Решение №04-05/5859 Решение 457мз-15 от 9 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 457мз-15

 

Заказчик :

Администрация муниципального образования «Мезенский район»

164750, Архангельская область, Мезенский район, город Мезень, проспект Советский, д.48

E-mail: mezen@atnet.ru,  martinov@mezen.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

101000, г. Москва, Милютинский пер., дом 10, стр. 4

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

Заявитель:

ООО "Стройтехгрупп"

460028, г.Оренбург, бл.Башиловых, 15/4, оф.52

E-mail: up-oren@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

05 октября 2015 года                                                                                              г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Шарыгина Е.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заказчика: Копылова А.С. (доверенность от 25.08.2015 № б/н);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

28 сентября 2015 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Стройтехгрупп" (далее – Заявитель) на действия заказчика – администрации муниципального образования «Мезенский район» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в п. Каменка МО "Мезенский муниципальный район" (извещение № 0124300021615000009).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика  в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 05.10.2015 № 1447.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

26.08.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300021615000009 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в п. Каменка МО "Мезенский муниципальный район" (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 140 836 550,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

 

Заявитель в жалобе указал, что в документацию об аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявок для участия в электронном аукционе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Пунктом 11 раздела I «Общие положения» документации об аукционе определена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: «…Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, должны быть представлены в доступном и читаемом виде. Рекомендуется: представлять все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, в формате А4, размер шрифта не менее 12 без масштабирования; использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.»

Однако, в инструкции отсутствуют правила по описанию предложений участника закупки в отношении объекта закупки, то есть отсутствует инструкция по заполнению указанной части заявки.

Так, частью 2 раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе определены наименования и характеристики товаров, которые предполагается использовать при выполнении работ, например: в позиции 43 пункта 2 раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе определены требования к характеристикам листов гипсокартонных, а именно:

43

Листы гипсокартонные

Должны быть влагостойкие, размером 220-260x100-140 см,

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что из указанных Заказчиком требований в документации об аукционе к размерам листов гипсокартонных не ясно каким образом участник электронного аукциона должен описывать указанные характеристики в первой части заявки на участие в электронном аукционе: данную характеристику необходимо указывать в виде конкретного диапазона, в виде изменяемого диапазона либо в виде конкретного значения.

Аналогичные описания характеристик товаров, которые предполагается применять при проведении работ, установлены Заказчиком в позициях 46,48,51.

В позициях с 1 по 19, с 21 по 24, с 26 по 43, 45, 52 в требованиях к характеристикам товаров применяются обороты «не более…» и не «менее…», например:

 

1

Утеплитель

- теплопроводность λ 25°C - не более 0,037 Вт/(м•К);

Вместе с тем Заказчиком не определено, каким образом участнику электронного аукциона указывать такие характеристики: диапазонную величину, с указанием оборотов «не более» и «не менее» или указывать точную величину показателя.

Исходя из вышеизложенного, участники аукциона не имея информации о том, как правильно заполнять заявку на участие в таком аукционе в отношении описания объекта закупки, были введены в заблуждение.

Следовательно, Заказчиком не разработана надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;

В части 2 раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе определены наименования и характеристики товаров, которые предполагается использовать при выполнении работ, в том числе:

 

Наименование основных материалов и изделий (товаров)

Технические характеристики и свойства применяемых материалов и изделий (товаров)

 
 

5

Маты теплоизоляционные

- Маты теплоизоляционные из стекловолокна;

- теплопроводность при 25 °С - не более 0,037 Вт/мК;

- удельная теплоемкость - не менее 0,84 кДж/кгК;

- плотность - не менее 21 кг/м3;

- сорбционная влажность за 72 ч - не более 5%;

- негорючий материал (НГ).

 

 

В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТа 21880-2011 «Маты из минеральной ваты прошивные теплоизоляционные. Технические стандарты» теплопроводность матов теплоизоляционных при 25 °С имеет различные значения в зависимости от марки мата, но не более 0,042 Вт/мК.

Следовательно, в документации об аукционе требование к теплопроводности матов теплоизоляционных по позиции 5 указано Заказчиком не в соответствии с ГОСТом 21880-2011.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России согласился, что требование к теплопроводности матов теплоизоляционных в данной позиции указано Заказчиком некорректно.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 «О контрактной системе».

 

Заявитель считает, что в проекте контракта должна содержаться информация о всевозможных штрафах для каждого порогового значения цены контракта.

Частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» закреплено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 6 указанной статьи ФЗ «О контрактной системе» определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Исходя из толкования вышеуказанных норм, видами неустоек являются штрафы и пени.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «О контрактной системе» и постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Частями 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 2 и З Правил установлено, что размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе».

Пункты 4 и 5 Правил содержат порядок (формулу) расчета фиксированной суммы в зависимости от цены контракта.

Так как на момент размещения документации цена контракта еще неизвестна, проект контракта заказчика не может содержать фиксированную сумму штрафов, поэтому пункты 9.5 и 9.6 проекта контракта содержат условия о том, что размер штрафа устанавливается в соответствии с Правилами в виде фиксированной суммы, и место для указания размера фиксированной суммы, которая рассчитывается при заключении контракта.

Требований об указании размера штрафов в процентном отношении к цене контракта, то есть порядка расчета штрафов, ФЗ «О контрактной системе» не содержит.

Таким образом, нарушение со стороны Заказчика требований части 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» не выявлено.

 

Заявитель в жалобе указал на то, что в проекте контракта отсутствует формула расчета неустойки согласно постановлению Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе»).

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле.

В соответствии с частью 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Исходя из толкования вышеуказанных норм, пеня для заказчика и для поставщика (подрядчика, исполнителя) в каждом отдельном случае имеет свой размер (одна трехсотая и не менее чем одна трехсотая, определяемая в соответствии с Правилами).

Заказчиком в пункте 9.4 проекта контракта установлено следующее: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы».

Анализ данного пункта проекта контракта показал, что предполагается начисление пени за просрочку исполнения обязательства, но невозможно установить для заказчика или для подрядчика установлены требования в пункте 9.4 проекта контракта.

Следовательно, размер пени в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренного контрактом, не установлен Заказчиком в соответствии с Правилами, размер пени в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренного контрактом, также не установлен в проекте контракта.

Таким образом, Заказчик нарушил требования частей 5 и 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

 

Заявитель считает, что Заказчиком в документации об аукционе не установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг).

В соответствии с Правилами установлениля требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 (далее – IIравила), определен перечень товаров. в отношении которых должны выполнятся требования энергетической эффективности:

а) товары согласно приложению к Правилам;

б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте а  пункта 7 данных Правил;

в) товары. используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснобжения, влияющих на энергетическуно эффективность здний, строений, сооружений.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 определен исчерпываюший перечень товаров, в отношении которых должны выполняться требования энергетической эффективности.

В проектной документации по объекту закупки «Выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в п. Каменка МО "Мезенский муниципальный район" мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности разработаны и включены в рабочую документацию «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснашенности зданий. строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» № 335-2014-0-МТЭЭ. Рабочая документация в указанной части получила положительное заключение государственной экспертизы (стр. 16, 19 и 32 положительного заключения повторной государственной экспертизы 29-1-5-0227-14 от 18.02.2015).

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Заявитель в жалобе указал на то, что в проекте контракта установлен фиксированный размер обеспечения контракта без учета снижения начальной (максимальной) цены контракта в ход е  проведения аукциона.

Согласно части 1 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 8 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Частью 6 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» определено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 указанного Федерального закона.

В извещении № 0124300021615000009, в пункте 23 раздела I документации об аукционе, пункте 10.1 проекта контракта предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта установлено в размере 20 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 28 167 310 рублей 00 копеек.

ФЗ «О контрактной системе» не содержит требований об указании в проекте контракта обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 указанного Федерального закона в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп"  обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, части 5 и 7 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать в связи с тем, что Заказчику по делу №438мз-15 от 22.09.2015 выдано предписание от 22.09.2015 об устранении выявленных нарушений, которое должно быть исполнено до 16.10.2015.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                              Н.В. Вознесенская

                                                                                                                                 Е.С. Шарыгина

Связанные организации

Связанные организации не указаны