Решение №04-05/5162 Решение № 420оз-16 от 22 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 420оз-16

 

Заказчик :

ГБУЗ Архангельской области "Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи"

163051, гор. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 14

E-mail: la@assmp.ru, ssmp3@atnet.ru

 

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 904

E-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Заявитель:

ООО "БС-ГРУППА"

140008, Московская обл., Люберецкого р-на, дер. Мотяково, д.61/2

E-mail: shmelev_e@outlook.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

16 ноября 2016 года                                                                                                г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Крупчак Т.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Шмелева Е.В. (доверенность от 01.07.2016 № б/н);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 01.04.2016 № 03-Д);

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил; письмом от 16.10.2016 №2895/3 просил рассмотреть жалобу без их представителя.

УСТАНОВИЛА:

9 ноября 2016 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "БС-ГРУППА" (далее - Заявитель) на действия  - ГБУЗ Архангельской области "Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи" (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автотранспортных средствах, в целях оказания скорой медицинской помощи гражданам на территории города Архангельска и Приморского района Архангельской области (извещение № 0124200000616005927).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением конкурсной документации несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 15.11.2016 № 2895-а.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 15.11.2016 № 314-05-1126.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп, Порядок).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает конкурсную документацию, и организует осуществление закупки.

26.10.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000616005927 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автотранспортных средствах, в целях оказания скорой медицинской помощи гражданам на территории города Архангельска и Приморского района Архангельской области (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена  – 579 337 299,22 руб.

27.10.2016 внесены изменения в извещение и в конкурсную документацию (далее – Изменения).

 

В жалобе Заявитель указывает на наличие в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений частей 1-2 статьи 8, части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1-2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 59 ФЗ «О контрактной системе», выразившиеся в следующем:

- объект закупки отнесен к медицинским услугам, но извещение и конкурсная документация не содержит требования к предоставлению участниками закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности (пункт 1 части 1 статьи 31 ФЗ О контрактной системе»), требований установленных к ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ, ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ, Положением о лицензировании медицинской деятельности, Порядком оказания скорой медицинской помощи и другими ФЗ и нормативными правовыми актами, а также признаков осуществления участником закупки (исполнителем) медицинской деятельности в виде оказания скорой медицинской помощи;

- заказчик должен проводить закупку способом электронного аукциона, так как объект закупки относится к коду ОКДП 49.32.12.000 – «Услуги по аренде легковых автомобилей с водителем» который включен в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.20167 № 471-р.;

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа пояснил следующее.

Согласно пункту 7 Приложения №1 к Порядку Заказчик определяет в заявке на осуществление закупки способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика) с обоснованием выбора данного способа. Кроме этого, согласно пункту 6 Приложения №1 к Порядку Заказчик указывает в заявке на осуществление закупки код ОКДП.

Как следует из содержания извещения закупаемые услуги определены Заказчиком в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2) по коду 86.90.14.000 «Услуги скорой медицинской помощи». Данная группировка включает услуги по перевозке больных санитарно-транспортными средствами с наличием или без реанимационного оборудования или медицинского персонала. Данный код услуги относится к подгруппе 86.90.1, группе 86.90, подклассу 86.9 «Услуги в области медицины прочие».

Таким образом, согласно ОКДП 2 закупаемые Заказчиком услуги являются услугами в области медицины (медицинскими услугами).

В силу части 2 статьи 59 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик обязан проводить закупку в форме электронного аукциона в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований указанного Федерального закона.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» услуги по ОКДП2 86.90.14.000 не включены в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), следовательно, Заказчик имел право выбрать иной способ осуществления закупки.

Согласно частям 4, 5 статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - «Об основах охраны здоровья») при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 35 ФЗ «Об основах охраны здоровья» Медицинская эвакуация включает в себя, в том числе санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

Исходя из вышеизложенного, медицинская эвакуация и санитарная транспортировка являются элементами оказания медицинской помощи.

В силу пункта 10 статьи 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

На основании пункта 3 статьи 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья» медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В соответствии с пунктом 1 Положения Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 23.09.2016) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (далее – Положение)

Согласно пункту 3 Положения, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Таким образом, законодательством РФ не предусмотрено лицензирование услуг по оказанию медицинской эвакуации, следовательно, лицензия на оказание данных услуг не требуется.

Исходя из вышеизложенного, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.

 

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель дополнительно указал, что оценка заявок по показателю «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» производится в период с 01 января 2014 г. до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, тем самым, Заказчик необоснованно сужает круг участников конкурса, вводя ограничения на оказание услуг исключительно для нужд государственных и /или муниципальных Заказчиков.

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссия Архангельского УФАС России указывает на следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе»  конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» для оценки заявок, окончательных предложений частников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013 утверждены «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки заявок).

Согласно пункту 4 Правил оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные и нестоимостные критерии.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки заявок одним из нестоимостных критериев оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования, и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Как следует из пункта 11 Правил оценки заявок, если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой производится оценка, и формула счета количества баллов, присуждаемых по таким показателям.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в конкурсной документации показатели нестоимостных критериев.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Правил оценки заявок в качестве нестоимостного критерия оценки может быть установлен такой критерий, как «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Из конкурсной документации следует, что установлены следующие критерии оценки заявок стоимостной критерий - цена контракта; нестоимостной критерий -квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Для оценки заявок по указанному критерию используются следующий показатель: «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом в рамках показателя рассматривается наличие у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Услугами сопоставимого характера и объема в рамках данной закупки считаются услуги, предусматривающие предоставление автотранспортных средств в целях оказания скорой медицинской помощи с экипажем (водителем) в рамках государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), и/или гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ)».

Целью проведения данного открытого конкурса является определение Исполнителя по контракту, который будет оказывать услугу по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автотранспортных средствах качественно, надлежащим образом в соответствии с требованиями государственного контракта. Услугами сопоставимого характера и объема по нестоимостному показателю в конкурсной документации считаются исполнение контракты (договора) на услуги по предоставлению автотранспортных средств в целях оказания скорой медицинской помощи с экипажем (водителем) и  заключенные по правилам ФЗ «О контрактной системе» и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрев данный показатель, приходит к выводу, что установление данного требования к участникам закупки нельзя считать ограничивающим круг участников открытого конкурса, поскольку действия Заказчика были направлены на установление показателя нестоимостного критерия оценки заявок, обеспечивающего с учетом специфики закупки определение участника, способного наиболее качественно оказать необходимые услуги и в равной степени относятся ко всем претендентам на заключение государственного контракта.

Исходя из положения части 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе» в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям, поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Следовательно, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа по установлению в конкурсной документации для подтверждения критерия «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» государственными и/или муниципальными контрактами, заключенными в соответствии с ФЗ «О контрактной системе», и/или гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», являются правомерными, а конкурсная документация соответствует требованиям ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, предоставление данных документов не препятствуют к участию в конкурсе участникам закупки и не создают препятствий в доступе на товарный рынок Архангельской области.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "БС-ГРУППА"  необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                               О.Г. Спиридонова

                                                                                                                                      Т.С. Крупчак

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны