Решение №04-05/5161 Решение № 414мз-16 от 17 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Дело № 414мз-16 |
|||||
Заказчик : АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАРГОПОЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" 164110, Архангельская обл, Каргополь г, ул ПОБЕДЫ, 20 E-mail: romashko@kargopolland.ru
Оператор электронной площадки: ЗАО «Сбербанк-АСТ» 119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23 E-mail: ko@sberbank-ast.ru
Заявитель: ООО "Энергия Поморья" 163000, г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д.7, корп.1, офис 204 E-mail: energyofpomorje@ya.ru
|
|||||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|||||||
|
РЕШЕНИЕ
14 ноября 2016 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Крупчак Т.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,
в присутствии представителей от:
Заказчика: Ножкина А.Н. (доверенность от 14.11.2016 № б/н), Золотухина С.А. (доверенность от 14.11.2016 № б/н),;
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
07 ноября 2016 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Энергия Поморья" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАРГОПОЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству центра культурного развития в г. Каргополе по адресу:Архангельская область, г. Каргополь, ул. Гагарина,25 (извещение № 0124300007016000046).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 11.11.2016 № 6184.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
29.09.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300007016000046 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству центра культурного развития в г. Каргополе по адресу:Архангельская область, г. Каргополь, ул. Гагарина,25 (далее – документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 150 078 821,00 рубль.
Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».
19.10.2016, 27.10.2016 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).
Заявитель в жалобе указал на то, что требования к значению показателей, установленных Закачиком в Приложении №2 к разделу II документации об аукционе излишне детализированы, в том числе по следующим позициям:
с 139 по 187 (48 позиций) – требования к воздуховоду;
197, 198 и 199 – требования к бетону (перемычка) (к марке бетона по водонепроницаемости и морозостойкости);
82 и 83 требования к люку;
81, 195 и 196 требования к бетону.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: - наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ «О контрактной системе», в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; - требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам, используемым для выполнения работ, определены Заказчиком в приложении 2 к разделу II документации об аукционе (далее - Таблица).
В позициях 139 - 187 Таблицы Заказчик установил, в том числе следующие характеристики товара: «Воздуховод … п. 5 Соответствует ГОСТ 14918-80 … п. 6 Материал воздуховода – Тонколистовая холоднокатанная сталь, оцинкованная горячим способом в агрегатах непрерывного цинкования … п. 12 Цинковое покрытие согласно ГОСТ 3640-94».
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что проектной документацией по объекту установлено,что воздуховоды должны соответствовать ГОСТ 14918-80, которые изготовляются из стали. Сталь является основным материалом, составляющим воздуховод и описание объекта закупки с установлением требований к материалу воздуховода является необходимостью и определяет качество товара.
В позициях 197, 198 и 199 Таблицы Заказчик установил требования к перемычке (предназначена для перекрытия проемов в стенах), изготовленной из бетона, в том числе: «Перемычка. п.15 Соответствует ГОСТ 948-84. п.6 Марка бетона по водонепроницаемости – от W4; п.7 Марка бетона по морозостойкости – выше F 50».
Представители Заказчика отметили, что перемычки изготовляются из бетона, который является основным материалом, составляющим перемычку. В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 948-84 «Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами» в документе о качестве перемычек должна быть приведена марка бетона по морозостойкости, водонепроницаемости и водопоглащению бетона.
В позициях 82 и 83 Таблицы Заказчик установил требованию к люку, в том числе: «п.5 Внешний вид люка: отливки не должны иметь дефектов, снижающих их прочность … площадь поверхности выпуклого рельефа должна быть не менее 10 % и не более 70 % общей площади поверхности; п.8 Соответствует ГОСТ 3634-992».
Представители Заказчика пояснили, что в данных позициях установлено требование только к внешнему виду люка, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации - в соответствии с пунктами 5.2.1, 5.2.3 ГОСТ 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия».
В позициях 81, 195 и 196 Таблицы Заказчик установил требования к бетону, в том числе к осадке конуса (п.4), предельно допустимому отклонению по осадке конуса (п.5), расслаиваемости бетонной смеси по показателям водоотделению и раствороотделению (п.п. 6, 7). Согласно пунктам 5.1.4 - 5.1.7 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки, в том числе по осадке конуса, на допустимые отклонения заданных значений показателей удобоукладываемости, а также значения расслаиваемости бетонной смеси по показателям водоотделение и расслаиваемости бетонной смеси по показателю раствороотделению.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика отметили, что в соответствии с пунктом 11.1 ГОСТ 7473-2010 производитель (поставщик) бетонной смеси гарантирует для смесей заданного качества на момент поставки потребителю соответствие всех нормируемых технологических показателей качества бетонных смесей заданным в договоре на поставку.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что установленные Заказчиком требования по показателям бетона по осадке конуса, расслаиваемости бетонной смеси по показателям водоотделению и раствороотделению должны быть указаны участниками закупки в порядке декларирования своего намерения выполнить работы по контракту с применением товара, качество которого будет соответствовать потребностям Заказчика с последующим исполнением взятого на себя обязательства при заключении и исполнении контракта. Возможность предприятия по производству бетонной смеси соответствующей марки по ГОСТ 7473-2010 и ГОСТ 26633-2012 определяется на стадии сертификации этого предприятия, что может быть изучено участником закупки путем запроса сертификата.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» допускают в случае необходимости указывать в описании объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки при условии отсутствия ограничения количества участников закупки, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу пункта 3 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Приведенные в позициях с 139 по 187 – требования к воздуховоду; 197, 198 и 199 – требования к перемычке (к марке бетона по водонепроницаемости и морозостойкости); 82 и 83 требования к люку (внешний вид); 81, 195 и 196 требования к бетону Таблицы, не противоречат вышеуказанным положениям статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», так как обосновываются необходимостью соответствия качества работ условиям контракта и требуемому результату работ.
Комиссия Архангельского УФАС России также отмечает, что в силу статьи 6 ФЗ «О контрактной системе» к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).
Заявителем в своей жалобе не указано, каким образом такое описание товаров по объекту закупки, ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, доводы Заявителя является необоснованными.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе». Документация об аукционе (проектная часть) содержит указания на производителей и товарные знаки, параметры эквивалентности данных товаров в документации отсутствуют.
Из представленных материалов установлено, что описание объекта закупки определено в разделе II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе.
В части 3 раздела II документации об аукционе Заказчиком установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, используемых при выполнении работ, установленнным заказчиком требованиям.
Требования к товарам (материалам, оборудованию), не указанным в приложении №2 к разделу II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» указаны в проектной документации.
Везде, где в проектной документации есть указания на товарные знаки (наименования производителя, ТУ и т.п.), то необходимо по умолчанию считать такие наименования сопровождающимися словами «или эквивалент», при этом также допускается использование эквивалентных материалов, оборудования (товаров).
Указанные в проектной документации товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара, наименования производителей, а также места приобретения материалов и оборудования являются рекомендованными.
Аналогичные положения содержит Приложение №1 «Техническое задание» к проекту контракта и пункт 18 раздела III «Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» документации об аукционе.
При производстве замены строительных материалов и оборудования (товаров) на эквивалентные должны быть учтены следующие условия:
1) не должны уступать по основным техническим и потребительским характеристикам материалам, указанным в проектно-сметной документации; 2) не должны относиться к более низкому классу материалов по общепринятой классификации (должен относиться к тому же или более высокому классу материалов) и т.д.
Следует отметить, что Заказчик самостоятельно определяет в отношении каких именно товаров необходимо установить требования к показателям характеристик для заполнения участником закупки первой части заявки.
Таким образом, довод Заявителя является не обоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заявитель в жалобе указал, что требования к значению показателей, установленных Закачиком в Приложении №2 к разделу II документации об аукционе противоречат требованиям ГОСТ, в том числе:
по позиции 104 – установлены требования к грунту со ссылкой на ГОСТ 25129-82;
по позиции 80 – установлены требования к показателю текучести расплава со ссылкой на ГОСТ 18599-2001, требуется марка полиэтилена ПЭ100/ПЭ 80, заказчик объединил в одной позиции для ПЭ 100 и ПЭ 80 требования к показателю текучести расплава;
по позиции 82 - установлены требования «Люк» по показателю 2 «Полное открытие», противоречащие ГОСТ 3634-99;
по позициям 63 и 64 - установлены требования к трубе стальной водогазопроводной, по показателю 3 – выдерживает гидравлическое давление «от 2,4 МПа», что противоречит ГОСТ 3262-75;
инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе усложняет документацию, вводя участников в заблуждение множеством символов, знаков, их комбинаций (в пунктах 65-69, 70-72, 127-129, 204-206 и 80, 86, 106, 107, 115, 5, 50 Таблицы), инструкция также содержит противоречивые требования.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика указали, что при описании объекта закупки использовали только стандартные требования и практически во всех позициях Таблицы документации об аукционе указаны требования соответствующих ГОСТов.
Так, в позиции 104 Таблицы Заказчик установил требования к грунту, в том числе следующее: п. 3 «Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры, в диапазоне конкретных значений – С верхним пределом не ниже плюс 60 и нижним пределом не выше минус 45» (ед. измерения градус Цельсия).
В ГОСТ 25129-82 указано следующее: «Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры от минус 45 до 60 градусов Цельсия».
В данной позиции противоречия ГОСТ 25129-82 Комиссией Архангельского УФАС России не установлено.
Следовательно, значения, установленные Заказчиком в документации об аукционе, соответствуют ГОСТ 25129-82.
В позиции 80 Таблицы Заказчик установил требования к трубе из полиэтилена, в том числе следующее: п. 12 «Показатель текучести расплава при 190 С/5 кгс в диапазоне конкретных значений – С нижним пределом от 0,1 и верхним пределом до 1,2 г/10мин». Требуется полиэтилен марки ПЭ100/ПЭ 80; соответствует ГОСТ 18599-2001».
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что в данном случае участники закупки в зависимости от выбранного размера трубы из композиции полиэтилена (марки) в соответствии с требованиями ГОСТ 18599-2001 и документации об аукционе предоставляют сведения по показателю 12 (ПЭ100 или ПЭ 80). Исходя из подпункта в) пункта 10 инструкции по заполнению первой части заявки, при указании косой черты («слэш») «/» участники закупки в заявке должен указать единственное конкретное значение показателя, из установленных документацией, предлагаемого для использования товара из предусмотренных в документации об электронном аукционе вариантов.
Следовательно, значения, установленные Заказчиком документации об аукционе, соответствуют ГОСТ 18599-2001.
В позиции 82 «Люк» Таблицы Заказчик установил значение по показателю 2 «Полное открытие» - «от 550 мм»
В пункте 4.1 ГОСТ 3634-99 указано следующее – полное открытие D, не менее,– 550 мм.
Следовательно, значения, установленные Заказчиком в документации об аукционе, соответствуют ГОСТ 3634-99.
В позициях 63 и 64 Таблицы Заказчик установил требования к трубе стальной водогазопроводной, которая по п. 3 – выдерживает гидравлическое давление «от 2,4 МПа».
В пункте 2.8 ГОСТ 3262-75 указано следующее: «Трубы должны выдерживать гидравлическое давление, в том числе трубы обыкновенные и легкие - 2,4 МПа; Трубы усиленные- 3,1 МПа и т.д.
Следовательно, значения, установленные Заказчиком в позициях 63 и 64 Таблицы соответствуют ГОСТ 3262-75.
Заявитель, указав в жалобе, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит противоречивые требования, усложняет документацию, вводит участников в заблуждение множеством символов, знаков, их комбинаций (в пунктах 65-69, 70-72, 127-129, 204-206 и 80, 86, 106, 107, 115, 5, 50 Таблицы).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком в разделе III документации об аукционе установлена инструкция.
Проанализировав данную инструкцию, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что установленная в документации об аукционе инструкция по заполнению заявки не противоречит требованиям ФЗ «О контрактной системе», использованные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».
При этом следует отметить, что Заявителем в жалобе не конкретизировано какие именно положения инструкции усложняют понимание документации или установлены противоречивые требования.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энергия Поморья" необоснованной.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
Т.С. Крупчак