Решение №04-05/4937 Решение 325фз-17 от 24 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 325фз-17

 

Заказчик :

Акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"

164500, Архангельская обл, Северодвинск г, Архангельское шоссе, 58

E-mail: smp@sevmash.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Савинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

Заявитель:

ООО "Строительные технологии"

196084, Санкт-Петербург,

улица Заставская, дом 33, литера П, помещение 12Н, № 19

E-mail: info@energy.spb.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

19 октября 2017 года                                                                                              г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Крупчак Т.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Малышева О.С.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя:  Пирогова И.М. (доверенность от 17.10.2017 № 376/171017), Ипатко А.Ф. (доверенность от 17.10.2017 № 375/171017);

Заказчика: Николаева А.Н. (доверенность от 19.10.2017 № 300), Кононова В.А. (доверенность от 19.10.2017 №299), Сысоевой М.В. (доверенность от 16.01.2017 №117);

 

УСТАНОВИЛА:

12 октября 2017 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Строительные технологии" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Акционерного общества "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте "Техническое перевооружение и реконструкция неметаллического, машиностроительного производств в обеспечение строительства четвертого и пятого поколений АПЛ. Техническое перевооружение и реконструкция металлургического производства - 2 этап. Объект 48, цех № 3 (26). Участок термической и химико-термической обработки. Газовые печи. Объект 50, Цех №2. Основное здание» (извещение № 0424100000317000036).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

 

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в пояснениях по жалобе от 18.10.2017 № 80.317.1830.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

 

04.07.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт ЕИС) размещено извещение № 0424100000317000036 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте "Техническое перевооружение и реконструкция неметаллического, машиностроительного производств в обеспечение строительства четвертого и пятого поколений АПЛ. Техническое перевооружение и реконструкция металлургического производства - 2 этап. Объект 48, цех № 3 (26). Участок термической и химико-термической обработки. Газовые печи. Объект 50, Цех №2. Основное здание» (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена договора – 378 375 005,13 рублей.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

 18.07.2017, 28.07.2017, 11.08.2017, 15.08.2017, 25.08.2017, 07.09.2017 и 26.09.2017 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

 

В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик при описании  объекта закупки должен был включить в документацию об аукционе объективное описание, включающее функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики как подлежащих поставке товаров, так и объектов модернизации, на которых должны выполняться предусмотренные документацией об аукционе работы. Кроме того, Заказчиком в отношении товаров, описанных в документации об аукционе путем указания товарных знаков или наименования производителя, не предоставлена возможность поставить эквивалент данных товаров.

 

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Исходя из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе», извещении об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании пункта 2 части 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

Частью 29 раздела I «Информационная карта аукциона» документации об аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно: «первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор».

 Частью 3 «Требования к поставляемому оборудованию и характер выполняемых работ» раздела II «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» документации об аукционе определено, что технические характеристики поставляемого оборудования должны соответствовать техническим характеристикам, указанным в рабочей документации, а работы производятся в соответствии с разработанной рабочей документацией.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что договор заключается во исполнение мероприятия «Техническое перевооружение и реконструкция неметаллического, машиностроительного производств в обеспечение строительства четвертого и пятого поколений АПЛ. Техническое перевооружение и реконструкция металлургического производства – 2 этап» в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы».

В соответствии с пунктом 1.2 проекта договора, «Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить комплекс строительно-монтажных работ на объекте «Техническое перевооружение и реконструкция неметаллического, машиностроительного производств в обеспечение строительства четвертого и пятого поколений АПЛ. Техническое перевооружение и реконструкция металлургического производства – 2 этап. Объект 48, цех № 3 (26). Участок термической и химико-термической обработки. Газовые печи. (Раздел 1); Объект 50, Цех № 2. Основное здание (Раздел 2)» в соответствии с условиями Договора, технической частью (Приложение № 2 к Договору) и Сводным сметным расчетом (Приложение № 1 к Договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат этих работ».

Пунктом 15.21 проекта договора установлен перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью Договора:

  • Приложение № 1 – Сметный расчет;
  • Приложение № 2 – Техническая часть;
  • Приложение № 3 – Выписка из «Инструкции о пропускном режиме в АО ПО Севмаш».

Согласно информации с официального сайта ЕИС, Заказчиком в составе документации об аукционе размещена проектная документация (за исключением разделов «Пояснительная записка», «Конструктивные и объемно-планировочные решения», «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», «Смета на строительство объектов капитального строительства»), Рабочая документация, Сводный сметный расчет.

Представитель Заказчика в Заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что раздел «Пояснительная записка» имеет гриф «Для служебного пользования» и в открытом доступе не размещается; разделы «Конструктивные и объемно-планировочные решения», «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» при выполнении работ по договору не используются и не разрабатываются, в связи с чем, на официальном сайте не размещены; раздел «Смета на строительство объектов капитального строительства» не размещен в составе документации об аукционе ввиду того, что размещен Сводный сметный расчет на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте «Техническое перевооружение и реконструкция неметаллического, машиностроительного производств в обеспечение строительства четвертого и пятого поколений АПЛ. Техническое перевооружение и реконструкция металлургического производства – 2 этап. Объект 48, цех № 3 (26). Участок термической и химико-термической обработки. Газовые печи; Объект 50, Цех № 2. Основное здание».

Представитель Заявителя в заседании Комиссии Архангельского УФАС России указал на то, что при запросе у Заказчика в рамках разъяснения положений документации характеристик сушила, а именно: «скорость подъема температуры», данная характеристика Заказчиком не представлена.

Как пояснил представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, на официальном сайте ЕИС, размещены 8 разъяснений положений документации. Запрошенная Заявителем характеристика сушила для исполнения работ по договору в соответствии с технологическим процессом, обеспечивающимся указанным в проектной документации оборудованием не важна, в связи с чем, данная характеристика отсутствует в проектной документации.

Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав материалы дела, пришла к выводу о том, что рабочая документация разработана на основе проектной документации, разработанной ООО «МорНефтеГазСтрой» и утвержденной Минпромторгом России, которая прошла экспертизу промышленной безопасности (положительное заключение ООО «Химическая и промышленная безопасность» от 11.01.2016 №01-01-Э). Проектная документация, необходимая для выполнения работ по договору, размещена на официальном сайте ЕИС в том объеме, который необходимо и возможно разместить. Следовательно, у участников закупки имеется возможность ознакомиться со всей необходимой информацией для надлежащего исполнения договора. При этом отмечает, что выбор заводов–изготовителей оборудования и изделий, используемых  в проектной документации, осуществляется проектной организацией самостоятельно и непосредственно при выполнении проектных работ, исходя из принципов целесообразности и соответствия общей концепции проектных решений, разработанных и примененных инженерами проектировщиками. Каждое изделие имеет свою специфику, например способы поставки и монтажа, и проектные решения разработаны с учетом данных особенностей. Заказчик не имеет права вносить какие-либо изменения в данную документацию. Следовательно, довод Заявителя о возможности предоставления эквивалента указанных в рабочей документации товаров не находит своего подтверждения.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не подтвержден.

Таким образом, доводы Заявителя, изложенные в жалобе, являются необоснованными.

 

Частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно частям 5, 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «О контрактной системе» постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).  Данное постановление Правительства вступило в силу 09.09.2017.

Согласно информации с официального сайта ЕИС, Заказчиком 26.09.2017 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе, т.е. после вступления в силу утвержденных Правил.

Пункт 3 Правил указывает «за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 указанных Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

 

Пункт 9 Правил указывает «за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта в размере 378 375 005,13 руб.

Пунктом 12.2 проекта договора установлено, «в случае отказа, уклонения Подрядчика от устранения недостатков, выполненных работ Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в виде фиксированной суммы ____ (____) рублей ____копеек, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

Пунктом 12.4. проекта договора установлено, «Зза ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик уплачивает Подрядчику штраф в виде фиксированной суммы ____ (____) рублей ____ копеек, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

Следовательно, в проекте договора размер штрафов установлен не в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, Заказчик нарушил часть 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Строительные технологии"  необоснованной.

2. Признать Заказчика - Акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" нарушившим часть 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3.1. Заказчику на стадии заключения договора проект договора привести в соответствие требованиям части 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» и постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042.

3.2 В течении 3-х рабочих дней с момента направления проекта договора победителю для подписания сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны