Решение №04-05/4360 Решение по жалобе 352оз-16 от 28 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 352оз-16

 

Заказчик :

ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи»

163051, гор. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 14

E-mail: la@assmp.ru, ssmp3@atnet.ru

 

 

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 904

E-mail: dkp@dvinaland.ru

 

 

Заявитель:

ООО "Феникс-Менеджмент"

432071, г.Ульяновск, ул.Марата, д.8

E-mail: perm@novoskor.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

22 сентября 2016 года                                                                                            г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Малышева О.С.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя: Полевого В.А. (доверенность от 21.09.2016 № б/н);

Заказчика: Поливоды Г.А. (доверенность от 21.09.2016 № б/н);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 01.04.2016 № 03-Д);

 

 

УСТАНОВИЛА:

15 сентября 2016 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Феникс-Менеджмент" (далее - Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Архангельская станция скорой медицинской помощи» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автотранспортных средствах, в целях оказания скорой медицинской помощи гражданам на территории города Архангельска и Приморского района Архангельской области (извещение № 0124200000616004658).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением конкурсной документации несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 21.09.2016 № 314-05-936.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 21.09.2016 № 2476.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает конкурсную документацию и организует осуществление закупки.

 

31.08.2016 Уполномоченный орган на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000616004658 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автотранспортных средствах, в целях оказания скорой медицинской помощи гражданам на территории города Архангельска и Приморского района Архангельской области (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена контракта – 579 337 299,22 рублей.

13.09.2016 внесены изменения в извещение и в конкурсную документацию (далее – Изменения).

 

В жалобе Заявитель указывает на наличие в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», выразившиеся в следующем:

- согласно действующей редакции конкурсной документации в качестве критериев оценки указаны опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема; При этом:

*услугами сопоставимого характера и объема в рамках данной закупки считаются услуги, предусматривающие предоставление автотранспортных средств в целях оказания скорой медицинской помощи с экипажем (водителем) в рамках государственных и/или муниципальных контрактов;

*оценка заявок по показателю «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» производится в период с 01 января 2014 г.  до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Тем самым, по мнению Заявителя, Заказчик необоснованно сужает круг участников конкурса, вводя ограничения на оказание услуг исключительно для нужд государственных и /или муниципальных Заказчиков.

 

Пунктом 9 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать  критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупкив том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Следовательно, с целью оценки заявок по нестоимостному критерию оценки заказчик вправе установить показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.

В пункте 22 раздела II конкурсной документации определены следующие критерии оценки заявок:

1.1 Цена контракта – 40%.

2.1 Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 60%.

2.1.1 Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема 100%.

В силу пункта 4 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, предусмотренные статьей 51 указанного Федерального закона, требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Подпунктом 2.1 части 2 части 22 Информационной карты конкурса установлено, что «услугами сопоставимого характера и объема в рамках данной закупки считаются услуги, предусматривающие предоставление автотранспортных средств в целях оказания скорой медицинской помощи с экипажем (водителем) в рамках государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), и/или гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Оценка заявок по показателю «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» производится исходя из общего объема машино-часов, отраженных в актах оказанных услуг по исполненным и/или находящимся в процессе исполнения у участника данного конкурса государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ, и/или гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с  Законом № 223-ФЗ, в период с 01 января 2014 г.  до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснила, что Заказчик при оценке опыта участника отдает приоритет такому показателю как опыт участника оказания услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи, на автотранспортных средствах, в целях оказания скорой медицинской помощи гражданам. Временное ограничение наличия опыта с 2014 года определяет текущее устойчивое положение участников на рынке предоставления транспортных услуг и ставит в равные условия участников по предоставлению транспортной услуги. Оценка заявок по показателю «опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» проводится в приоритете с государственными и муниципальными заказчиками в связи с тем, что частные компании за фактически предоставляемые услуги по оказанию скорой медицинской помощи, не несут социальной ответственности по обеспечению населения, в случае ухода с рынка.

Представитель Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и поддержал позицию представителя Заказчика.

Комиссия Архангельского УФАС, заслушав пояснения Уполномоченного органа, Заказчика, изучив доводы жалобы, ознакомившись с положениями конкурсной документации, приходит к выводу о том, что требования подпункта 2.1 части 2 части 22 Информационной карты конкурса Заказчиком составлены без участия частных компаний, которые также как государственные и муниципальные учреждения могут оказывать услуги скорой медицинской помощи, в том числе за счет средств ОМС. Все компании должны иметь равный доступ для участия в данной закупке.

Что касается оценки заявок по показателю «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», который производится в период с 01 января 2014 г. и до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, то Комиссия Архангельского УФАС России соглашается с позицией Заказчика, так как в материалах дела не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 4 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе».

 

По мнению Заявителя, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» услуги сухопутного и трубопроводного транспорта (кроме кодов 49.1, 49.31.21.140, 49.5) отнесены к коду 49, и, следовательно, обжалуемая закупка должна проводиться не способом открытый конкурс, а аукционом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу статьи 13 ФЗ «О контрактной системе» в соответствии с указанным Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для: 1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами; 2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ; 3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

В извещении о проведении закупки, в конкурсной документации установлено, что объектом закупки является оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автотранспортных средствах, в целях оказания скорой медицинской помощи гражданам.

Согласно пункту 1.1 Положения об организации деятельности ГБУЗ Архангельской области «Архангельская станция скорой медицинской помощи» является самостоятельной медицинской организацией и создано для оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации в круглосуточном режиме взрослому и детскому населению МО «Город Архангельск» и близлежащих населенных пунктов МО «Приморский район».

Кроме того, согласно пункту 4.10 Положения об организации деятельности ГБУЗ Архангельской области «Архангельская станция скорой медицинской помощи» выездная бригада скорой медицинской помощи выполняет следующие функции:

а) осуществляет незамедлительный выезд на место вызова скорой медицинской помощи;

г) осуществляет медицинскую эвакуацию пациента при наличии медицинских показаний и т.д.

Следовательно, одним из основных видов деятельности медицинского учреждения является медицинская эвакуации пациента.

Пунктами 3.1.16 и 3.1.18 проекта контракта установлены следующие требования к водителю: «Водитель выполняет вместе с медицинским персоналом переноску, погрузку, разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, обязан участвовать в переносе больных на носилках от места оказания медицинской помощи (квартира, улица, общественное место и пр.) до автомобиля. Водитель обязан знать и соблюдать принципы этики и деонтологии при общении с пациентами».

Согласно пункту 8 Приложения № 2 Приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н (ред. от 05.05.2016) "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" «Общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса «В»).

В силу пункта 16 Приложения № 2 Приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н (ред. от 05.05.2016) "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" водитель автомобиля скорой медицинской помощи обязан:

а) подчиняться врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи и выполнять его распоряжения;

б) знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой медицинской помощи и местоположение медицинских организаций;

в) обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой медицинской помощи на вызов и движение автомобиля скорой медицинской помощи по кратчайшему маршруту;

г) выполнять правила внутреннего распорядка станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи;

д) отслеживать техническое состояние автомобиля скорой медицинской помощи, осуществлять своевременную заправку его горюче-смазочными материалами, выполнять влажную уборку салона автомобиля скорой медицинской помощи по мере необходимости, поддерживать в нем порядок и чистоту;

е) содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации (сирену, проблесковый фонарь), прожектор поисковый, фонарь-прожектор переносной, аварийное освещение салона, шанцевый инструмент, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное);

ж) обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.

Следовательно, указанные обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи по эвакуации пациентов, установленные в пунктах 3.1.16 и 3.1.18 проекта контракта не соответствуют Приказу Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013      № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Согласно характеристикам услуг, указанным в конкурсной документации, требуется предоставление 10 автомобилей скорой медицинской помощи с салонами класса «В» с водителями ежедневно, в круглосуточном режиме по адресам Заказчика, в комплектации соответствующей требованиям, указанным в разделе III конкурсной документации.

Представитель Заказчика в заседании Комиссия Архангельского УФАС России не смог пояснить, кроме как по пунктам 3.1.16 и 3.1.18 проекта контракта, какую медицинскую услугу будет оказывать исполнитель по контракту.

В описании объекта закупки также нет указаний на то, какую медицинскую помощь должен оказывать исполнитель.

 

В соответствии с частью 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу части 2 статьи 59 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик обязан проводить закупку в форме электронного аукциона в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований указанного Федерального закона.

Как следует из содержания извещения, закупаемые услуги определены Заказчиком в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2) по коду 86.90.14.000 «Услуги скорой медицинской помощи».

Как установлено Комиссией Архангельского УФАС России, фактически объектом закупки является аренда легковых автомобилей с водителем. При этом предмет закупки относится к коду 49.32.12.000 – Услуги по аренде легковых автомобилей с водителем.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» указанные услуги входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Следовательно, действия Заказчика выразились в неправомерном выборе способа определения поставщика путем открытого конкурса.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 5 статьи 24 и часть 2 статьи 59 ФЗ «О контрактной системе».

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Феникс-Менеджмент" обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи», нарушившим часть 5 статьи 24, пункт 4 части 1 статьи 50, часть 2 статьи 59 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3.1. Заказчику, Уполномоченному органу аннулировать открытый конкурс на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автотранспортных средствах, в целях оказания скорой медицинской помощи гражданам на территории города Архангельска и Приморского района Архангельской области (извещение № 0124200000616004658) посредством отмены всех документов, составленных в ходе определения исполнителя.

3.3. Заказчику, Уполномоченному органу пункт 3.1 решения (предписания) исполнить в срок до 10 октября 2016 года и сообщить об его исполнении в Архангельское УФАС России в этот же срок, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                       И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                                 О.Г. Спиридонова

                                                                                                                                Н.В. Вознесенская

О.С. Малышева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны