Решение №04-05/6636 Решение по делу №382оз-13 (заявитель: ООО «Навигатор-Т») от 11 июля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

01 ноября 2013 года                                                                                                  г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа,

Лобов С.В.

Заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа,

 

на основании статей 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 (далее – Административный регламент),

в присутствии представителей от:

Заказчика – ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2»: Нутрихиной К.С. (доверенность от 19.08.2013 № 9);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

25 октября 2013 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, поступила жалоба ООО «Навигатор-Т» (далее - Заявитель) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2» (далее – Заказчик),  при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на поставку средств индивидуальной защиты (извещение № 0324300037813000037).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика по установлению в запросе котировок требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.

Заявитель считает, что в техническом задании запроса котировок содержатся характеристики защитного капюшона, которые соответствуют единственному защитному капюшону – «Феникс-2».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 31.10.2013 № 2539.

В заседании комиссии представитель ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2» по доверенности поддержал доводы изложенные в объяснениях по жалобе.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов» внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.

21.10.2013 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324300037813000037 о проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на поставку средств индивидуальной защиты (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора – 96 200,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок                                      № 0324300037813000037-П от 28.10.2013 (далее – протокол от 28.10.2013) на участие в запросе котировок было подано 3 котировочные заявки, из них одному участнику размещения заказа (ООО «Навигатор-Т») было отказано в допуске к участию в запросе котировок. Победителем в проведении запроса котировок признано ООО «Спецзащита-Юг» с предложением о цене гражданско-правового договора – 80 000,00 руб. Лучшее предложение о цене гражданско-правового договора после победителя сделано участником размещения заказа – ООО «ПТА-Центр» и составило 92 300,00 рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 43 ФЗ «О размещении заказов» запрос котировок должен содержать сведения о наименовании, характеристиках и количестве поставляемых товаров, наименовании, характеристиках и объеме выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Заказчиком в приложении к Извещению (файл «техническое задание.doc»)  (далее – техническое задание) установлены требования к количественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, а именно:

«Назначение изделия: Противогаз – самоспасатель предназначен для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица и головы людей от паров, газов и аэрозолей опасных химических веществ (включая продукты горения). Может использоваться при эвакуации взрослых и детей старше 7-ми лет из зданий, сооружений и объектов различного назначения (жилых, промышленных, общественного пользования, образовательных, медицинских, железнодорожного и автомобильного транспорта, метрополитена и т.п.), а также зон химического заражения в случае техногенных аварий и террористических актов.

Противогаз - самоспасатель применяется при объемной доле кислорода в воздухе не менее 17%, относительной влажности воздуха до 98% и температуре воздуха, не превышающей 60 С.

Комплектность изделия Противогаз-самоспасатель:

  • противогаз-самоспасатель в сборе в индивидуальной герметичной упаковке с защитной голограммой - 1 шт.;
  • сумка (футляр);
  • паспорт с руководством по применению - 1 шт.

Срок хранения изделия Противогаз-самоспасатель:  не менее 5 лет (в штатной вакуумной упаковке).

Масса изделия Противогаз-самоспасатель:  не более 250 г, в упаковке не более 300 г.

Устойчивость к воспламенению:  материалы противогаз-самоспасательные воспламеняются и не горят после воздействия температуры 800±50оС

Защитные свойства изделия Противогаз-самоспасатель  по аэрозолям:  коэффициент проницаемости по аэрозолям - не более 1 %.

Защитные свойства изделия Противогаз-самоспасатель  по парам и газам опасных химических веществ: 

Противогаз – самоспасатель защищает от опасных химических веществ групп А, АХ, В, Е, К и СО:

А - ацетонитрил, акрилонитрил, бензол и его производные, метилакрилат, метилбромид, метилмеркаптан, этилмеркаптан, этиленсульфид хлорпикрин, циклогексан, фосфорорганические вещества;

АХ - акролеин;

Б - хлор, сероводород, сероуглерод, синильная кислота, фосген;

Е - диоксид серы, хлористый водород, водород бромистый;

К - аммиак, диметиламин, триметиламин;

СО - монооксид углерода.

Время защитного действия противогаза-самоспасателя - не менее 30 минут.

Ростовочный ассортимент изделия:

противогаз-самоспасатель не требует подбора и подгонки по размерам и может использоваться людьми с любыми размерами лица и головы, в том числе имеющими длинную прическу, усы, бороду, очки.

Количество поставки – 50 штук.

Качество товара должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и подтверждаться соответствующим документами, оформленными в соответствии с требованиями нормативной документации».

Заявитель в жалобе указал на то, что техническим характеристикам, установленным в Извещении, соответствует только конкретный товар – «Феникс-2», а именно таким как:

  • требование к возможности использования взрослыми и детьми с 7 лет. Согласно требованиям подпункта 4.1.4 ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие применяются только с 12 лет;
  • требование к времени защитного действия не менее 30 минут, ограничивает количество участников запроса котировок, так как в соответствии с пунктом 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009 время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 минут;
  • требование к массе изделия – не более 250 г., в упаковке не более 300 г. (только противогаз – самоспасатель «Феникс-2» соответствует данному требованию).

В совокупности установленных требований, под требования указанные Заказчиком в техническом задании, по мнению Заявителя, не подходит ни один самоспасатель фильтрующий, имеющийся на функционирующем рынке.

В ходе заседания Комиссии Архангельского УФАС России стало известно следующее.

1. 15 ноября 2012 года органом, осуществляющим государственный надзор в области гражданской обороны, в адрес ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2» выдано предписание № 52/3/1-1 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны. В указанном ненормативном правовом акте предписано ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2», в том числе обеспечить учреждение средствами индивидуальной защиты, обновить имеющиеся запасы ГО, восполнить недостающие запасы ГО в соответствии с номенклатурой.

ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2» содержит в своем составе педиатрическое отделение, дневной педиатрический стационар, в которых находятся дети от 0 до 18 лет. Количество прикрепленного детского населения составляет 15 171 человек, взрослого – 57 292 человека.

Плановое количество посещений в смену – 1300 посещений. Количество пациентов, находящихся на лечении в дневном педиатрическом стационаре составляется 20-40 человек в день.

Подобная структура пациентов поликлиники вызывает необходимость иметь запас самоспасателей пригодных к применению детьми.

Кроме того, при изучении рынка самоспасателей установлено, что имеются модели, которые применяются взрослыми и детьми с 7 лет, что делает обоснованным установление Заказчиком подобного требования. В характеристиках самоспасателя «Феникс-2» указано, что изделие применяется взрослыми и детьми с 7 лет, а УФМС «Шанс-Е» выпускается в двух модификациях: четвертьмаска - с 7 лет и полумаска – с 12 лет.

2. ГОСТ Р 53261-2009 устанавливает минимальное время защитного действия самоспасателя 15 минут, в то время как по времени защитного действия производители предлагают следующие модели самоспасателей:

  • Самоспасатель СПИ-50 – не менее 50 минут;
  • УФМС «Шанс-Е» - не менее 30 минут;
  • Противогаз-самоспасатель «Феникс-2» - не менее 30 минут;
  • Газодымозащитный комплект ГДЗК-У - не менее 30 минут;
  • Самоспасатель фильтрующий ГДЗК – не менее 30 минут;
  • Самоспасатель промышленный изолирующий СПИ-20 – не менее 20 минут;
  • Самоспасатель PARAT C – не менее 15 минут;
  • Самоспасатель фильтрующий противопожарный СФП – не менее 15 минут.

Представитель Заказчика пояснила, что время защитного действия Заказчиком установлено не менее 30 минут в связи с тем, что это соответствует его потребностям.

3. Пунктом 4.1.8 ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что масса рабочей части самоспасателя не должна быть более 1 кг. В ходе заседания было установлено, что Заказчик заинтересован в приобретении самого легкого самоспасателя, имеющегося на рынке, в связи с тем, что данные изделия, как указывалось выше, предназначены для использования, в том числе и детьми.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заказчик устанавливает требования к товарам, требующимся к поставке, исходя из собственных потребностей. Потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом в ФЗ «О размещении заказов» отсутствуют ограничения по наличию требований к Заказчику в части обоснования своих потребностей, при установлении требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

Более того, довод Заявителя о том, что «согласно требованиям пункта 4.1.4 ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие применяются только с 12 лет», неправомерен в силу того, что пунктом 4.1.4 ГОСТ Р 53261-2009 установлен коэффициент подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) в подмасочное пространство капюшона (должен быть не более 2%) - для людей старше 12 лет или имеющих размер шеи более 3,0 дм, а не применение самоспасателей с 12 лет.

Кроме того, в силу части 1 статьи 8 ФЗ «О размещении заказов», участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Товар, соответствующий требованиям запроса котировок, не является эксклюзивным на территории РФ, и может быть поставлен любым юридическим или физическим лицом, что подтверждается количеством участников в данном запросе котировок (представлено 3 котировочные заявки согласно Протоколу от 28.10.2013).

Комиссией Архангельского УФАС России не установлены требования в запросе котировок на поставку средств индивидуальной защиты, которые влекут за собой ограничение количества участников запроса котировок.

При таких обстоятельствах нарушений пункта 4 статьи 43 ФЗ «О размещении заказов» со стороны Заказчика, не выявлено.

Из технического задания следует, что Заказчику требуется самоспасатель со следующими характеристиками:

  1. возможность использования при эвакуации взрослых и детей старше 7-ми лет;
  2. применение при объемной доле кислорода в воздухе не менее 17%, относительной влажности воздуха до 98% и температуре воздуха, не превышающей 60 С;
  3. комплектность: противогаз-самоспасатель, сумка (футляр), паспорт с руководством по применению;
  4. срок хранения изделия:  не менее 5 лет;
  5. масса изделия:  не более 250 г., в упаковке не более 300 г.;
  6. устойчивость к воспламенению:  материалы противогаз-самоспасательные воспламеняются и не горят после воздействия температуры 800±50оС;
  7. защитные свойства: коэффициент проницаемости по аэрозолям - не более 1 %; защищает от опасных химических веществ групп А, АХ, В, Е, К и СО;
  8. противогаз-самоспасатель не требует подбора и подгонки по размерам;
  9. время защитного действия противогаза-самоспасателя - не менее 30 минут.

Материалами дела установлено, что в котировочной заявке ООО «Спецзащита-Юг» отсутствуют характеристики предлагаемого к поставке изделия по позициям 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Частью 3 статьи 47 ФЗ «О размещении заказов» установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Следовательно, котировочная заявка ООО «Спецзащита-Юг» должна быть отклонена в связи с тем, что не соответствует требованиям, установленным техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью запроса котировок.

Таким образом, котировочная комиссия, рассмотрев и не отклонив котировочную заявку, которая не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок № 0324300037813000037, нарушила часть 3 статьи 47 ФЗ «О размещении заказов».

Согласно части 4 статьи 47 ФЗ «О размещении заказов» результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте.

Заказчик в своем объяснении на жалобу указал, что в котировочной заявке ООО «Навигатор-Т» указан газодымозащитный комплекс ГДЗК, который имеет массу без упаковки – 750 г., в упаковке – 950 г., что не соответствует требованиям технического задания.

Также, представитель Заказазчика указал Комиссии Архангельского УФАС России на то, что в заявке ООО «Навигатор-Т» отражено, что самоспасатель «может использоваться при эвакуации взрослых и детей старше 12 лет», что также не соответствует техническому заданию.

Кроме того, Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что характеристики предлагаемого к поставке ООО «Навигатор-Т» самоспасателя не соответствуют характеристикам, в отношении химических веществ, от которых защищает самоспасатель.

Так, в техническом задании указаны химические вещества групп А, АХ, В, Е, К и СО, в заявке ООО «Навигатор-Т» указано, что «ГДЗК защищает от опасных химических веществ по тест-веществам в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009. Вместе с тем, пунктом 4.1.3 ГОСТа установлено, что время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин. при воздействии на него следующих тест-веществ:

- монооксида углерода;

- водорода хлорид ;

- водорода цианид;

- акролеина.

Из подобных формулировок в котировочной заявке и ГОСТе невозможно достоверно установить соответствует ли предлагаемый к поставке самоспасатель характеристикам, установленным в техническом задании.

Комиссия Архангельского УФАС России, оценив сведения, содержащиеся в протоколе от 28.10.2013, пришла к выводу, что котировочной комиссией не указаны все причины, по которым была отклонена котировочная заявка ООО «Навигатор-Т».

Таким образом, котировочная комиссия нарушила часть 4 статьи 47 ФЗ «О размещении заказов».

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 ФЗ «О размещении заказов» запрос котировок должен содержать сведения о форме котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

Форма котировочной заявки должна соответствовать требованиям, установленным статьей 44 ФЗ «О размещении заказов», согласно которой котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;

4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Как видно из приведенной нормы, перечень сведений, которые должна содержать котировочная заявка, является закрытым. Никаких иных сведений представлять в котировочной заявке не требуется, при проведении запроса котировок участник размещения заказа сообщает в котировочной заявке минимум информации, который строго регламентирован статьей 44 ФЗ «О размещении заказов».

Заказчиком к извещению о проведении запроса котировок приложена форма котировочной заявки, которая содержит требование для обязательного заполнения участниками размещения заказа сведений о Ф.И.О. руководителя, телефоне, факсе, адресе электронной почты участника размещения заказа.

Таким образом, Заказчик, установив требования о представлении сведений о Ф.И.О. руководителя, телефоне, факсе, адресе электронной почты, которые являются излишними, нарушил требования статьи 44 ФЗ «О размещении заказов».

В силу части 1 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов» заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 указанного Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

Извещением установлено время и день окончания подачи котировочных заявок – 25.10.2013 в 14:00.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Частью 1 статьи 194 ГК РФ установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Исходя из требований части 1 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов», статей 191, 194 ГК РФ, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта менее двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также согласно производственному календарю на 2013 год, четырьмя рабочими днями периода срока подачи заявок на участие в запросе котировок с момента размещения Извещения (т.е. с 21.10.2013) являются: 22.10.2013, 23.10.2013, 24.10.2013, 25.10.2013.

Следовательно, датой окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом запросе котировок должно быть установлено 26.10.2013.

Однако 26.10.2013 является нерабочим днем. Согласно статье 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следовательно, датой окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом запросе котировок должно быть установлено 28.10.2013 (до конца рабочего дня Заказчика).

Таким образом, Заказчик, сократив срок подачи котировочных заявок, нарушил часть 1 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов».

Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 ФЗ «О размещении заказов», Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Навигатор-Т»  необоснованной.

2. Признать Заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2», нарушившим статью 44, часть 1 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов».

3. Признать котировочную комиссию нарушившей части 3 и 4 статьи 47 ФЗ «О размещении заказов».

4. Заказчику, котировочной комиссии выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О размещении заказов», а именно:

4.1. Заказчику, котировочной комиссии отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0324300037813000037-П от 28.10.2013. Разместить информацию об отмене указанного протокола на сайте электронной площадки.

4.2. Рассмотреть поступившие котировочные заявки вновь с учетом Извещения и действующего законодательства.

5. Заказчику, единой комиссии исполнить пункты 4.1, 4.2, настоящего решения (предписания) в срок до 15 ноября 2013 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

6. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                             Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                                           С.В. Лобов


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны