Решение №04-05/4252 Решение по жалобе №347фз-16 от 21 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 347фз-16

 

Заказчик :

АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"

164500, Архангельская обл, Северодвинск г, Архангельское шоссе, 58

E-mail: smp@sevmash.ru

 

Заявитель:

АО "ЭлТех СПб"

197022, г.Санкт-Петербург, Проспект Большой П.С., Дом 100, литер А, Помещение 31-Н (12)

E-mail: info@eltech.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

15 сентября 2016 года                                                                                            г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Крупчак Т.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя: Алтуниной О.А. (доверенность от 14.09.2016 № №092-16);

Заказчика: Горяшиной Н.В. (доверенность от 08.02.2016 № 227), Сысоевой М.В. (доверенность от 10.11.2015 № 56);

 

УСТАНОВИЛА:

08 сентября 2016 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба АО "ЭлТех СПб" (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее – Заказчик), при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту "Техническое перевооружение производственных мощностей в обеспечение постройки подводных лодок специального назначения". Техническое перевооружение южного дока цеха № 50 (эллинга № 1 ССП) АО "ПО "Севмаш" (гидротехническое сооружение 2 класса) (извещение № 0424100000316000014).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением  конкурсной документации несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 14.09.2016 № 80.217/1333.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

03.08.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0424100000316000014 о проведении конкурса с ограниченным участием и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту "Техническое перевооружение производственных мощностей в обеспечение постройки подводных лодок специального назначения". Техническое перевооружение южного дока цеха № 50 (эллинга № 1 ССП) АО "ПО "Севмаш" (гидротехническое сооружение 2 класса) (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 932 344 720,37 рублей.

18.05.2016, 25.08.2016 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

 

Заявитель считает, что в документации об аукционе некорректно установлены дополнительные требования в соответствии со статьей 31 ФЗ «О контрактной системе» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе» в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с частью 4 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением №99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 и №N 2 к Постановлению №99.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 5 приложения № 2 к Постановлению №99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Объект закупки - выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту "Техническое перевооружение производственных мощностей в обеспечение постройки подводных лодок специального назначения". Техническое перевооружение южного дока цеха № 50 (эллинга № 1 ССП) АО "ПО "Севмаш" (гидротехническое сооружение 2 класса).

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении конкурса указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 43.99.90.190, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 000 000 рублей и составляет 932 344 720,37 рублей, в связи, с чем проведение аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 5 приложения № 2 к Постановлению №99.

Пунктом 22 раздела 6 «информационная карта» конкурсной документации, Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки:

«Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение работ по реконструкции особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс.

Наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 указанного закона Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению № 2 к указанному Постановлению. Соответствие участников закупки указанным требованиям должно подтверждаться документами, предусмотренными приложением № 2 к данному Постановлению.

В соответствии с пунктом 5.2.3.1 части 5 «Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе» конкурсной документации «заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника конкурса дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 3.2 раздела 3 «ТРЕБОВАНИЯ  К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ» конкурсной документации, или заверенные участником конкурса копии таких документов: в подтверждение наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение работ по реконструкции особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе участник конкурса должен представить копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) на выполнение работ по организации трубопроводов специализированных систем, обеспечивающих снабжение ремонтирующихся и строящихся судов всеми необходимыми видами энергии и средами требуемых параметров, а также создание определенных условий труда и обеспечению пожарной и экологической безопасности, и акта (актов) выполненных работ. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс».

Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России указали на то, что в пункте 5.2.3 конкурсной документации Заказчик требует подтверждение опыта участника по всем работам, составляющим предмет контракта, и в соответствии с требованиями к безопасности и экологии, отраженными в пункте 8 технической части раздела 8 конкурсной документации.

На основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу, что дополнительные требования к участникам закупки, к составу заявки на участие в конкурсе в конкурсной об аукционе установлены исходя из объекта закупки и в соответствии с Постановлением № 99.

Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.

 

Согласно ФЗ «О контрактной системе» любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с частью 8 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

01.09.2016 11:01 в единой информационной системе размещено Разъяснение положений конкурсной документации от 01.09.2016 №РД2.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что на официальном сайте размещенное разъяснение не содержит разъяснение на поставленный вопрос участника закупки, а содержит следующее: «Обращение о внесении изменений в конкурсную документацию на право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Техническое перевооружение производственных мощностей в обеспечение постройки подводных лодок специального назначения». Техническое перевооружение южного дока цеха № 50 (эллинга № 1 ССП) АО «ПО «Севмаш» (гидротехническое сооружение 2 класса) (извещение № 0424100000316000014) принято к рассмотрению».

Следовательно, Заказчиком не даны разъяснения по положению конкурсной документации.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 8 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе».

 

В соответствии с требованиями части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В пункте 7 технической части раздела 8 конкурсной документации Заказчиком указано, что привлечение субподрядных организаций допускается.

Согласно пунктам 1.1, 6.2.3 проекта контракта установлено, что подрядчик «обязан выполнить собственными силами весь комплекс работ».

Таким образом, пункте 7 технической части раздела 8 конкурсной документации не соответствует пунктам 1.1, 6.2.3 проекта контракта.

 

Как установлено материалами дела, в состав конкурсной документации входит форма 2 «Заявка на участие в конкурсе», которая содержит следующее:

«10. В случае если наши предложения будут лучшими после предложений победителя конкурса, а победитель конкурса будет признан уклонившимся от заключения контракта, мы обязуемся подписать контракт на право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Техническое перевооружение производственных мощностей в обеспечение постройки подводных лодок специального назначения». Техническое перевооружение южного дока цеха № 50 (эллинга № 1 ССП) АО «ПО «Севмаш» (гидротехническое сооружение 2 класса) в соответствии с требованиями конкурсной документации и условиями нашего предложения по цене и срокам».

Вместе с тем, согласно части 5 статьи 54 ФЗ «О контрактной системе» проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер <...> заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер <...> вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

Таким образом, пункт 10 форма 2 «Заявка на участие в конкурсе» противоречит части 5 статьи 54 ФЗ «О контрактной системе».

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО "ЭлТех СПб"  обоснованной.

2. Признать Заказчика - АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", нарушившим часть 8 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не влияет на итоги определения подрядчика.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                              Н.В. Вознесенская

                                                                                                                                      Т.С. Крупчак

Л.А. Чирова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны