Решение №04-05/5859 решение 59юл-18 от 8 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 59юл-18

 

Заказчик (Организатор закупки):

АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"

164500, Архангельская обл, г Северодвинск, ш. Архангельское, д. 58

Е-mail: smp@sevmash.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ» (УТП)

119435, г. Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9

E-mail: info@sberbank-ast.ru

 

Заявитель:

ООО УК "Волга Менеджмент"

443030, Самара, ул.Чернореческая, д.21, оф.305

E-mail: Duganov@sts-holding.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

РЕШЕНИЕ

 

08 ноября 2018 года                                                                                        г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

Председатель комиссии

-

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления, начальник отдела контроля закупок,

Член комиссии

-

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок.

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заказчика – Акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»: Сысоевой М.В. (доверенность от 19.02.2018 №189), Горяшиной Н.В. (слушатель, паспорт);

Участник закупки уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

06.11.2018 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО УК "Волга Менеджмент" (далее – Заявитель), направленная по подведомственности от Управления ФАС по г. Москве, на действия Заказчика – АО «Производственного объединения «Северное машиностроительное предприятие» (далее – Заказчик, АО «ПО «Севмаш») при проведении электронного аукциона (в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ) на право заключения контракта на поставку переносных мобильных расточных станков с комплектом оптических устройств для юстировки, выполнение монтажных пусконаладочных работ, осуществление приемо-сдаточных испытаний, оказание консультационных услуг по передаче навыков эксплуатации оборудования (извещение № 0424100000318000072) размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru)

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с несоответствием документации об аукционе требованиям ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О контрактной системе».

Обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу ООО УК "Волга Менеджмент" с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках» в АО «ПО «Севмаш» принято Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «ПО «Севмаш», утвержденное решением Совета директоров Протоколом № СД-19/2018 от «13» июля 2018 года (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ПО «Севмаш», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

Детальный порядок проведения и оформления различных закупочных процедур определяется Порядком проведения процедур закупки товаров, работ, услуг, утвержденным Решением Совета директоров АО «ПО «Севмаш» (Протокол № СД-19/2018 от 13.07.2018) (далее – Порядок закупки). Согласно п. 3.4 Положения Порядок закупки является приложением к Положению.

 

08.10.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение о проведении процедуры «Электронный аукцион» №0424100000318000072 и документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку переносных мобильных расточных станков с комплектом оптических устройств для юстировки, выполнение монтажных пусконаладочных работ, осуществление приемо-сдаточных испытаний, оказание консультационных услуг по передаче навыков эксплуатации оборудования.

Начальная (максимальная) цена договора – 125 512 491,30 рублей.

 

Заявитель в своей жалобе указал, что заказчик при описании объекта закупки в разделе II Технические требования документации помимо объекта закупки в целом, установил требования к его отдельным узлам и комплектующим, что является нарушением статьи 33 ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, указанные требования ограничивают возможность выполнить требования пунктов 32 и 36 раздела I документации об аукционе.

Из письменных пояснений Заявителя в жалобе от 23.10.2018 № 18/10-2, а также письменных пояснений представителя Заказчика от 07.11.2018 №80.317/2094 в заседании Комиссии Архангельского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 32 раздела I «Информационная карта аукциона» установлены следующие требования: «На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 г. № 9 (далее- Постановление) «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Запрет не применяется в случае, установленном в подпункте е) пункта 4 Постановления».

На основании пункта 32 раздела I «Информационная карта аукциона» установлен следующий Перечень документов (копий документов), подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы, услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, а именно: «Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе») документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Пункт 5 раздела II Технические требования документации об аукционе содержит «Требования к комплектности поставки» объекта закупки - переносного мобильного расточного станка (пункт 5.1) и комплектующим: «гидравлический двигатель привода вращения шпинделя объем 97см3/оборот» (подпункт 5.1.8), «гидравлический двигатель привода вращения шпинделя объем 97см3/оборот» (подпункт 5.1.9).

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России, представители Заказчика пояснили, что в данном случае требования к комплектующим и запасным частям поставки (пункт 5 Технических требований) установлены для обеспечения необходимых параметров механической обработки конструкций, указанных в пунктах 1.1, 1.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.16, 4.17 Технических требований. Указанные требования установлены Заказчиком в целях снижения металлоемкости станка, повышения точности и надежности работы, а также уровня автоматизации закупаемого оборудования. Период вращения (указанный в пунктах 5.1.8 и 5.1.9) – основной источник возмущающих воздействий, которые оказывают доминирующее влияние на амплитуду относительных колебаний инструмента и заготовки. Привод вращения передает крутящий момент во всем установленном диапазоне режимов нагружения и при этом обеспечивает минимальные виброперемещения переднего конца шпинделя. Параметры гидравлических двигателей привода вращения влияют на массо-габаритные показатели этого двигателя и получены расчетным путем как среднеквадратичное значение от необходимого момента и скорости вращения шпинделя на основании технологии обработки конструкций в труднодоступных, стесненных местах работы (пункт 2.5 Технических требований). При использовании комплектующих изделий с иными характеристиками, закупаемое оборудование не будет отвечать задачам, которые АО «ПО «Севмаш» планирует выполнять при его эксплуатации. Кроме того, закупка комплектующих несоответствующих требованиям, установленным в документации об аукционе, может привести к перегрузке системы станка, что не даст возможности механизмам работать по жестким упорам, и при этом обеспечивать точный контроль действующих усилий путем регулирования давления прижима.

Ссылка Заявителя на то, что Заказчик подталкивает производителя к использованию определенных комплектующих, не производимых в РФ и тем самым ограничивает возможность Заявителя принять участие в закупочной процедуре, является необоснованной, поскольку Заявитель не представил доказательств указания Заказчиком в Техническом задании иностранных комплектующих. Участник закупочной процедуры может представить как оборудование Российского производства, так и оборудование, которое отвечает требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 №719, имеющую определенную долю иностранных комплектующих.

Таким образом, у Заказчика существует обоснованная потребность в оборудовании с комплектующими изделиями с установленными им характеристиками.

Указанные в разделе II Технических требований документации об аукционе обозначения не являются товарными знаками, моделями, знаками обслуживания, фирменными наименованиями и патентами. В связи с этим и с учетом статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» указание слов «или эквивалент» и описание критериев эквивалентности не требуется.

Учитывая нормы ФЗ «О контрактной системе», основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных ФЗ «О контрактной системе» ограничений.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что из документации об аукционе не усматривается, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.

При рассмотрении документов о проведении электронного аукциона Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.10.2018 было подано 3 заявки. Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что включение в техническое задание требований к закупаемому товару с комплектующими изделиями с установленными характеристиками, является потребностью Заказчика и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушений ФЗ «О контрактной системе» не установлено.

Комиссия Архангельского УФАС России при рассмотрении данной жалобы нарушения статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» не усматривает.

Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО УК "Волга Менеджмент" необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

      И.Ю. Короткова

 

Члены комиссии

 

 

  О.Г. Спиридонова

 

 

  

              Л.А. Чирова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны