Решение №04-05/6497 Решение 514оз-15 от 17 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 514оз-15

 

Заказчики:

51 Заказчик

(см. приложение № 1 к

настоящему Решению)

 

Уполномоченный орган

(единая комиссия):

Контрактное агентство

Архангельской области

163000, г. Архангельск,

ул. Выучейского, д. 18, оф. 904

E-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная

торговая площадка»

117312, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО «Фармахан»

115230, г. Москва,

Варшавское шоссе, 6А, стр.4

E-mail: info@farmahan.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

11 ноября 2015 года                                                                                                г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя: ООО «Фармахан» - Зверева Д.В. (доверенность от 03.11.2015 № 73);

Главного распорядителя средств областного бюджета - министерства здравоохранения Архангельской области: Медникова В.Н. (доверенность от 10.11.2015 № 01-01-14/д2755);

Уполномоченного органа: контрактного агентства Архангельской области – Хабарова В.В. (доверенность от 07.04.2015 № 06-Д);

Заказчики надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на заседание Комиссии Архангельского УФАС России не направили.

УСТАНОВИЛА:

03 ноября 2015 года в ФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба    ООО «Фармахан» (далее – Заявитель) на действия заказчиков – государственных бюджетных учреждений здравоохранения Архангельской области (51 заказчик согласно Приложению № 1 к настоящему решению) (далее – Заказчики), Уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контрактов на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами на 2016 год (извещение № 0124200000615005392). В Архангельское УФАС России жалоба поступила 06 ноября 2015 года.

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчиков, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в  объяснениях по жалобе от 10.10.2015 № 314-05-1254.

Заказчиками – ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница», ГБУЗ АО «Вельская центральная районная больница», ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2», ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница», ГБУЗ АО «Новодвинская центральная городская больница», ГБУЗ АО «Мирнинская центральная городская больница», ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 4» предоставлены письменные пояснения по делу № 514оз-15.

Остальные Заказчики письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представили.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп Уполномоченный орган является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Отношения, возникающие между Уполномоченным органом, главными распорядителями и заказчиками при проведении совместных аукционов в электронной форме регулируются Порядком взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, главных распорядителей средств областного бюджета, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области при проведении совместных конкурсов и аукционов, утвержденным постановление Правительства Архангельской области от 08 июля 2014 года № 272-пп (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка заказчики направляют главным распорядителям заявку на осуществление закупки способом электронного аукциона по форме согласно приложению № 2 к Порядку.

Согласно пунктам 10-12 Порядка главный распорядитель разрабатывает и направляет в Уполномоченный орган сводную заявку на осуществление закупки способом электронного аукциона по форме согласно приложению № 4 к Порядку.

Главным распорядителем средств областного бюджета - министерством здравоохранения Архангельской области (далее – министерство) разработана и направлена в Уполномоченный орган сводная заявка о проведении совместных торгов от 23.09.2015 № 01-01-14/а1267 на осуществление закупки способом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами на 2016 год.

14.10.2015 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000615005392 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами на 2016 год (далее – документация об аукционе).

19.10.2015 на официальном сайте размещены извещение и документация об аукционе с изменениями.

Начальная (максимальная) цена контракта – 387 271 251,35 рубля.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

 

По мнению Заявителя, фактически объектом закупки является поставка лекарственных препаратов и начальная (максимальная) цена контракта определена исходя из стоимости закупаемых лекарственных препаратов. В связи с этим, в жалобе Заявитель указал на то, что в предмет одного лота неправомерно объединены лекарственные препараты с МНН, которые не имеют зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов по форме выпуска и дозировке и производятся единственным производителем, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает предельное значение начальной (максимальной) цены контракта, установленное Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 № 929.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 указанного Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями установлено Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 № 929.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Уполномоченного органа и министерства здравоохранения Архангельской области пояснили, что в рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций Архангельской области необходимыми лекарственными препаратами, а не поставка товара – лекарственных препаратов. Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 № 929 применимо к договору поставки лекарственных средств и не применяется к договору оказания услуг.

Комиссия Архангельского УФАС России, ознакомившись с представленными документами, установила следующее.

В извещении о проведении электронного аукциона, а также в пункте 1 раздела I «Общие положения» документации об аукционе объект закупки определен как оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами на 2016 год.

Раздел II «Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит перечень лекарственных препаратов, а также условия оказания услуги, а именно:

«Исполнитель в течение всего срока оказания услуг обязуется осуществлять следующие обязательства:

- обеспечить наличие  в организациях   лекарственных препаратов  по номенклатуре и  в объеме, предусмотренном контрактом в течение всего периода исполнения контракта;

- при хранении лекарственных препаратов:

а) соблюдать условия хранения лекарственных препаратов в соответствии с требованиями нормативных документов;

б) контролировать сроки годности лекарственных препаратов;

в) вести раздельный учет движения лекарственных препаратов  на бумажном и электронном носителях;

г) выполнять требования заказчика, включая обеспечение доступа к хранимым лекарственным препаратам;

- приемка, проверка правильности оформления,  корректировка и таксировка заявок (требований – накладных отделений медицинских организаций) в соответствии с требованиями действующих нормативно- правовых документов,

- обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами осуществляется  согласно плановым заявкам (требованиям – накладным отделений медицинских организаций), подписанным со стороны заказчиков и переданных исполнителю, в течение 3-х рабочих дней    после получения заявки (требований – накладных отделений медицинских организаций),  где   указывается наименование и количество  заявленных  лекарственных  препаратов,

- обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами  осуществляется согласно  срочным (экстренным) заявкам (требованиям – накладным отделений медицинских организаций) подписанным со стороны заказчиков и переданных исполнителю, в течение 4-х часов после получения заявки (требований – накладных отделений медицинских организаций),    где указывается наименование и количество заявленных лекарственных препаратов,

- транспортировка (доставка) лекарственных препаратов из организаций (для термолабильных – с соблюдением «холодовой цепи»), в медицинские организации, согласно   письменным плановым и срочным заявкам (требованиям – накладным отделений медицинских организаций), доставка осуществляется до места, указанного уполномоченным лицом  медицинской организации,   

- отпуск лекарственных препаратов осуществляется уполномоченному лицу  медицинской организации по доверенности,  

- обеспечение информационно-технологического взаимодействия с  заказчиками,  

- предоставление бухгалтерской и иной отчетной документации заказчикам,

- проведение информационной работы среди медицинских работников о лекарственных препаратах, способах их применения, возможности замены, условиях хранения и по другим  профессиональным вопросам,

- контроль правильности оформления сопроводительных документов и документов подтверждающих качество лекарственных препаратов».   

Кроме того, данные условия оказания услуг предусмотрены также пунктом 4.1 проекта контракта.

Исходя из вышеизложенного, объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций Архангельской области необходимыми лекарственными препаратами, а не поставка лекарственных препаратов.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из анализа положений ФЗ «О контрактной системе» следует, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к товарам, услугам и работам, исходя из собственных потребностей. Вместе с тем, при осуществлении закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг Заказчик обязан соблюдать требования статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», запрещающие устанавливать требования к товару, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России установлено, что описание объекта закупки указано в документации об аукционе в соответствии с потребностями заказчиков, что не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Поскольку объектом закупки является оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами требования, установленные пунктом 6 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» и Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 № 929, не применяются

Методы определения и обоснования заказчиками начальной (максимальной) цены контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотрены в статье 22 ФЗ «О контрактной системе».

Материалами дела установлено, что начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе» определена и обоснована посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании трех коммерческих предложений.

Представитель министерства здравоохранения Архангельской области в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в начальную (максимальную) цену контракта, указанную в документации об аукционе, включены все расходы, связанные с оказанием услуг исполнителем, которые включают в себя стоимость обеспечения лекарственными препаратами медицинских организаций,  обеспечением режима предоставления исполнителем  информации об оказанных услугах Заказчику, ведением учета на бумажном и электронном носителях оказанных услуг, предоставлением исполнителем отчетности, оплатой всех налогов (НДС в т.ч.) и пошлин, а также прочие расходы, связанные с исполнением контракта.

Пунктом 2.3 проекта контракта также предусмотрено, что «Цена  Контракта включает в себя все расходы, связанные с оказанием Услуг Исполнителем, включающие в себя стоимость обеспечения лекарственными препаратами  медицинских организаций, обеспечением режима предоставления Исполнителем  информации об оказанных Услугах Заказчику, ведением учета на бумажном и электронном носителях оказанных Услуг, предоставлением Исполнителем отчетности, оплатой всех налогов (НДС в т.ч.) и пошлин, а также прочие расходы, связанные с исполнением Контракта».

Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана Заказчиками в соответствии с нормами статьи 22 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

В жалобе Заявитель указывает на то, что в документации об аукционе установлены требования к участникам закупки, объектом которой является закупка лекарственных препаратов, о наличии материальных ресурсов для исполнения контракта, что не предусмотрено ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено.

В пункте 1.2 раздела II «Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе установлено следующее: «Оказание услуг осуществляется организациями исполнителя, имеющими лицензию осуществление фармацевтической деятельности: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения или лицензию на осуществление фармацевтической деятельности: оптовая торговля (далее – организации).  Количество таких организаций – не менее 2-х, в том числе:  одна  организация должна быть расположена в г. Архангельске,  или г. Северодвинске,  или г. Новодвинске или Приморском районе  Архангельской области,  вторая  организация должна быть расположена в г. Котласе или Котласском районе или г. Шенкурске или Красноборском районе или Виноградовском районе Архангельской области».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель министерства здравоохранения Архангельской области пояснил, что вышеуказанное требование является требованием к оказанию услуги при исполнении контракта, а не к участнику закупки.

Согласно письменным пояснениям Заказчика – ГБУЗ АО «Новодвинская центральная городская больница» от 10.11.2015 № 956, требование о наличии 2-х организаций исполнителя, имеющими лицензию осуществление фармацевтической деятельности, и находящихся в разных населенных пунктах Архангельской области позволит заказчикам своевременно получать лекарственные препараты по своим заявкам в кратчайшие сроки, необходимые для оказания качественной и своевременной медицинской помощи населению.

Соответственно, указанное требование в документации об аукционе является характеристикой услуги, соответствующей потребности заказчиков - медицинских учреждений Архангельской области, что не противоречит требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

По мнению Заявителя, в документации об аукционе в один лот объединена закупка лекарственных препаратов по 577 международным непатентованным наименованиям, следовательно, участниками закупки могут стать только организации имеющие возможность поставить весь ассортимент закупаемых лекарственных препаратов, что является ограничением конкуренции при проведении торгов и нарушает требования законодательства о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частями 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 указанной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что само по себе объединение в один лот аукциона лекарственных препаратов по 577 международным непатентованным наименованиям не приводит к ограничению количества участников закупки и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, такое объединение не является противоречащим антимонопольному законодательству и законодательству о контрактной системе.

Материалами дела установлено, что в рассматриваемом случае проводится закупка на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами в целях обеспечения непрерывного лечебного процесса в соответствии с потребностями заказчиков, спецификой их деятельности, необходимостью бесперебойного и своевременного обеспечения пациентов лекарственными препаратами.

Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих доводы об ограничении конкуренции. Факт ограничения конкуренции в заседании Комиссии Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Фармахан» необоснованной.

 

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны