Решение №04-05/5316 Решение № 431оз-16 от 25 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 431оз-16

 

Заказчик :

51 заказчик

 

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 904

E-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО "0301"

127247, г.Москва, Дмитровское шоссе, д.100, корп.2

E-mail: glebasya@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

21 ноября 2016 года                                                                                                г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя: Павлова Е.М. (доверенность от 09.11.2016 № б/н);

Главного распорядителя средств областного бюджета - министерства здравоохранения Архангельской области: Медникова В.Н. (доверенность от 18.11.2016 № 01-01-14/д2740);

Уполномоченного органа: контрактного агентства Архангельской области – Хабарова В.В. (доверенность от 19.09.2016 № 17-Д);

ООО «МедЦентПоставки»: Баранец Р.С. (доверенность от 01.11.2016 № 10);

Заказчики надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на заседание Комиссии Архангельского УФАС России не направили.

 

УСТАНОВИЛА:

14 ноября 2016 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "0301" (далее - Заявитель) на действия заказчиков - 51 заказчика (далее – Заказчик), Уполномоченного органа - контрактного агентства Архангельской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса медицинскими изделиями на 2017 год (извещение № 0124200000616006010).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в  объяснениях по жалобе от 11.11.2016 № 314-05-1142.

Заказчиками – ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница», ГБУЗ АО «Вельская центральная районная больница», ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7», ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1»,ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница», ГБУЗ АО «Новодвинская центральная городская больница», ГБУЗ АО «Мирнинская центральная городская больница», ГБУЗ АО «Архангельская психиатрическая больница»,  ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница», предоставлены письменные пояснения по делу № 431оз-16.

Остальные Заказчики письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представили.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп Уполномоченный орган является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Отношения, возникающие между Уполномоченным органом, главными распорядителями и заказчиками при проведении совместных аукционов в электронной форме регулируются Порядком взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, главных распорядителей средств областного бюджета, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области при проведении совместных конкурсов и аукционов, утвержденным постановление Правительства Архангельской области от 08 июля 2014 года № 272-пп (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка заказчики направляют главным распорядителям заявку на осуществление закупки способом электронного аукциона по форме согласно приложению № 2 к Порядку.

Согласно пунктам 10-12 Порядка главный распорядитель разрабатывает и направляет в Уполномоченный орган сводную заявку на осуществление закупки способом электронного аукциона по форме согласно приложению № 4 к Порядку.

Главным распорядителем средств областного бюджета - министерством здравоохранения Архангельской области (далее – Министерство) разработана и направлена в Уполномоченный орган сводная заявка о проведении совместных торгов от 14.09.2016 № 01-01-14/а1132 на осуществление закупки способом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса медицинскими изделиями на 2017 год.

31.10.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000616006010 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контрактов на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса медицинскими изделиями на 2017 год (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 160 091 623, 65 руб.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

 

В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком описание объекта закупки составлено необъективно, что нарушает требования части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Уполномоченного органа и министерства здравоохранения Архангельской области пояснили, что по своей сути данный совместный аукцион предполагает приобретение Заказчиками аутсорсинговых услуг, а именно комплекса услуг по транспортировке медицинских изделий от производителя до склада исполнителя, хранению, отпуску и доставке закупаемых медицинских изделий до конечного потребителя, которыми являются пациенты Заказчиков Архангельской области. В данном случае все риски по передаче, доставке медицинских изделий будет нести исполнитель по контракту; в рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций Архангельской области необходимыми медицинскими изделиями, а не поставка товара – медицинских изделий.

Комиссия Архангельского УФАС России, ознакомившись с представленными документами, установила следующее.

В извещении о проведении электронного аукциона, а также в пункте 1 раздела I «Общие положения» документации об аукционе объект закупки определен как оказание услуг по обеспечению лечебного процесса медицинскими изделиями на 2017 год.

Раздел II «Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит перечень медицинских изделий, а также условия оказания услуги, а именно:

«Исполнитель в течение всего срока оказания услуг обязуется осуществлять следующие обязательства:

- обеспечить наличие  в организациях медицинских изделий по номенклатуре и  в объеме, предусмотренном контрактом в течение всего периода исполнения контракта;

- при хранении медицинских изделий:

а) соблюдать условия хранения медицинских изделий в соответствии с требованиями нормативных документов;

б) контролировать сроки годности медицинских изделий;

в) вести раздельный учет движения медицинских изделий на бумажном и электронном носителях;

г) выполнять требования заказчика, включая обеспечение доступа к хранимым медицинским изделиям;

- приемка, проверка правильности оформления,  корректировка и таксировка заявок (требований – накладных отделений медицинских организаций) в соответствии с требованиями действующих нормативно - правовых документов,

- обеспечение медицинских организаций медицинскими изделиями осуществляется  согласно плановым заявкам (требованиям – накладным отделений медицинских организаций), подписанным со стороны Заказчиков  и  переданных Исполнителю,  в течение 15-ти рабочих дней  после получения заявки (требований – накладных отделений медицинских организаций), где указывается наименование и количество  заявленных  медицинских изделий и срочным заявкам, в согласованные обеими сторонами сроки в индивидуальном порядке и оформленным аналогично плановым заявкам,

- транспортировка (доставка) медицинских изделий из организаций в медицинские организации, согласно письменным плановым заявкам (требованиям – накладным отделений медицинских организаций), осуществляется до места, указанного уполномоченным лицом  медицинской организации,   

- отпуск медицинских изделий осуществляется  уполномоченному лицу  медицинской организации по  доверенности,  

- обеспечение информационно-технологического взаимодействия с  Заказчиками,  

- предоставление бухгалтерской и иной  отчетной документации  Заказчикам,

- проведение информационной работы среди медицинских работников о медицинских изделиях, способах их применения, возможности замены, условиях хранения и по другим  профессиональным вопросам,

- контроль правильности оформления сопроводительных документов и документов подтверждающих качество медицинских изделий.

Кроме того, данные условия оказания услуг предусмотрены также пунктом 5.1 проекта контракта.

Исходя из вышеизложенного, объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций Архангельской области необходимыми медицинскими изделиями, а не поставка медицинских изделий.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из анализа положений ФЗ «О контрактной системе» следует, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к товарам, услугам и работам, исходя из собственных потребностей. Вместе с тем, при осуществлении закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг Заказчик обязан соблюдать требования статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», запрещающие устанавливать требования к товару, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России установлено, что описание объекта закупки указано в документации об аукционе в соответствии с потребностями заказчиков, что не противоречит действующему законодательству о контрактной системе. Объектом закупки является оказание услуг по обеспечению лечебного процесса медицинскими изделиями на 2017 год. В соответствии с нормативными правовыми документами осуществляется оказание услуг по обеспечению лечебного процесса медицинских организаций области медицинскими изделиями. Перечень и количество медицинскиз изделий определено в Таблице №1, где указаны наименование и характеристика товара , форма выпуска товара и размеры, их количество.

Как установлено из пояснений представителя Министерства в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, описание объекта закупки как оказание услуг, а не поставка товаров обусловлено необходимостью сокращения расходов на оказание непрофильных услуг, в целях повышения качества лекарственной терапии, качества оказания медицинской помощи в условиях стационара. При определении начальной (максимальной) цены контракта на требуемые услуги, используется метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании трех коммерческих предложений, в предложенную цену которых включены все расходы, связанные с оказанием услуг исполнителем, а именно: стоимость обеспечения медицинскими изделиями медицинских организаций, обеспечением режима предоставления исполнителем  информации об оказанных услугах Заказчику, ведением учета на бумажном и электронном носителях оказанных услуг, предоставлением исполнителем отчетности, оплатой всех налогов (НДС в т.ч.) и пошлин, а также прочие расходы, связанные с исполнением контракта.

Пунктом 3.3 проекта контракта также предусмотрено, что «Цена контракта включает в себя все расходы, связанные с оказанием Услуг Исполнителем, в том числе стоимость обеспечения медицинскими изделиями медицинских организаций, расходы по приемке, хранению, доставке, выгрузке, проверке качества и учету медицинских изделий в организациях, расходы по обеспечению режима предоставления Исполнителем  информации об оказанных Услугах Заказчику, расходы, связанные с ведением учета на бумажном и электронном носителях оказанных Услуг, расходы, связанные с предоставлением Исполнителем отчетности, оплатой всех налогов (НДС в т.ч.) и пошлин, а также прочие расходы, связанные с исполнением Контракта».

Следовательно, Заказчиком описание объекта закупки составлено объективно, в  соответствии с нормами статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

В жалобе Заявитель указывает на то, что требование о наличии пунктов хранения и отпуска медицинских изделий, установленное в документации об аукционе, может повлечь за собой ограничение числа участников аукциона, которые могли бы принять участие в закупке (нарушает часть 6 статьи 31, часть 3 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе»).

В силу пункта 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 вышеуказанного  Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Материалами дела установлено, что раздел II «Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит следующую информацию: «оказание услуг осуществляется организацией, имеющей пункты хранения и отпуска медицинских изделий. Количество таких пунктов – не менее 9. Расположение в Архангельской области:

г. Котлас или Котласский район или г. Коряжма

Вельский район или Устьянский район

Верхнетоемский район или Красноборский район или Виноградовский  район

Плесецкий район или Няндомский район или г. Каргополь

г. Новодвинск, Холмогорский район или Приморский район

Мезенский район или Лешуконский район или  Пинежский район

г. Архангельск или г. Северодвинск или Онежский район

Ленский район или Вилегодский район

Коношский район или Шенкурский район».

Из пояснений представителей Уполномоченного органа, Министерства в заседании Комиссии Архангельского УФАС России следует, что для оказания услуг по обеспечению лечебного процесса медицинскими изделиями на 2017 год исполнитель должен располагать определенным ассортиментом изделий медицинского назначения, хранить их в надлежащих условиях в соответствии с существующими требованиями к хранению изделий медицинского назначения, по плановым и срочным заявкам Заказчика обеспечивать его изделиями медицинского назначения, доставлять их до места указанного уполномоченным органом Заказчика, обеспечивать информационно-технологическое взаимодействие с Заказчиком, предоставлять бухгалтерскую и иную отчетную документацию Заказчику, контролировать правильность оформления сопроводительных документов и документов подтверждающих качество изделий медицинского назначения.

Наличие у исполнителя пунктов хранения и отпуска изделий медицинского назначения на территории Архангельской области установлено в целях освобождения помещений Заказчика от изделий медицинского назначения для применения данных помещений по назначению, а не использованию их как складские помещения.

Вместе с тем, представитель Министерства указал на то, что описание пунктов хранения и отпуска медицинских изделий производилось с учетом доступности этих территорий до конечного получателя услуг, в связи с тем, что Заказчики, принявшие участие в совместной закупке, располагаются в разных районах Архангельской области. Потребность в оказании услуг, являющихся объектом закупки, в рассматриваемом случае выразили 51 учреждение здравоохранения области во всех муниципальных образованиях Архангельской области. Следовательно, при осуществлении данной закупки была объединена потребность всех Заказчиков в одинаковых услугах по обеспечению лечебного процесса медицинскими изделиями.

Описание пунктов хранения и отпуска медицинских изделий производилось с учетом доступности этих территорий до конечного получателя услуг, в связи с тем, что Заказчики, принявшие участие в совместной закупке, располагаются в разных районах Архангельской области.

В случае исключения требования о наличии пунктов хранения в вышеуказанных районах Архангельской области могут быть нарушены права Заказчиков, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лиц, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям осуществления данной закупки.

Комиссия Архангельского УФАС России соглашается с позицией представителей Уполномоченного органа и министерства здравоохранения Архангельской области о том, что наличие у исполнителя пунктов хранения и отпуска изделий медицинского назначения обусловлено потребностями Заказчиков, а также отмечает, что требования документации об аукционе не предусматривают регистрацию юридического лица или наличие у него филиала или обособленного подразделения на территории Архангельской области. В данном аукционе имеют право принимать участие любые предприятия, организации, имеющие складские помещения в аренде или собственности, расположенные в Архангельской области. Кроме того, данное требование не относится к участникам закупки и не ограничивает число участников закупки. Положения документации об аукционе не содержат требований указывать в заявке на участие в аукционе места складских помещений, в которых будет происходить хранение изделий медицинского назначения, а также не требуется лицензия для оказания данных услуг.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что требование о наличии у организации пунктов хранения и отпуска изделий медицинского назначения на территории Архангельской области является характеристикой услуги, соответствующей потребности всех 51 медицинских учреждений Архангельской области, являющихся Заказчиками, что полностью соответствует требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

По мнению Заявителя, в документации об аукционе в один лот объединена закупка товаров нескольких групп (расходные материалы, шовный материал, хирургический материал, средства введения), следовательно, участниками закупки могут стать только организации имеющие возможность поставить весь ассортимент закупаемых медицинских изделий, что является ограничением конкуренции при проведении торгов и нарушает требования законодательства о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частями 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 указанной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Кроме того, Заявитель указывает на статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия Архангельского УФАС России по контролю в сфере закупок не уполномочена рассматривать жалобу в части несоответсвия документации об аукционе требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО "0301"  необоснованной.
  2. Передать материалы дела в структурное подразделение Архангельского УФАС России по выявлению признаков нарушений статей 15, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                               О.Г. Спиридонова

Л.А. Чирова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны