Решение №04-05/4191 Решение № 338мз-16 от 14 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 338мз-16

 

Заказчик :

Администрация муниципального образования «Коношский муниципальный район»

164010, Архангельская обл., п. Коноша, ул. Советская, д.76

Е-mail: orlinail@mail.ru

 

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 904

E-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО "Белый Дом"

163000, г.Архангельск, наб.Северной Двины, 112, корп.3, оф.335

E-mail: bel-dom@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

06 сентября 2016 года                                                                                            г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Синебрюхова Л.И.

Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Уполномоченного органа: Хабарова В.В. (доверенность от 29.08.2016 № 04-Д);

Заказчик, Заявитель уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

 

УСТАНОВИЛА:

30 августа 2016 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Белый Дом" (далее – Заявитель) на действия заказчика – администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта «Средняя общеобразовательная школа с эстетическим уклоном на 240 мест в п. Ерцево Коношского района» (извещение № 0124200000616004548).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 02.09.2016 № 01-23/2025.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 02.09.2016 № 314-05-902.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

22.08.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000616004548 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта «Средняя общеобразовательная школа с эстетическим уклоном на 240 мест в п. Ерцево Коношского района» (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 333 405 470,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

01.09.2016, 05.09.2016 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе.

Заявитель указывает, что по позиции 2 «Песок природный строительный» раздела II документации об аукционе Заказчиком установлены требования к крупности зерен в противоречие с ГОСТом 8736-2014.

Документация об электронном аукционе согласно пункту 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона.

Правила описания объекта закупки закреплены в статье 33 ФЗ «О контрактной системе».

Пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

По позиции 2 «Песок природный строительный» таблицы части 3 раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе в первоначальной редакции Заказчиком установлены следующие требования: Среднезернистый, крупность зерен от 1,6 до 5.

В соответствии с таблицей № 1 ГОСТа 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» песок средней группы (среднезернистый) имеет модуль крупности свыше 2,0 Мк до 2,5 Мк.

Согласно изменениям от 01.09.2016 требования по позиции 2 таблицы раздела II документации об аукционе к песку природному строительному изложены в следующей редакции: группа песка – средний.

Следовательно, требования к песку природному строительному изложены Заказчиком в соответствии с ГОСТом 8736-2014.

Таким образом, нарушений требований ФЗ «О контрактной системе» со стороны Заказчика, Уполномоченного органа, на момент рассмотрения довода Заявителя, не выявлено.

 

Заявитель считает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены штрафные санкции в проекте муниципального контракта.

Из объяснений Уполномоченного органа по жалобе следует то, что поскольку на момент размещения документации о проведении аукциона цена муниципального контракта еще неизвестна, то проект контракта Заказчика не может содержать конкретные суммы штрафов. В связи с вышеизложенным проект контракта содержит условие о том, что размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами в виде фиксированной суммы, а также место для указания размера фиксированной суммы штрафа, которая будет рассчитана при заключении государственного контракта.

В материалы дела представлен проект муниципальный контракта, являющийся неотъемлемой частью документации о проведении аукциона, в пунктах 7.4. и 7.7 которого содержат следующую информацию:

«7.4. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063 (далее – Правила), в виде фиксированной суммы в размере _________.

7.7. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 в виде фиксированной суммы в размере _________».

Частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» закреплено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 6 указанной статьи ФЗ «О контрактной системе» определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Исходя из толкования вышеуказанных норм, видами неустоек являются штрафы и пени.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «О контрактной системе» и постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Частями 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 2 и 3 Правил установлено, что размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с указанными Правилами.

Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе».

Порядок расчета фиксированной суммы штрафа в зависимости от цены контракта содержится в пунктах 4 и 5 Правил.

Требований об указании в контракте всех возможных значений размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, то есть порядка расчета штрафа в зависимости от возможной цены контракта, положения ФЗ «О контрактной системе» и Правил не содержат.

 

Часть 7 данной статьи ФЗ «О контрактной системе» гласит о том, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 6 Правил закреплено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле.

Пункт 7.6 проекта муниципального контракта определяет, что «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определенном в соответствии с Правилами, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком».

Из системного анализа статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» не следует, что законодатель установил каким конкретно способом требуется описывать ответственность сторон. Суждение Заявителя о необходимости дословного цитирования (переписывания) упомянутых выше Правил не основаны на законе.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в отношении установления ответственности в виде пени Заказчик, Уполномоченный орган дословно воспроизвели часть 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе», уточнив, что конкретный размер пени будет определяться в порядке, установленном Правилами.

Таким образом, нарушений требований ФЗ «О контрактной системе» со стороны Заказчика, Уполномоченного органа не выявлено.

 

Заявитель считает, что Заказчиком в документации об аукционе не предусмотрена поэтапная оплата выполненных работ на основании графика оплаты работ по контракту.

В соответствии с частью 6 статьи 110.2 ФЗ «О контрактной системе» объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Пунктом 1.4 проекта муниципального контракта определено, что работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ, разработанным Подрядчиком и утвержденным Заказчиком (Приложение № 3 к Контракту).

Согласно пункту 4.1 проекта муниципального контракта оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется поэтапно исходя из объема таких работ и цены Контракта.

Пунктом 4.2 проекта муниципального контракта предусмотрен авансовый платеж, а в пункте 4.3 проекта муниципального контракта установлено, что оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется в 1 этап. Промежуточная оплата выполненных Подрядчиком работ, за вычетом ранее выплаченного аванса, производится на основании подтверждающих документов (акт сдачи-приемки выполненных работ (форма № КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3)), подписанных обеими Сторонами, включая устранение дефектов, выявленных при приемке работ, в течение тридцати рабочих дней после подписания данных документов и выставления Подрядчиком счетов (счетов-фактур).

Соответственно, оплата в рамках данного муниципального контракта будет производится за выполненные работы, включенные в График выполнения работ (Приложение № 3 к Контракту), что свидетельствует о поэтапности оплаты выполненных работ.

Следовательно, в разделе 4 «Порядок и сроки оплаты работы» проекта муниципального контракта установлена поэтапная оплата выполненных работ.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Заявитель считает, что проект контракта Заказчика не содержит в себе формы для включения в него предложений участника закупки в отношении товаров, используемых при выполнении работ.

В соответствии с частью 2 статьи 70 ФЗ «О контрактной системе» в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 указанного Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

При этом статьей 34 ФЗ «О контрактной системе», в которой установлены требования к обязательным условиям контракта, не предусмотрена обязанность включения специальной формы для указания предложений участников аукциона.

Вместе с тем, информация о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), используемого при выполнении работ, и указанная в заявке на участие в аукционе участником, будет включена в содержание Приложения № 1 к муниципальному контракту «Техническое задание на выполнение работ».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Белый Дом"  необоснованной.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                              Н.В. Вознесенская

Л.И. Синебрюхова

Связанные организации

Связанные организации не указаны