Решение №04-05/6726 Решение по делу №392оз-13 (заявитель: ООО "айТюб") от 11 декабря 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

07 ноября 2013 года                                                                                                  г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа,

Вознесенская Н.В.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

 

на основании статей 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 (далее – Административный регламент),

 

в присутствии представителей от:

Заказчика: Тепсаевой А.У. (доверенность от 06.11.2013), Петухова А.В. (доверенность от 06.11.2013);

Уполномоченного органа: Шантуриной Г.О. (доверенность от 22.04.2013 № 07-Д), Правдиной Е.А. (доверенность от 22.04.2013 №12-Д),

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

31 октября 2013 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, поступила жалоба ООО «айТюб» (далее - Заявитель) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская станция переливания крови» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку автоматических систем электрофореза белковых фракций (извещение № 0124200000613003188).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи со следующим:

1) В документации об аукционе установлены требования к товару, которым удовлетворяет только автоматическая система электрофореза белков в агарозном геле Interlab G26 производства компании Interlab S.r.l. (Италия), что влечет ограничение количества участников размещения заказа;

2) Разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме, не разъясняют сути запросов от 16.10.2013, 22.10.2013, 25.10.2013.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 07.11.2013 № 01/2356.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 06.11.2013 № 314-05-992.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов» внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп (ред. от 03.04.2012) контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Архангельской области и нужд бюджетных учреждений Архангельской области.

Взаимодействие Уполномоченного органа и государственных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской облаем «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных и иных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственные нужд Архангельской области и нужд государственных бюджетных учреждений Архангельской области» от 13 ноября 2012 года № 498-пп (далее - Постановление № 498-пп).

Согласно Постановлению № 498-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на организацию размещения заказа. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об открытом аукционе в электронной форме и организует размещение заказа.

Уполномоченным органом 11.10.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000613003188 о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку автоматических систем электрофореза белковых фракций (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора бюджетного учреждения – 4 556 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ОАО «Единая электронная торговая площадка».

 

В силу части 1 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов» документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного Федерального закона.

Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказа» установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Частью 3.1 статьи 34 ФЗ «О размещении заказов» установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Из смысла вышеуказанных норм ФЗ «О размещении заказов» следует, что заказчик устанавливает требования к товарам, требующимся к поставке, исходя из собственных потребностей. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом в  ФЗ «О размещении заказов» отсутствуют ограничения по наличию требований к заказчику в части обоснования своих потребностей при установлении требований к поставляемому товару, по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Вместе с тем, при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг Заказчик обязан соблюдать требования части 3.1 статьи 34 ФЗ «О размещении заказов», запрещающие устанавливать требования к товару, работам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого размещается заказ, и об условиях исполнения контракта» документации об открытом аукционе содержит требования, установленные Заказчиком к количественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара (далее- техническое задание).

Заявитель считает, что техническим характеристикам удовлетворяет только автоматическая система электрофореза белков в агарозном геле Interlab G26 производства компании Interlab S.r.l. (Италия), что влечет ограничение количества участников размещения заказа.

Как установлено в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, техническое задание разрабатывалось на основе двух автоматических систем Interlab G26 Cormay S.A. Польша, SAS-4 HELENА BioSense, Великобритания, что подтверждается сравнительной таблицей указанных анализаторов (имеется в материалах дела).

Согласно сравнительной таблице оценка результатов рассматриваемых автоматических систем – автоматическая денситометрия (позиция 13 технического задания).

Однако, детекция результатов автоматической системы SAS-4 HELENА возможна как вручную, так и при помощи сканера (подтверждается техническими характеристиками SAS-4 HELENА, приложенными к заявке Заказчика на размещения заказа), то есть не соответствует требованию позиции 13 технического задания.

Следовательно, по всем позициям закупаемого медицинского оборудования можно поставить оборудование только одного производителя, а именно: Interlab G26 производства компании Interlab S.r.l. (Италия), что ограничивает участников размещения заказов, которые могут поставить автоматические системы электрофореза белковых фракций других производителей.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган установив в техническом задании требования к техническим характеристикам товара, которым соответствует оборудование только одного производителя, ограничил количество участников размещения заказа, тем самым нарушили часть 3.1 статьи 34, часть 1 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов».

 

Согласно части 3 статьи 41.7 ФЗ «О размещении заказов» любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.

Частью 4 статьи 41.7 ФЗ «О размещении заказов» определено, что в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.

Как установлено материалами дела, Заказчику поступило 3 запроса на разъяснение положений документации об аукционе: от 16.10.2013, 22.10.2013, 25.10.2013.

Разъяснения положений документации об аукционе размещены Уполномоченным органом на официальном сайте 18.10.2013, 24.10.2013, 28.10.2013 соответственно.

Как подтверждается материалами дела, запросы на разъяснение положений документации об аукционе, содержали в том числе вопрос о наличии или отсутствии у Заказчика лицензии на оборот (в том числе использование) веществ, содержащих в своём составе психотропное вещество барбитал или его соли. Ответ на данный вопрос не был дан Заказчиком, Уполномоченным органом, поскольку Заказчик считал, что данный вопрос не относится к предмету аукциона.

Следовательно, Заказчиком Уполномоченным органом не даны дал разъяснения на все вопросы, касающиеся положений документации об аукционе.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили часть 4 статьи 41.7 ФЗ «О размещении заказов».

 

В соответствии с подпунктом 6.1 части 3 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказа» документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 указанного Федерального закона.

Частью 4 статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказа» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

Подобный специальный порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) разработан в отношении отдельных видов медицинского оборудования и утвержден постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования» (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что Правила применяются заказчиками, уполномоченными органами при формировании начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на поставку медицинского оборудования в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) (далее – код ОКДП) 3311225, 3311231 - 3311233, 3311239, 3311241, 3311242, 3311262, 3311265, 3311266, 3311268, 3311269, 3592201, 3592202.

Согласно пункту 4 Постановления  № 498-пп неотъемлемой частью заявки Заказчика на организацию размещения заказа является в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иного указания, с приложением подтверждающих документов.

Приложение к Постановлению № 498-пп «Форма заявки на организацию размещения заказа» предусматривает указание Заказчиком кода ОКДП.

В пункте 5 заявки Заказчика на организацию размещения заказа указан код ОКДП 3311243 «Приборы и аппараты для клинико-диагностических лабораторных исследований, кроме анализаторов».

В приложении № 3 «Обоснование начальной (максимальной) цены договора»  документации об аукционе указано, что для установления начальной (максимальной) цены использованы расчеты заказчика, произведенные на основании информации о ценах товаров, являющихся предметом заказа, полученной путем направления запроса цен и предложений, а также на основании информации реестра контрактов: коммерческое предложение ЗАО «Европейская Лабораторная Компания» от 17.05.2013 № б/н, реестровая запись исполненного контракта № 0346200001011000321 от 28.04.2012.

Однако, в заявке Заказчика на организацию размещения заказа в подтверждение обоснования начальной (максимальной) цены договора содержится распечатка с официального сайта по реестровой записи контракта № 0318200075312000019.

Согласно документации об аукционе необходима к поставке автоматическая система электрофореза белковых фракций в агарозном геле. Вместе с тем, для обоснования начальной (максимальной) цены договора Заказчиком взято коммерческое предложение ЗАО «Европейская Лабораторная Компания» от 17.05.2013 на автоматическую систему капилярного электрофореза, не соответствующую требованиям технического задания, что подтверждается заявкой Заказчика на организацию размещения заказа.

Заказчик в объяснениях по жалобе сообщил, что требованиям технического задания соответствует несколько автоматических систем электрофореза, а именно:

- Автоматическая система электрофореза белков SAS1+SAS2, производства HELENА BioSciense, Великобритания;

- Автоматическая система электрофореза белков Interlab G26 производства Interlab S.r.l., Италия.

Согласно регистрационному удостоверению на автоматическую систему электрофореза белков Interlab G26 производства Interlab S.r.l., Италия; сертификату соответствия на оборудование для электрофореза cерии SAS, в том числе SAS1+SAS2, SAS4, указанные автоматические системы электрофореза относятся к коду общероссийского классификатора продукции (ОК 005) 944310, что соответствует коду ОКДП 3311241 «Анализаторы состава и свойств биологических жидкостей медицинские».

Из вышеизложенного следует, что закупаемое медицинское оборудование Общероссийским классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг отнесено к коду ОКДП 3311241, и при формировании начальной (максимальной) цены договора Заказчик обязан был руководствоваться указанными Правилами.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган не обосновав надлежащим образом начальную (максимальную) цену договора, нарушил часть 2 статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказов», пункт 2 Правил.

 

В соответствии с частью 8 статьи 16 ФЗ «О размещении заказов», информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

К информации о размещении заказа относится информация, предусмотренная данным ФЗ «О размещении заказов», и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.

Согласно частей 1, 2 статьи 41.7 ФЗ «О размещении заказов», с момента размещения информации, связанной с проведением открытого аукциона в электронной форме, на официальном сайте и на электронной площадке такая информация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте и на электронной площадке без взимания платы.

Предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка автоматических систем электрофореза белковых фракций.

Вместе с тем, как установлено в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, согласно техническому заданию документации об аукционе необходимо поставить анализатор.

Кроме того, как было указано выше, закупаемое медицинское оборудование Общероссийским классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг отнесено к коду ОКДП 3311241 «Анализаторы состава и свойств биологических жидкостей медицинские».

Следовательно, код ОКДП 3311243 «Приборы и аппараты для клинико-диагностических лабораторных исследований, кроме анализаторов», указанный в Извещении, не соответствует коду ОКДП и виду фактически закупаемого товара. Выявленное несоответствие препятствует участию в открытом аукционе в электронной форме заинтересованных лиц, поскольку затрудняет поиск заказа, что нарушает права и законные интересы участников размещения заказа.

Таким образом, указание Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении неправильного кода ОКДП, некорректного наименования аукциона, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и нарушает часть 2 статьи 41.7 ФЗ «О размещении заказов».

 

Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России заявили ходатайство об аннулировании данного аукциона в связи с признанием выявленных нарушений ФЗ «О размещении заказов».

 

Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 ФЗ «О размещении заказов», Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «айТюб» обоснованной.

2. Признать Заказчика Уполномоченный орган нарушившими часть 2 статьи 19.1, части 2 и 4 статьи 41.7, часть 3.1 статьи 34, часть 1 статьи 41.6 ФЗ «О размещении заказов», пункт 2 Правил.

3. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии, созданной Уполномоченным органом, оператору электронной площадки - ОАО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О размещении заказов», а именно:

3.1. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии, созданной Уполномоченным органом, аннулировать открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку автоматических систем электрофореза белковых фракций (извещение № 0124200000613003188) посредством отмены всех документов, составленных в ходе размещения заказа.

Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии, созданной Уполномоченным органом, возможность исполнить данный пункт решения (предписания).

3.2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания) прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

4. Пункт 3.1 решения (предписания) исполнить в срок до 22 ноября 2013 года и сообщить об его исполнении в Архангельское УФАС России в этот же срок, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).

5. Заказчику, в случае наличия потребности в данных товарах, разместить заказ вновь в соответствии с действующим законодательством.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                             Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                             Н.В. Вознесенская

Связанные организации

Связанные организации не указаны