик не согласен с доводами жалобы по основаниям, изложенным в объяснении от 31.07.2013 № 02-02/1269.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов» внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.

17.07.2013 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение                             № 0324300088413000094 о проведении запроса котировок на поставку защитных капюшонов «Феникс-2» или эквивалент (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора – 481 875,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок                                      № 0324300088413000094-П от 30.07.2013 (далее – протокол от 30.07.2013) на участие в запросе котировок было подано 10 котировочных заявок, из них двум участникам размещения заказа (ООО «Торговый дом АРТИ» и ООО «НАВИГАТГОР-Т») было отказано в допуске к участию в запросе котировок. Победителем в проведении запроса котировок признано            ООО «МАЯК» с предложением о цене гражданско-правового договора – 397 500,00 руб. Лучшее предложение о цене гражданско-правового договора после победителя сделано участником размещения заказа – ЗАО «Архангельск-Восток-Сервис» и составило 426 422,50 рублей.

В соответствии  с пунктом 4 статьи 43 ФЗ «О размещении заказов» запрос котировок должен содержать сведения о наименовании, характеристиках и количества поставляемых товаров, наименовании, характеристиках и объеме выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно части 2 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов» Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 ФЗ «О размещении заказов».

Заказчиком в таблице приложения № 3 к извещению установлены требования к количественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, качеству, безопасности товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика (далее – техническое задание), а именно:

№ п/п

Наименование

Характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания – противогаз- самоспасатель фильтрующего действия «Феникс-2»

(или эквивалент)

Самоспасатель индивидуальный фильтрующего действия предназначен для защиты органов дыхания,  глаз и кожи лица человека от паров, газов и аэрозолей опасных химических веществ (включая продукты горения) при эвакуации людей из  зданий, сооружений и объектов различного назначения.

 

Комплект самоспасателя состоит из:

  1. огнестойкого капюшона со смотровым окном и комбинированного фильтра. Огнестойкий капюшон полностью закрывает волосы, кожу лица и головы, маска защищает от искр и открытого пламени.
  2. герметичной упаковки, руководства по эксплуатации, паспорта и сумки (футляра).

 

Время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 30 мин.

Срок хранения (в штатной вакуумной упаковке) не менее 5 лет с даты изготовления.

Масса комплекта самоспасателя не более 2 кг. Масса рабочей части не более 1 кг.

Дата изготовления товара – не позже май 2013 г

шт.

250

Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности товара.

Должен соответствовать требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ от 22.07.2008), ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний». Защитные характеристики соответствуют 3 классу защиты по ГОСТ Р 22.9.09.2005 (высокая эффективность).

Самоспасатель должен иметь:

- обязательный сертификат соответствия требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) по ГОСТ Р 53261-2009;

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии поставляемого оборудования нормам, предъявляемым к данному товару на территории РФ.

Заявитель в жалобе указал на то, что техническим характеристикам, установленным в извещении, соответствует только конкретный товар – «Феникс-2», а именно таким как:

  • требование к возможности использования взрослыми и детьми с 7 лет. Согласно требованиям подпункта 4.1.4 ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие применяются только с 12 лет;
  • требование к времени защитного действия не менее 30 минут, ограничивает количество участников запроса котировок, так как в соответствии с пунктом 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009 время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 минут;
  • требование о соответствии защитных характеристик по ГОСТ Р 22.9-2005, так как настоящий стандарт не распространяется на самоспасатели используемые при открытом пламени (раздел 1 ГОСТ Р 22.9.09-2005). Установив данное требование, Заказчик ограничил количество участников запроса котировок, тем самым нарушил часть 2 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов».

Представитель Заказчика в заседании комиссии Архангельского УФАС России пояснил следующее.

1. ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7» содержит в своем составе педиатрическое отделение, в котором находятся дети от 0 до 18 лет. Коечный фонд педиатрического отделения составляет 39 коек. ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7» также имеет план-задание службы медицины катастроф, утвержденное распоряжением департамента здравоохранения Архангельской области от 15.10.2008 № 115-ро, согласно которому на базе учреждения при возникновении чрезвычайных ситуаций дополнительно разворачиваются 30 педиатрических коек. Кроме того, в состав ГБУЗ «АГКБ № 7» входит поликлиническое звено, в том числе детская поликлиника на 350 посещений в смену. Структура коечного фонда утверждается ежегодно, количество посещений в смену также изменяется в зависимости от приписанного населения и государственного задания, что вызывает необходимость иметь запас самоспасателей пригодных к применению детьми.

При изучении рынка самоспасателей установлено, что имеются модели, которые применяются взрослыми и детьми с 7 лет, что делает обоснованным установление заказчиком подобного требования. В характеристиках самоспасателя «Феникс-2» указано, что применяется взрослыми и детьми с 7 лет, а УФМС «Шанс-Е» выпускается в двух модификациях: четвертьмаска - с 7 лет и полумаска – с 12 лет.

2. Согласно пункту 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009 время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин при воздействии на него следующих тест-веществ:

- монооксида углерода;

- водорода хлорид;

- водорода цианид;

- акролеина.

Таким образом, данный ГОСТ предусматривает защиту фильтром самоспасателя от продуктов горения, но не обеспечивает защиту от аварийно химически опасных веществ (далее – АХОВ).

ГОСТ устанавливает минимальное время защитного действия самоспасателя 15 минут, в то время как по времени защитного действия производители предлагают следующие модели самоспасателей:

Самоспасатель СПИ-50 – не менее 50 минут;

УФМС «Шанс-Е» - не менее 30 минут;

Противогаз-самоспасатель «Феникс-2» - не менее 30 минут;

Газодымозащитный комплект ГДЗК-У - не менее 30 минут;

Самоспасатель фильтрующий ГДЗК – не менее 30 минут;

Самоспасатель промышленный изолирующий СПИ-20 – не менее 20 минут;

Самоспасатель PARAT C – не менее 15 минут;

Самоспасатель фильтрующий противопожарный СФП – не менее 15 минут.

Время защитного действия Заказчиком установлено не менее 30 минут в связи с тем, что это соответствует его потребностям. Так, в ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7» находятся малотранспортабельные и нетранспортабельные пациенты в отделениях стационара: травматологическое, хирургическое, терапевтическое, реанимационное, гинекологическое, педиатрическое, родильное, и требуемое время для эвакуации пациентов и персонала, включая время прибытия спасательных служб, превышает 15 минут. Данное утверждение подтверждается актом тренировки о проведении эвакуации работников и пациентов стационара ГБУЗ «АГКБ № 7» при возникновении чрезвычайных ситуаций от 07 мая 2013 г. совместно с ОНД МЧС России по г. Архангельску. Согласно акту тренировки,  время эвакуации составило 25 минут (копия акта прилагается в материалы дела).

3. Согласно статье 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входит:

- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с согласованным Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ГБУЗ «АГКБ № 7» попадает в  зоны возможного химического заражения с поражающей концентрацией при производственных авариях на них с выбросом АХОВ (хлор) от ОАО «Соломбальский ЦБК» (ул. Кировская, д. 4).  В настоящее время средства индивидуальной защиты от хлора в ГБУЗ «АГКБ № 7» в должном количестве отсутствуют.

ГОСТ Р 22.9.09-2005  «Средства индивидуальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования» разработан в обеспечение реализации Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ.

Настоящий стандарт распространяется на фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания - самоспасатели, предназначенные для защиты населения от опасных химических веществ, радиоактивных веществ и продуктов горения при экстренной эвакуации из зоны поражения.

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 22.9.09-2005 в зависимости от защитных свойств самоспасатели подразделяют на классы:

- 1 - самоспасатели низкой эффективности;

- 2 - самоспасатели средней эффективности;

- 3 - самоспасатели высокой эффективности.

Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ время защитного действия самоспасателей, рекомендованных изготовителем для защиты от групп химически опасных веществ, подвергают испытаниям по тест-веществам для этих групп в соответствии с таблицей 2. В таблице 2 одним из химически опасных веществ указан хлор, то есть данный вид самоспасателей защищает не только от окиси азота (продуктов горения) но и от АХОВ, в том числе хлора. Этим требованиями на функционирующем рынке соответствуют самоспасатели: «Феникс-2», «Шанс-Е», ГДЗК-АМ,  ГДЗК-У и др.

 Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заказчик устанавливает требования к товарам, требующимся к поставке, исходя из собственных потребностей. Потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом в ФЗ «О размещении заказов» отсутствуют ограничения по наличию требований к Заказчику в части обоснования своих потребностей, при установлении требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

Более того, довод Заявителя о том, что «согласно требованиям пункта 4.1.4 ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие применяются только с 12 лет», неправомерен в силу того, что пунктом 4.1.4 ГОСТ Р 53261-2009 установлен коэффициент подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) в подмасочное пространство капюшона (должен быть не более 2%) - для людей старше 12 лет или имеющих размер шеи более 3,0 дм, а не применение самоспасателей с 12 лет.

При этом материалами дела подтверждено, что к техническим характеристикам, установленным в извещении, соответствуют 2 модели самоспасателей: «Феникс-2» (производитель ООО "НПО Феникс» 101000, г. Москва, Покровский бульвар, 4/17, строение 1, офис 39) и УФМС «Шанс-Е» с четвертьмаской (производитель ООО "НПК Пожхимзащита" 109316, г. Москва, ул. Сосинская, д. 43, стр. 8).  Согласно информации, размещенной производителями и поставщиками на сайтах, «Феникс-2» и УФМС «Шанс-Е» и подтверждается производителями (письмо производителя ООО НПО «Феникс», письма производителя ООО «НПК Пожхимзащита»; копии сертификатов соответствия), «Феникс-2» и УФМС «Шанс-Е» сертифицирован по ГОСТ Р 53261-2009 и ГОСТ Р 22.9.09-2005, может применяться взрослыми и детьми с 7 лет, с временем защитного действия не менее 30 минут.

Кроме того, в силу части 1 статьи 8 ФЗ «О размещении заказов», участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Товар, соответствующий требованиям запроса котировок, не является эксклюзивным на территории РФ, и может быть поставлен любым юридическим или физическим лицом, что подтверждается количеством участников в данном запросе котировок (представлено 10 штук котировочных заявок согласно части 7 Протокола от 30.07.2013).

Комиссией Архангельского УФАС России не установлены требования в запросе котировок на поставку защитных капюшонов «Феникс-2» или эквивалент, которые влекут за собой ограничение количества участников запроса котировок.

При таких обстоятельствах нарушений части 2 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов» со стороны Заказчика, не выявлено.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 ФЗ «О размещении заказов» запрос котировок должен содержать сведения о форме котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

Форма котировочной заявки должна соответствовать требованиям, установленным статьей 44 ФЗ «О размещении заказов», согласно которой котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;

4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Как видно из приведенной нормы, перечень сведений, которые должна содержать котировочная заявка, является закрытым. Никаких иных сведений представлять в котировочной заявке не требуется, при проведении запроса котировок участник размещения заказа сообщает в котировочной заявке минимум информации, который строго регламентирован статьей 44 ФЗ «О размещении заказов». Согласно пункту 3 статьи 44 ФЗ «О размещении заказов», котировочная заявка должна содержать наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ.

Заказчиком к извещению приложена форма котировочной заявки (Приложение №1 к извещению). При этом требование к участнику размещения заказа о необходимости указать характеристики поставляемых товаров в котировочной заявке, отсутствует в форме котировочной заявки, установленной Заказчиком.

Более того, форма котировочной заявки, установленная Заказчиком, содержит требования о представлении участниками размещения заказа помимо сведений, установленных статьей 44 ФЗ «О размещении заказов», еще и сведения о КПП, номере телефона (факса), фразу: «До подготовки и оформления официального договора настоящая котировочная заявка будет выполнять роль обязательного договора между нами».

Кроме того, запрос котировок проводится на поставку товара, а в форме котировочной заявке Заказчик указал:

1. «цена работ  указана с учетом затрат на перевозку, страхование, уплату налогов (в т.ч. НДС), таможенных пошлин, сборов и других  обязательных платежей»;

2. «мы обязуемся в случае принятия нашей котировочной заявки выполнить работы на условиях исполнения договора, указанных в извещении о проведении запроса котировок».

Таким образом, Заказчик, не установив в форме котировочной заявки требование о представлении участниками размещения заказа в котировочных заявках характеристик  поставляемых товаров, а, также установив требования о представлении сведений о КПП, номере телефона (факса) и иные излишние требования, не предусмотренных статьей 44 ФЗ «О размещении заказов», нарушил требования пункта 3 статьи 43, статьи 44 ФЗ «О размещении заказов».

В связи с тем, что в форме котировочной заявки, установленной Заказчиком (Приложением №1 к Извещению), установлено нарушение статьи 44 ФЗ «О размещении заказов», Комиссия Архангельского УФАС России не дает правовой оценки действиям котировочной комиссии, созданной Заказчиком, по рассмотрению и оценке котировочных заявок, поданных на участие в данном запросе котировок.

Руководствуясь частями 5 статьи 17 и частью 6 статьи 60 ФЗ «О размещении заказов», Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» необоснованной.
  2. Признать Заказчика – ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница  № 7»  нарушившим пункт 3 статьи 43, статью 44 ФЗ «О размещении заказов».
  3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на итоги размещения заказа.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                Д.В. Бугаев

 

Члены комиссии                                                                                                              С.В. Лобов

 

            Ю.Д. Нутрихина

Связанные организации

Связанные организации не указаны