Решение №04-05/4317 Решение 289оз-17 от 14 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Дело № 289оз-17

 

Заказчик :

ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер»

163045, г.Архангельск, пр.Обводный канал, д.145, корп.1

Е-mail: 29kontrakt@mail.ru

 

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 904

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО "Мегатехника"

Санкт-Петербург, ул.Чайковского, д.52. лит.А, пом.29-Н

E-mail: megatechika@gmail.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

08 сентября 2017 года                                                                                            г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Крупчак Т.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Савиной А.В. (доверенность от 07.09.2017 № 01-17/1697), Лазаревой О.А. (доверенность от 07.09.2017 №01-17/1698);

Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 31.03.2017 № 22-Д);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

01 сентября 2017 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Мегатехника" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку принадлежностей для стерилизации в 2018 году (извещение № 0124200000617004550).

 

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

 

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 06.09.2017 № 314-05-909.

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

 

22.08.2017 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000617004550 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку принадлежностей для стерилизации в 2018 году (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 079 180,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

 

Заявитель считает, что Заказчик ограничил конкуренцию, объединив в один лот товары, выпускаемые единственным производителем, наряду с товарами, выпускаемыми различными производителями. Так в позиции 13 «Описания объекта закупки» Заказчик прописывает индикатор конкретного производителя, а именно продукцию компании «DGM». Кроме того, требование о том, что тестовое загрязнение должно быть именно из протеиновой фракции овечьей крови ничем не обоснованно, а используется в данном случае только для того, чтобы конкретизировать производителя товара. При этом также уточняет, что протеиновая фракция может быть также и из крови коровы, а по указанному размеру пластины - «не более 31 мм х 7 мм х 0,7 мм», может быть предложен товар «Steritec WC», однако размер аналога «35 мм x 7 мм x 0,5 мм».

 

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В пункте 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» установлено правило об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, а применительно к указанию конкретных требований к изделиям медицинского назначения должен также учитываться и медицинский аспект.

Предметом данного электронного аукциона является поставка расходного материала к уже имеющемуся стерилизатору, а не изготовление объекта закупки.

Согласно пункту 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе установлены следующие требования к характеристикам закупаемого товара по позиции 13:

 

п/п

Наименование и технические характеристики товара

13

Индикаторы предназначены для валидации и рутинного мониторинга контроля эффективности очистки медицинских инструментов: простых и с замковыми частями в автоматических дезинфекционно-моющих машинах. Индикаторы представляют собой пластину из нержавеющей стали с тестовым загрязнением из протеиновой фракции овечьей крови, имитирующим загрязнение кровью, и полисахаридов, имитирующих загрязнение слизью. Размер пластины не более 31 мм х 7 мм х 0,7 мм. Индикаторы применяются только в комплекте со специальными устройствами в виде пластикового контейнера для имитации мойки простых хирургических инструментов и пластикового контейнера для имитации мойки инструментов с замковыми частями.

В набор входят:

- индикаторы одноразового применения не менее  25 шт;

- контейнер многократного применения для имитации мойки простых хирургических инструментов не менее  1 шт;

- контейнер многократного применения для имитации мойки хирургических инструментов с замковыми частями не менее  1 шт.

Каждый индикатор имеет алюминиевую индивидуальную упаковку.

 

Как было указано выше, статья 33 ФЗ «О контрактной системе» не содержит запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), а также не запрещает заказчику проводить закупку товара, выпускаемого, в том числе единственным производителем.

Согласно пункт 4 статьи 3 ФЗ «О контрактной системе» участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что размер пластины установлен исходя из его использования как с помощью устройства пластикового контейнера, так и для контроля эффективности очистки полых медицинских инструментов. Что касается конкретизации характеристики товара «из протеиновой фракции овечьей крови», то на момент определения своей потребности, заказчик не знал о наличии товара с протеиновой фракцией из «коровьей крови».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.09.2017 №0124200000617004550-1, было подано 4 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1, 2, 3, 4, готовые поставить требуемые изделия медицинского назначения, кроме того было представлено 3 коммерческих предложения.

Комиссия Архангельского УФАС России соглашается с доводами Заказчика, что наличие единственного производителя изделия медицинского назначения – принадлежностей для стерилизации не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом электронного аукциона являлась поставка, а не его изготовление, и участником закупки могло выступать любое физическое или юридическое лицо, в том числе, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить изделия медицинского назначения, отвечающие требованиям документации об аукционе и удовлетворяющие потребностям заказчика.

Следовательно, отсутствуют основания полагать, что наличие единственного производителя поставляемого товара не позволяет гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.

Таким образом, жалоба Заявителя является необоснованной.

 

Заявитель в жалобе также отметил, что в позиции 3 технического задания, при описании объекта закупки Заказчик использовал такие характеристики как «Прочность на растяжение в сухом состоянии», «Прочность на растяжение во влажном состоянии» и другие, которые являются расчетной величиной и используются при испытании товаров в соответствии с требованиями ГОСТ, а также требования к проведению подобных испытаний установлены к производителям и изготовителям товаров. При этом уточнил, что в  ГОСТ ISO 11607-2011 «Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации», отсутствуют данные характеристики.

 

В позиции 3 «Рулон упаковочный со складкой» таблицы раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе, Заказчиком установлена следующая характеристика: «…Прочность на растяжение в сухом состоянии в машинном направлении не менее  5,4 кН/м, в поперечном направлении не менее  2,3 кН/м. Прочность на растяжение во влажном состоянии в машинном направлении не менее  2,0 кН/м, в поперечном направлении не менее  1,0 кН/м. Прочность на продавливание в сухом состоянии не менее  240 кПа, во влажном состоянии не менее  140 кПа…».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что данный показатель необходим исходя из потребности в связи с тем, что бывают случаи когда упаковочный материал во время стериализации разрывается. При этом, представитель согласился, что в ГоСТах не смогли найди показатели предела прочности по данному товару и руководствовались паспортом на «Материал упаковочный в рулонах для медицинской паровой и газовой стерилизации марки «DGM Steriguard» производства компании «DGM Pharma-Apparate Handel AG», Швейцария. При этом параметр нижнего предела прочности устанавливался Заказчиком произвольно.

Комиссия Архангельского УФАС России, заслушав пояснения представителя Заказчика, пришла к выводу, что в описании объекта закупки Заказчик использовал такой нестандартный показатель как «прочность на растяжение в сухом состоянии в машинном направлении…, в поперечном направлении ... Прочность на растяжение во влажном состоянии в машинном направлении …, в поперечном направлении …. Прочность на продавливание в сухом состоянии …, во влажном состоянии …», понятие которого отсутствует в ГОСТе ISO 11607-2011 «Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации». При этом установленные Заказчиком  параметры такого нестандартного показателя товара в техническом задании документации об аукционе, свидетельствуют о создании Заказчиком для участников закупки дополнительных трудностей при формировании заявки, поскольку участник должен будет сопоставить изложенные в документации об аукционе показатели, значениям, содержащихся в документах проведенных производителями испытаний.

Следовательно, Заказчик в материалы дела на момент рассмотрения дела не представил и не обоснавал наличие товара с такими характеристиками и параметрами, и в данной части довод Заявителя признан обоснованным.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, учитывая, что на участие в указанном аукционе в электронной форме было подано 4 заявки, а также при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком было использовано три коммерческих предложения от потенциальных участников закупки, Комиссия Архангельского УФАС России приняла решение не выдавать предписание на устранение нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе», допущенного Заказчиком, так как указанное нарушение не повлияло на результат проведения аукциона.

 

Доводы ООО «Мегатехника» о нарушении части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 не могут быть рассмотрены Комиссией Архангельского УФАС России по контролю закупок в связи с отсутствием полномочий по рассмотрению жалобы на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мегатехника» обоснованной в части заявленного требования (довод 2).

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер», нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64  ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать, так как данное нарушение не повлияло на результат проведения аукциона.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                              Н.В. Вознесенская

                                                                                                                                      Т.С. Крупчак

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны