Решение №04-05/5431 Решение 47юл-18 от 17 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 47юл-18

 

Заказчик (Организатор закупки):

ГБУ АО "Архангельский телекоммуникационный центр"

163060, г Архангельск, пр. Троицкий, 45

Е-mail: bnp@arhtc.ru

 

Уполномоченное учреждение,  осуществляющее закупки в интересах заказчика:

ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок»

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского д. 18

Е-mailinfo@rcoz.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО "Карты, оборудование, системы для автотранспорта"

195248, Санкт-Петербург, ул.Большая Пороховская, д.47, лит.А, пом.5Н, оф.322

E-mail: kosdat@inbox.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

 

03 октября 2018 года                                                                                           г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Малышева О.С.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Васильевой В.Ю. (доверенность от 28.09.2018);

Заказчика: Попова Д.Н. (доверенность от 26.09.2018 № 16), Лобкова Е.А. (доверенность от 26.09.2018 № 17), Ворохты С.В. (распоряжение от 03.09.2018 № 39-рл);

Уполномоченного учреждения: Чупринской О.Л. (доверенность от 01.10.2018 № 28), Минина А.И. (доверенность от 02.10.2018 № 28);

 

УСТАНОВИЛА:

 

24 сентября 2018 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Карты, оборудование, системы для автотранспорта" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУ Архангельской области «Архангельский телекоммуникационный центр» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по передаче прав на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте (АСУОП) и его внедрению (извещение № 31806874667 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru)

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с несоответствием конкурсной документации Положению о закупках и нормам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

 

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрела жалобу с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Ф3 «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии вышеуказанными нормами Закона о закупках, закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБУ АО «Архангельский телекоммуникационный центр», утвержденным Распоряжением министерства связи и информационных технологий АО от 02 июля 2018 года  №30-р (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

30.08.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 31806528368 и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по передаче прав на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте (АСУОП) и его внедрению (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена договора – 18 027 000,00 руб.

13.09.2018 в извещение и в конкурсную документацию были внесены изменения.

 

Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с правилами установленным пунктом 1 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с ФЗ «О закупках», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

1. По мнению заявителя, Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» в части требований к описанию в документации предмета закупки, а именно в закупочной документации содержится товарный знак баз данных.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 6.1 ст. 3 ФЗ «О закупках» в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.

Пунктом 5.3.2 «Требования по выбору и применению систем управления базами данных» раздела III «Техническое задание» конкурсной документации (далее- Техническое задание)  установлено следующее:

«*Для хранения информационных массивов АСУОП должны использоваться имеющиеся и установленные на технических средствах Заказчика следующие СУБД:

  • реляционная, поддерживающая стандарт SQL, промышленная, транзакционная и отказоустойчивая СУБД Microsoft SQL Server 2012 Standard edition, развернутая у Заказчика в кластере под управлением линейки продуктов Microsoft Windows Server. Схема лицензирования – Server+CAL. Имеются 2 лицензии на сервер и 20 лицензий клиентского доступа (CAL).
  • реляционная, поддерживающая стандарт SQL, промышленная, транзакционная и отказоустойчивая СУБД Oracle Database 12c Standard Edition 2, развернутая у Заказчика в кластере под управлением линейки продуктов Microsoft Windows Server: Схема Лицензирования – лицензия на именованного пользователя. Имеется 5 лицензий на именованного пользователя.

Установленные на технических средствах Заказчика СУБД отвечают следующим требованиям:

  • быть апробированной, производиться ведущим мировыми производителем баз данных, должна содержать функции безопасности, иметь набор функций по восстановлению данных, иметь функции управления данными масштаба предприятия;
  • обеспечивать механизмы горячего резервирования (Standby);
  • поддерживать объединение аппаратных серверов СУБД в кластер, развернутый у Заказчика под управлением линейки продуктов Microsoft Windows Server ;
  • стандартная поставка СУБД должна включать средства ее администрирования;
  • иметь возможность поддержки СУБД от производителя в режиме 24 часа, 7дней в неделю.

Выбор СУБД и количества необходимых Лицензий на использование СУБД  в составе АСУОП осуществляется Исполнителем на основании требований документации на программное обеспечение ПАК Оператора АСУОП с учетом уже имеющихся и установленных на технических средствах Заказчика СУБД.

Минимальный набор необходимых лицензий (вид лицензии и их количество) для возможности использования СУБД в ПАК Оператора АСУОП осуществляется Исполнителем, на основании требований документации на программное обеспечение ПАК Оператора АСУОП, количества имеющихся лицензий у Заказчика и не нарушающее требований Правообладателя установленных в документах: Oracle Основные правила лицензирования и Microsoft, Лицензирование SQL Server 2012 Standard Edition.

На момент объявления конкурса у Заказчика имеется 15 свободных лицензий САL на СУБД Microsoft SQL Server 2012 Standard edition, на СУБД Oracle Database 12c Standard Edition 2 свободных лицензий не имеется.

*Поставка эквивалентного программного обеспечения невозможна в связи с необходимостью обеспечения полной совместимости и взаимодействия с уже использующимся программным обеспечением и оборудованием Заказчика.

(в соответствии с п.п.«а» п.3 ч.6.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»)».

Следовательно, в пункте 5.3.2 «Требования по выбору и применению систем управления базами данных» Технического задания Заказчиком описаны имеющиеся и установленные на технических средствах Заказчика СУБД, наличие свободных лицензий на СУБД, специфика и функциональные требования к эксплуатируемым Заказчиком СУБД, а также указано на невозможность использования эквивалентного программного обеспечения в связи с необходимостью обеспечения полной совместимости и взаимодействия с уже использующимся программным обеспечением и оборудованием Заказчика. При этом указано, что «выбор СУБД и количества необходимых Лицензий на использование СУБД в составе АСУОП осуществляется Исполнителем на основании требований документации на программное обеспечение ПАК Оператора АСУОП с учетом уже имеющихся и установленных на технических средствах Заказчика СУБД».

Заказчик в объяснении пояснил, что у Заказчика функционирует телематический узел связи, зарегистрированный в Управлении Роскомнадзора по Архангельской области и НАО и получивший право на эксплуатацию при условии неизменности зарегистрированных показателей (представлена копия разрешения).

На основании вышеизложенного, в пункте 5.3.2 «Требования по выбору и применению систем управления базами данных» Технического задания не противоречит требованиям пункта 2 части 6.1 и подпункта «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.

 

2. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в единой информационной системе не размещено обоснование начальной максимальной цены договора, в нарушение пункта 2 части 35 Положения о закупках.

В соответствии с частью 9 статьи 4 ФЗ «О закупках», и пункта 3 части 19 Положения о закупках извещение о проведении конкурентной закупки должно содержать следующие сведения:

1) способ осуществления закупки;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;

7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);

8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки);

9) допустимые формы и размер обеспечения заявки на участие
в закупке (при наличии);

10) допустимые формы, размер и условия обеспечения исполнения договора (при наличии).

Согласно части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» и пункта 1 части 20  Положения о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны следующие сведения:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках»;

16) допустимые формы и размер обеспечения заявки на участие в закупке (при наличии);

17) допустимые формы, размер и условия обеспечения исполнения договора (при наличии).

Следовательно, части 9, 10 статьи 4 ФЗ «О закупках», и пункт 3 части 19, пункт 1 части 20 Положения о закупках не устанавливают требований по указанию в извещении о проведении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке обоснования начальной максимальной цены договора.

В пункте 2 части 35 Положения о закупках указано следующее:

«При осуществлении конкурентных закупок могут выделяться лоты, в отношении которых в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, НМЦ договора и её обоснование, сроки и иные условия договора.

Многолотовая закупка проводится в случае возникновения потребности в однотипных процедурах закупок (по условиям, срокам и документальному оформлению, при условии, что проводится закупка товаров, работ, услуг, имеющих одно функциональное назначение) в целях снижения издержек Заказчика.

Решения, принимаемые в ходе процедуры закупки, в том числе подведение итогов закупки, отказ от проведения закупки, осуществляется независимо по каждому лоту и в отношении каждого лота заключается отдельный договор».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что рассматриваемая закупка не является многолотовой, в связи с чем требования пункта 2 части 35 Положения о закупках об указании документации о закупке отдельно НМЦ договора и её обоснования не применяется к спорной закупке.

На основании вышеизложенного, неразмещение Заказчиком в единой информационной системе обоснования начальной максимальной цены договора не противоречит требованиям частей 9, 10 статьи 4 ФЗ «О закупках», и пункт 3 части 19, пункт 1 части 20,  пункта 2 части 35 Положения о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.

 

 

 

 

3. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены требования ФЗ «О закупках», Положения о закупках в части описания критериев рассмотрения и оценки заявок. Заявитель считает, что Заказчик планирует осуществлять сопоставление и оценку заявок исходя из требований (по критериям), которые не предъявляются к участнику документацией о закупке, что является нарушением части 6 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Согласно части 6 статьи 3 ФЗ «О закупках» Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 30 Положения о закупках установлено следующее:

 «1. При проведении закупки используются следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, запросе ценовых предложений:

1) Ценовые критерии оценки:

а) цена договора или цена за единицу товара, работы, услуги;

б) расходы на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание приобретаемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.

2) Неценовые критерии оценки:

а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

б) квалификация участников закупки, в том числе:

наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;

наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материально-технических ресурсов;

опыт работы, аналогичный предмету договора;

деловая репутация;

наличие трудовых ресурсов (количество и (или) квалификация) необходимых для исполнения обязательств по договору;

в) срок поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);

г) срок предоставления гарантии качества товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).

2. Количество используемых критериев оценки должно быть не менее двух, одним из которых является цена договора или цена за единицу товара, работы, услуги».

В пункте 24 «Порядок оценки и сопоставления заявок, критерии оценки и сопоставления заявок, величины значимости критериев» раздела I «Общие положения» конкурсной документации указано, что список критериев и порядок оценки приложен отдельным файлом.

Как подтверждается материалами дела, содержание критериев оценки, значимость (весомость) каждого критерия оценки, а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок указаны в файле «критерии_оценки.doc» (далее - Критерии рассмотрения и оценки заявок).

В части 2 Критериев рассмотрения и оценки заявок определены, в том числе, следующие неценовые критерии оценки:

«2.3. Наличие функции АСУОП, реализованной на основе программного обеспечения, права на которое передаются Заказчику на условиях простой (неисключительной) лицензии, позволяющей реализовать возможность печати билета Транспортным терминалом при наличной и безналичной оплате без использования дополнительных устройств печати.

Максимальный бал по показателю присваивается заявке, в которой заявлено наличие функции АСУОП, реализованной на основе программного обеспечения, права на которое передаются Заказчику на условиях простой (неисключительной) лицензии, позволяющей реализовать возможность печати билета Транспортным терминалом при наличной и безналичной оплате без использования дополнительных устройств печати.

Для оценки по данному показателю предоставляются:

-  Декларация участника закупки, подтверждающая наличие указанной функции.

2.4. Наличие функции по интеграции с АСУОП, реализованной на основе программного обеспечения, права на которое передаются Заказчику, банковских карт с возможностью оплаты транспортных услуг в кредит.

Максимальный бал по показателю присваивается заявке, в которой заявлено наличие функции интеграции с АСУОП, реализованной на основе программного обеспечения, права на которое передаются Заказчику, банковских карт с возможностью оплаты транспортных услуг в кредит.

Для оценки по данному показателю предоставляются:

- Декларация участника закупки, подтверждающая наличие указанной функции».

 

Заказчик в объяснении пояснил, что неценовым критерием «Наличие функции АСУОП, реализованной на основе программного обеспечения, права на которое передаются Заказчику на условиях простой (неисключительной) лицензии, позволяющей реализовать возможность печати билета Транспортным терминалом при наличной и безналичной оплате без использования дополнительных устройств печати» оцениваются характеристики предлагаемой к внедрению АСУОП, а именно: наличие или отсутствие функциональной возможности АСУОП печати билета Транспортным терминалом без использования дополнительных устройств печати. Неценовым критерием «Наличие функции по интеграции с АСУОП, реализованной на основе программного обеспечения, права на которое передаются Заказчику, банковских карт с возможностью оплаты транспортных услуг в кредит» оцениваются характеристики предлагаемой к внедрению АСУОП, а именно: наличие или отсутствие функциональной возможности АСУОП по интеграции с банковскими картами с возможностью оплаты транспортных услуг в кредит. Данные критерии раскрывают показатель качественной и функциональной характеристики объекта закупки.

Следовательно, сопоставление и оценка заявок будет осуществляться по критериям оценки и в порядке оценки, указанных в конкурсной документации в документе «Критерии рассмотрения и оценки заявок».

При этом, Заявитель не представил доказательств, что сопоставление и оценка заявок будет осуществляться по иным критериям оценки и в порядке оценки, не указанных в конкурсной документации в документе «Критерии рассмотрения и оценки заявок».

Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.

 

4. Заявитель в жалобе указывает, что требования к предмету закупки в документации Заказчика изложены вразнобой, без четкой системы, нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках». Требования к предмету закупки не конкретны и зачастую противоречивы, ряд требований невыполним, что ведет к непониманию требований заказчика, усложняет заполнение первой части заявки, что может повлечь не допуск участников по формальным основаниям или заставляет их отказаться от участия в торгах. Заявитель считает, что Заказчиком в извещении, документации о закупке не четко указан предмет закупки, так как дополнительно требуется оказание услуг по передаче Лицензий на право использования СУБД (п. 2.4 Технического задания), предоставление программного обеспечения терминального оборудования (п. 2.5 Технического задания). Заказчиком не установлено количество лицензий на указанное выше ПО транспортных терминалов, виды/модели терминального оборудования, на которое требуется ПО. Заявитель считает, что требования Технического задания являются невыполнимыми, так как Заявитель не может знать и иметь в наличии «ЛЮБОЕ» программное обеспечение для ЛЮБЫХ выпущенных транспортных терминалов, а также еще не выпущенных, но выпущенных в будущем, ведь требование Заказчика распространяется на будущие 5 лет (п.5.1. Технического задания). Заявитель считает, что либо заказчиком не отражены в документации о закупке все предъявляемые им к предмету закупки требования, либо заказчиком предъявляются излишние требования (печать фискального чека, которую должно будет обеспечить иное программное обеспечение, которое не должно входить в поставку по этому договору). (п.5.2.4.1, 5.2.4.2, п.5.2.4.3 Технического задания). Из документации о закупке (п.5.1.1. Технического задания) невозможно определить, в какой системе из состава ПАК Оператора АСУОП должна быть реализована эта функция требование о возможности оплаты проезда банковскими картами, в рамках подсистемы обслуживания карт или модуля взаимодействия с внешними системами (например, банковскими). По мнению Заявителя, документацией о закупке не раскрывается, какими сертификатами, лицензиями должны обладать исполнитель, программное обеспечение для выполнения требований заказчика о возможности приема к оплате банковских карт и проведения платежей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик в объяснении пояснил, что Техническое задание разработано на основе руководящих документов ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» и ГОСТ 24.104-85 «Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Общие требования».

В соответствии с извещением о проведении закупки № 31806528368  наименованием закупки является «Оказание услуг по передаче прав на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте (АСУОП) и его внедрению».

Техническим заданием определены требования, предъявляемые к вышеуказанным услугам, в том числе состав программного обеспечения, пределы и наименование территории использования неисключительных прав на программное обеспечение, порядок и цели внедрения, характеристики объектов автоматизации, требования к структуре и функционированию компонентов, требования к внешним подсистемам, порядок приемки и иные требования и условия.

Из Технического задания следует, что СУБД и терминальное Программное обеспечение являются частью АСУОП.

Требования по передаче прав на терминальное Программное обеспечение изложены в пункте 2.5 «Пределы прав и способы использования программного обеспечения передаваемого на условиях простой (неисключительной) лицензии» Технического задания.

Заказчик в объяснении пояснил, что право использования Заказчиком терминального программного обеспечения, передаваемого Исполнителем на условиях простой (неисключительной) лицензии предоставляется с согласия правообладателя программного обеспечения и без выплаты дополнительного вознаграждения на распространение программного обеспечения на территории Архангельской области, предоставленное с единственной целью передачи права воспроизведения программного обеспечения на терминальном оборудовании конечных пользователей (в форме инсталляции и запуска программного обеспечения) в пределах организации конечного пользователя и подразумевает лишь неограниченное количество установок (инсталляций) терминального ПО. Количество Лицензий (Лицензионных или сублицензионных договоров) определяется Исполнителем в соответствии и в пределах прав, определенных Правообладателем данного конкретного Программного обеспечения, так как по условиям закупки может быть поставлено любое Программное обеспечение, любого производителя (Правообладателя) и иметь различный состав Программного обеспечения, используемого Исполнителем для реализации ПАК Оператора АСУП. Под словосочетанием «любой вид терминального оборудования» Заказчик имеет в виду терминальное оборудование любого производителя, соответствующее требованиям технической документации на терминальное Программное обеспечение, в соответствии с пунктом 5.3.5.4 Технического задания. Терминальное программное обеспечение может иметь любую реализацию, как модульную, так и универсальную.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России уточнил, что Заказчику необходима лицензия на терминальное программное обеспечение на количество транспортных средств, указанных в пункте 5.1.2 Технического задания, а именно: «количество транспортных средств – неограниченно, но не менее 2500 (две тысячи пятьсот) шт.».

Заказчик в объяснении пояснил, что в случае модульной реализации, т.е. если Программное обеспечение по фискализации реализовано отдельным кодом и отдельно устанавливается на терминал и при этом не требует при его установке модификации основного терминального Программного обеспечения, характеристики которого изложены в Техническом задании, то по договору должно поставляться основное терминальное Программное обеспечение, характеристики которого изложены в Техническом задании. Отдельный код Программного обеспечения терминального оборудования, не требующий при его установке модификации основного терминального Программного обеспечения, характеристики которого изложены в Техническом задании, обеспечивающий требования, установленные Федеральным законом № 54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в поставку не входит, а работа этого Программного обеспечения должна быть предъявлена в ходе испытаний, по условиям, изложенным в Приложении 3 к Техническому заданию. Работа терминального ПО должна быть обеспечена на терминальном оборудовании, которое соответствует требованиям технической документации на терминальное Программное обеспечение согласно пункту 5.3.5.4 Технического задания. Использование определенного Терминального оборудования и порядок фискализации данных по приему денежных средств является правом перевозчика и условиями закупки не регламентируются. Пункт 5.1.1 Технического задания, в той части на которую ссылается Заявитель, устанавливает требования к составу ПАК Оператора АСУОП, а не к функциональным характеристикам и входит в пункт 5.1 «Общие требования к ПАК Оператора АСУОП» Технического задания. То есть в данном пункте в общем виде указывается состав подсистем, которые необходимы Заказчику. Пункт, в котором раскрываются функциональные характеристики подсистем изложен в пункте 5.2 «Требования к функциям ПАК Оператора АСУОП» Технического задания, а функция оплаты проезда банковскими картами должна быть реализована в Подсистеме обслуживания карт, в соответствии с пунктом 5.2.4 Технического задания. Техническое задание составлено из расчета приобретения готового продукта, а не его разработки. Следовательно, по мнению Заказчика, в Документации о закупке могут быть предъявлены только общие требования к функциональности программного обеспечения ПАК Оператора АСУОП, так как конкретные решения по реализации функциональности этого ПО находятся в ведении разработчика конкретного ПО, который должен выбрать Исполнитель, определить соответствие данного ПО Техническому заданию и предложить этот продукт Заказчику. ПАК Оператора АСУОП не содержит функцию приема карт и проведения платежей, данная функция принадлежит Расчетному центру, который входит в состав участников АСУОП. Пак Оператора АСУОП содержит лишь функцию регистрации оплаты либо наличными, либо транспортными картами, либо банковскими картами, либо при помощи систем основанных на технологии NFC. Так как в расчетах банковскими картами участвуют специальные субъекты (банк-эквайер, банк-эмитент и т.д.) и к программному обеспечению предъявляются специальные требования, эти требования изложены в пункте 5.1.1 Технического задания в описании «Модуля взаимодействия с внешними системами». Под возможностью интеграции АСУОП с различными платежными системами, в том числе банковскими платежными системами, действие в рамках существующей платежной системы подразумевается взаимодействие АСУОП с различными платежными системами, в том числе банковскими платежными системами, через Модуль взаимодействия с внешними подсистемами. АСУОП должна  осуществлять функции в соответствии с пунктом 5.2 Технического задания, в том числе обмен данными с внешними подсистемами в рамках функционирования АСУОП. Согласно пункту 5.1.10 Технического задания, все технические решения, принятые в проекте, должны соответствовать требованиям национальных стандартов РФ или (при отсутствии национальных) международных стандартов. Эти технические решения также должны обладать и определенными свойствами, в том числе - иметь возможность интеграции с Банковскими платежными системами и действовать в рамках существующей платежной системы для расширения функциональных возможностей Транспортных/Социальных карт.

На основании вышеизложенного, Техническое задание разработано Заказчиком в соответствии с потребностями Заказчика и с пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.

 

Кроме того, Комиссия Архангельского УФАС России не усматривает признаков нарушения статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь частью 1, частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, рассмотрев жалобу по делу № 47юл-18,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Карты, оборудование, системы для автотранспорта" необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                            Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                            Н.В. Вознесенская

О.С. Малышева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны