Решение №04-05/596 Решение по делу №19оз-14 (заявитель: ООО «Двина-Строй Проект... от 2 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

31 января 2014 года                                                                                                г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Лобов С.В.

Заместитель начальника отдела контроля закупок,

 

на основании статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», совместного письма Министерства экономического развития от 27.12.2013 № 29401-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы от 30.12.2013 № АД/53811/13, статей 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 (далее – Административный регламент),

в присутствии представителей от:

Заказчика - Государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»: Коновалова М.П. (доверенность от 19.06.2012 № б/н);

Уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области: Грековой Н.А. (доверенность от 01.07.2013 № б/н), Шантуриной Г.О. (доверенность от 22.04.2013 № 07-Д);

Министерства культуры Архангельской области: Охремчука В.П. (доверенность от 10.01.2014 № б/н).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

24 января 2014 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Двина-Строй Проект» (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (далее – Заказчик),  при проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства здания фондохранилища государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» в г. Архангельске для (извещение № 0124200000613004659).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика в связи с неправомерным, по мнению Заявителя, установлением требования о предоставлении в составе заявки помимо копии свидетельства о допуске к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, также копии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия или копии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

По мнению Заявителя, таким требованием Заказчик ограничил добросовестную конкуренцию, а также возможность участия в конкурсе наибольшего количества лиц.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 30.01.2013 № 314-05/95, также ходатайствовал о привлечении в заседание Комиссии Архангельского УФАС России начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Архангельской области.

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов» внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп (ред. от 03.04.2012) контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Архангельской области и нужд бюджетных учреждений Архангельской области.

Взаимодействие Уполномоченного органа и государственных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных и иных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственные нужд Архангельской области и нужд государственных бюджетных учреждений Архангельской области» от 13 ноября 2012 года № 498-пп (далее - Постановление № 498-пп).

Согласно Постановлению № 498-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на организацию размещения заказа. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает конкурсную документацию и организует размещение заказа.

25.12.2013 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000613004659 о проведении открытого конкурса и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства здания фондохранилища государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» в г. Архангельске для (далее – документация об аукционе).

Документация об аукционе утверждена и.о. руководителя контрактного агентства Архангельской области.

Начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора – 35 000 000,00 руб.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень). В соответствии с этим Перечнем саморегулируемые организации (далее - СРО) в области изысканий и проектирования осуществляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 5 статьи 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 рассматриваемой статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

В соответствии с частью 5.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в Перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Из указанных норм ГрК РФ следует, что выполнение проектных работ предполагает деятельность по организации проектных работ и лицо, осуществляющее выполнение проектных работ, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по проектированию объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О размещении заказов» должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации проектирования.

Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.

Вместе с тем, в документации об открытом конкурсе имеется требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия или на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что данное требование включено в документацию об аукционе в связи с особенностями процедуры проектно-изыскательских работ для объектов культурного наследия, которые заключаются в следующем.

Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об объектах культурного наследия») установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 указанной статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

В силу части 2 статьи 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия» выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (часть 3 рассматриваемой нормы).

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, разрешений на проведение работ по сохранению этих объектов, а также согласованию проектной документации на проведение работ по их сохранению в Архангельской области и Ненецком автономном округе установлен административным регламентом, утвержденным Постановлением Минкультуры Архангельской области от 15.05.2012 № 2 (далее – Регламент).

Согласно подпункту 1 пункта 25 Регламента для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заявитель представляет в министерство запрос о предоставлении государственной услуги, который включает в себя при проведении научно-исследовательских работ по сохранению объекта культурного наследия:

  • заявление о выдаче разрешения на проведение научно-исследовательских работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • договор на выполнение научно-исследовательских работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • перечень и объем научно-исследовательских работ, на которые запрашивается разрешение;
  • распорядительный документ о назначении лица, ответственного за осуществление научно-методического руководства и авторского надзора (если осуществление научно-методического руководства и авторского надзора предусмотрено заданием).

Пунктом 56 Регламента установлено, что в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги ответственный исполнитель подготавливает разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (составляется по форме согласно приложениям № 11 и 12 к рассматриваемому административному регламенту).

В соответствии с приложением № 11 к Регламенту в пункте 5 формы разрешения на проведение научно-исследовательских (изыскательских, проектных) работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального (регионального) значения (выявленного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации) указываются данные  (серия,  номер,  срок  действия)  лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Из вышеуказанного следует, что победитель рассматриваемого конкурса должен иметь соответствующую лицензию. В противном случае ему будет отказано в выдаче разрешения на проведение проектно-изыскательских работ.

Представители Заказчика и Министерства культуры Архангельской области пояснили, что в рамках проектно-изыскательских работы, которые подлежат выполнению в рамках договора, заключенного по результатам процедуры торгов, включают в себя проектно-изыскательские работы в отношении непосредственно здания фондохранилища, а также в отношении приспособления ряда уже имеющихся объектов культурного наследия, указанных в списке памятников истории, культуры и архитектуры г. Архангельска, утвержденным решением Архангельского областного совета народных депутатов от 19.10.1987 № 109, для современного использования, посредством их объединения со зданием фондохранилища.

Статьей 44 ФЗ «Об объектах культурного наследия» установлено, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования -  это научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Комиссия Архангельского УФАС России соглашается с мнением Заказчика о том, что проектно-изыскательские работы в отношении здания фондохранилища и в отношении приспособления имеющихся объектов культурного наследия для современного использования являются единым неделимым процессом, который должен осуществляться в рамках одного договора, а, следовательно, быть предметом одного размещения заказа.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что подобными действиями Заказчик, Уполномоченный орган ограничили конкуренцию.

При подобных обстоятельствах в действиях Заказчика, Уполномоченного органа по установлению требования о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия или копии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия отсутствуют нарушения норм ФЗ «О размещении заказов».

Руководствуясь частью 5 статьи 17 и частью 6 статьи 60 ФЗ «О размещении заказов», Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Двина-Строй Проект»  необоснованной.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                             Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                                           С.В. Лобов


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны