Решение №04-05/5596 Решение 374мз-17 от 28 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 374мз-17

 

Заказчик :

МУП «Водоканал» МО «Город Архангельск»

163002, г. Архангельск, ул. Касаткиной, д. 9

Е-mail: zakupki@arhvodokanal.ru

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

 

Заявитель:

ООО "Центр поставок профит"

354000, Сочи, ул.Навагинская 9А оф.420

E-mail: fas@profitp.su

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

22 ноября 2017 года                                                                                                г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Крупчак Т.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заказчика: Клепиковой И.В. (доверенность от 21.11.2017 № 342), Сухаревой Н.Ю. (доверенность от 09.01.2017 № 34);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

15 ноября 2017 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Центр поставок профит" (далее – Заявитель) на действия заказчика – МУП «Водоканал» МО «Город Архангельск» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку флокулянтов (извещение № 0524300001217000102).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

01.11.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0524300001217000102 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку флокулянтов (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 104 800 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

 

Заявитель считает, что Заказчиком в документации неверно определена дата окончания подачи заявок – 16.11.2017 09:00.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно части 3 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе», в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Частью 18 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено следующее: «Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 16.11.2017 года 09 часов 00 минут».

Извещение № 0524300001217000102 о проведении электронного аукциона на поставку флокулянтов размещено 01.11.2017.

Исходя из требований части 3 статьи 63 ФЗ «О размещении заказов», статьи 191 ГК РФ, пятнадцатью днями периода подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме с момента размещения извещения и до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме являются: с 02.11.2017 по 16.11.2017 включительно.

Следовательно, датой окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме должно быть установлено 17.11.2017 (до конца рабочего дня).

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе».

 

По мнению Заявителя, Заказчик в Техническом задании указал товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент», что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пункт 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» содержит наименование и описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)), количество товара:

поз.1 - Флокулянт анионный Праестол 2515TR (или аналог);

поз.2 - Флокулянт катионный Праестол 650TR (или аналог).

В заседании комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что со ссылкой на толковый словарь Ожегова С.И. одно из значений слова эквивалент – «нечто равноценное другому вполне заменяющее его», а слова аналог – это «нечто сходное, подобное чему нибудь», то есть слова «эквивалент» и «аналог», а значит «аналог» идентичен понятию «эквивалент».

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что  «Praestol©»  - это торговая марка американской компании «ASHLAND». Указание на товарный знак в описании объекта закупки сопровождается не используемой в ФЗ «О контрактной системе» терминологией - словами «или аналог». Однако, характеристики товара в разделе II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта»  установлены со значениями эквивалентности. Следовательно, пункт 1 раздела II документации об аукционе соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

 

По мнению Заявителя, Заказчик подготовил документацию об аукционе с нарушением части 3 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе». Так документация об аукционе содержит требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, например по материалу (товару) флокулянт анионный и флокулянт катионный.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ «О контрактной системе».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Часть 1 «Технического задания» раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит таблицу 2 «Описание объекта закупки и количество товара», в которой установлены, в том числе, следующие требования к товару:

п/п

Наименование Товара

Характеристики товара

  1

Флокулянт анионный

Праестол 2515TR (или аналог)

 

     Применяется для интенсификации процессов подготовки питьевой воды.

     Технические характеристики:

  1. Внешний вид: белый или желтоватый сыпучий порошок.
  2. Гранулометрический состав:

- % мас. гранул размером менее 100 мкм, не более 2;

- % мас. гранул размером более 1250 мкм, не более 10.

3. Насыпная плотность, г/1000 см3, 550-750.

4. Сыпучесть: свободное истечение.

5. Объемная доля геля, см3/1000 см3: не более 20.

6. Динамическая вязкость 0,5% раствора в 10% растворе NaCI, мПа*с: 180-300.

7. Массовая доля остаточного акриламида, %: не более 0,025.

     Материалы, используемые для изготовления флокулянтов, должны соответствовать требованиям нормативной документации, указанной в рецептуре. Допуск материалов в производство должен производиться по паспорту предприятия-изготовителя, в случае его отсутствия - по анализу на соответствие требованиям действующей нормативной документации.

   Флокулянт должен быть с документом (паспортом) о качестве.

  2

Флокулянт катионный

Праестол 650TR (или аналог)

 

     Применяется для интенсификации процессов подготовки питьевой воды.

     Технические характеристики:

1. Внешний вид: белый или желтоватый сыпучий порошок. Допускаются единичные включения темного цвета.

2. Гранулометрический состав:

- % мас. гранул размером менее 100 мкм, не более 2;

- % мас. гранул размером более 1250 мкм, не более 10.

3. Насыпная плотность, г/1000 см3, 550-750.

4. Сыпучесть: свободное истечение.

5. Объемная доля геля, см3/1000 см3: не более 20.

6. Динамическая вязкость 1% раствора в 10% растворе NaCI, мПа*с: 250-400.

7.Массовая доля остаточного акриламида, %: не более 0,025.

     Материалы, используемые для изготовления флокулянтов, должны соответствовать требованиям нормативной документации, указанной в рецептуре. Допуск материалов в производство должен производиться по паспорту предприятия-изготовителя, в случае его отсутствия - по анализу на соответствие требованиям действующей нормативной документации.

   Флокулянт должен быть с документом (паспортом) о качестве.

Представители Заказчика в заседание Комиссии Архангельского УФАС России сослались на Технические условия конкретного производителя, которые отсутствуют в открытом доступе.

Проанализировав техническое задание документации об аукционе, жалобу Заявителя, Комиссия Архангельского УФАС России установила, что Заказчиком в техническом задании установлены требования к испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно:

п.2 Гранулометрический состав:

- % мас. гранул размером менее 100 мкм, не более 2;

- % мас. гранул размером более 1250 мкм, не более 10.

п. 6 Динамическая вязкость 0,5% раствора в 10% растворе NaCI, мПа*с: 180-300

и т.д.

В документации об аукционе отсутствует обоснование необходимости использования вышеуказанных показателей. Участник закупки при заполнении своей заявки не сможет указать необходимый показатель (характеристики), так как данный показатель должен быть конкретным.

Следовательно, Заказчик при описании объекта закупки использует нестандартные показатели и не сопровождает их надлежащим обоснованием.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

 

Заявитель считает, что Заказчиком в проекте контракта не установлены надлежащие размеры штрафов, начисляемых Заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» закреплено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 6 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Частями 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «О контрактной системе» и постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, устанавленном пунктами 3-9 Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.

Пунктом 7.2 проекта контракта предусмотрено, в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа  2017 года № 1042  (далее – Правила), в виде фиксированной суммы в размере _________.

Пунктом 7.5 проекта контракта определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами в виде фиксированной суммы в размере _________.

Так как на момент размещения документации об аукционе цена еще неизвестна, проект контракта заказчика не может содержать конкретные суммы штрафов, поэтому в пунктах 7.2 и 7.5 проекта контракта предусмотрено место для указания размера фиксированной суммы штрафа, которая рассчитывается при заключении контракта.

Таким образом, нарушение со стороны Заказчика требований частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе», пункта 2 Правил не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Центр поставок профит"  обоснованной.

2.  Признать Заказчика, нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 и часть 3 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3.1. Заказчику, отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 16.11.2017, протокол подведения итогов электронного аукциона от 22.11.2017. Разместить информацию об отмене указанных протоколов на сайте электронной площадки.

Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику возможность исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания), отменить протокол признания аукциона несостоявшимся от 20.11.2017.

3.2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания):

- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на поставку флокулянтов (извещение № 0524300001217000102);

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3.3. Заказчику в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на поставку флокулянтов (извещение № 0524300001217000102) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.

3.4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.3 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

4. Заказчику исполнить пункты 3.1, 3.3 настоящего решения (предписания) в срок до 15 декабря 2017 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                               О.Г. Спиридонова

                                                                                                                                      Т.С. Крупчак

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны