Решение №04-05/5764 Решение 444фз-15 от 5 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 444фз-15

 

Заказчик :

Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"

164500, Архангельская обл, Северодвинск г, Архангельское шоссе, 58,

E-mail: smp@sevmash.ru

 

Заявитель:

ООО "Экспресс"

197198, г. Санкт-Петербург,

ул. Мончегорская, д. 5, литер А,

помещение 14-Н

E-mail: expreyes.spb@gmail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

29 сентября 2015 года                                                                                            г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Шарыгина Е.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заказчика: Горяшевой Н.В. (доверенность от 25.09.2015 № 222), Сысоевой М.В. (доверенность от 12.01.2015 № 32);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

23 сентября 2015 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Экспресс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Открытого акционерного общества "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее – Заказчик), при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту "Техническое перевооружение механомонтажного производства, объектов энергоснабжения и транспортной системы в цехе № 50. Выполнение работ по устройству технологических систем аспирации и диспетчеризации вентсистем в цехе № 50 ОАО "ПО Севмаш" (извещение № 0424100000315000010).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 28.09.2015 № 80.317/1136.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

02.09.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0424100000315000010 о проведении открытого конкурса и  конкурсная документация на право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту "Техническое перевооружение механомонтажного производства, объектов энергоснабжения и транспортной системы в цехе № 50. Выполнение работ по устройству технологических систем аспирации и диспетчеризации вентсистем в цехе № 50 ОАО "ПО Севмаш" (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена контракта – 480 772 228,76 рублей.

Согласно части 1 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» закреплено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 6 указанной статьи ФЗ «О контрактной системе» определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Часть 7 данной статьи ФЗ «О контрактной системе» гласит о том, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил закреплено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле.

В соответствии с частью 2 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В составе конкурсной документации содержится проект контракта.

Пункт 11.1 проекта контракта определяет, что «В случае нарушения согласованных сроков выполнения работ, сроков устранения недостатков а также сроков возмещения расходов Заказчика, связанных с устранением недостатков  Подрядчик выплачивает Заказчику пеню в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

Из системного анализа части 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» и Правил следует, что законодатель определил обязанность установления в контракте размера пени, при этом в ФЗ «О контрактной системе» и в Правилах отсутствует требование об обязательном указании в контракте непосредственно самого порядка определения пени.

Таким образом, нарушение со стороны Заказчика требований части 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» не выявлено.

 

Частями 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 2 и З Правил установлено, что размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

Пункты 4 и 5 Правил содержат порядок (формулу) расчета фиксированной суммы в зависимости от цены контракта.

Из анализа приведенных норм следует, что размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе».

Пунктом 11.2 проекта установлено, что «в случае отказа, уклонения Подрядчика от устранения недостатков, выполненных работ Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

Иными словами проект контракта не содержит место для указания размера фиксированной суммы штрафа за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, который рассчитывается при заключении контракта, а содержит лишь отсылку на Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.

Кроме того, как установлено материалами дела, в разделе 11 «Ответственность сторон» проекта контракта Заказчиком не указан размер штрафа, начисляемого в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения).

Таким образом, Заказчик нарушил требования частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

 

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе» в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 указанного  Федерального закона.

Как подтверждается материалами дела, в извещении № 0424100000315000010 и в конкурсной документации Заказчиком не установлены преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ «О контрактной системе».

Порядок, а также перечень товаров, работ, услуг, в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества установлен Постановлениями Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 и  от 15.04.2014 № 341. Работы, являющиеся объектом закупки, в этих перечнях отсутствует.

Согласно части 1 статьи 30 ФЗ «О контрактной системе» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 указанного закона, путем проведения открытых конкурсов, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 480 772 228,76 руб.

Таким образом, нарушение со стороны Заказчика требований пункта 7 части 3 статьи 49 ФЗ  «О контрактной системе» не выявлено.

 

Заявитель в жалобе считает, что Заказчиком сокращен срок подачи разъяснения положений конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Частью 7 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» определено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно пункту 24 раздела 6 «Информационная карта» конкурсной документации дата начала и окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации установлены как «Запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, подаваемый в письменной форме, должен предоставляться на имя заместителя генерального директора по логистике и материально-техническому обеспечению Крученкова Дмитрия Александровича по рабочим дням по адресу: Архангельское шоссе, д. 58, г. Северодвинск, Архангельская обл., 164500. Разъяснения положений конкурсной документации предоставляются Заказчиком с момента размещения извещения о проведении конкурса в течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса, если запрос о даче разъяснений поступил не позднее 17 сентября 2015 года».

В извещении № 0424100000315000010 указано, что дата и время окончания подачи заявок является 23.09.2015 14:00.

Следовательно, участник закупки может направить запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации не позднее 17 сентября 2015 года.

Таким образом, нарушение со стороны Заказчика требований пункта 8 части 1 статьи 50 ФЗ  «О контрактной системе» не выявлено.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Экспресс" обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим части 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3.1. Заказчику на стадии заключения контракта раздел 11 «Ответственность сторон» проекта контракта привести в соответствие с требованиями частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

3.2. Заказчику пункт 3.1 решения (предписания) исполнить в срок до 20 октября 2015 года и сообщить об его исполнении в Архангельское УФАС России в этот же срок, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                              Н.В. Вознесенская

                                                                                                                                 Е.С. Шарыгина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны