Решение №04-05/6922 Решение по делу №410оз-13 (заявитель: ООО «РОСС МТК») от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

15 ноября 2013 года                                                                                           г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа,

 

Члены комиссии:

Лобов С.В.

Заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа,

Вознесенская Н.В.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

 

на основании статей 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 (далее – Административный регламент),

 

в присутствии представителей от:

Заказчика - государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»: Дюппей Н.М. (доверенность от 14.11.2013 № б/н);

Уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области: Грековой Н.А. (доверенность от 11.06.203 № 16-Д), Шантуриной Г.О. (доверенность от 22.04.2013 № 07-Д).

Заявителя – ООО «РОСС МТК»: Белогорова Ю.А. (доверенность от 09.01.2013 № 2).

УСТАНОВИЛА:

13 ноября 2013 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, поступила жалоба ООО «РОСС МТК» (далее - Заявитель) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по проектированию строительства здания фондохранилища для государственного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (извещение № 0124200000613003283).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика по составлению документации об открытом конкурсе, не соответствующей действующему законодательству в сфере размещения заказа.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 14.11.2013 № 315.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов» внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп (ред. от 03.04.2012) контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Архангельской области и нужд бюджетных учреждений Архангельской области.

Взаимодействие Уполномоченного органа и государственных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных и иных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственные нужд Архангельской области и нужд государственных бюджетных учреждений Архангельской области» от 13 ноября 2012 года № 498-пп (далее - Постановление № 498-пп).

Согласно Постановлению № 498-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на организацию размещения заказа. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает конкурсную документацию и организует размещение заказа.

22.10.2013 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000613003283 о проведении открытого конкурса и документация об открытом конкурсе на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по проектированию строительства здания фондохранилища для государственного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора – 35 000 000,00 рублей.

Заявитель указывает в своей жалобе, что установление Заказчиком в конкурсной документации требования о наличии у участника размещения заказа помимо свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией, по организации подготовки проектной документации, обязательного наличия у участника размещения заказа копии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия является незаконным ограничивает права Заявителя и доступ на участие в конкурсе большего количества лиц.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 8.1 раздела I «Инструкция участникам размещения заказа» конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе  должна содержать: «б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно:

1) Обязательное наличие у участника размещения заказа  свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией, по организации подготовки проектной документации (Раздел II. Виды работ по подготовке проектной документации: 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)).

2) Обязательное наличие у участника размещения заказа копии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия по следующим видам работ:

- архитектурные исследования;

- архитектурно-археологические исследования в целях реставрации памятников истории и культуры;

- инженерно-геологические изыскания для памятников истории и культуры;

- инженерно-техническое обследование конструкций памятников истории и культуры;

- технологические изыскания и исследования для памятников истории и культуры;

- разработка проектной документации по реставрации объектов культурного наследия (объекты промышленного и гражданского зодчества; приспособление памятников истории и культуры для современного использования);

- проектирование инженерных систем и оборудования.

либо

Копии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) по следующим видам работ:

-  разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно пункту 10 части 4 статьи 22 ФЗ «О размещении заказов» конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О размещении заказов» определено обязательное требование к участникам размещения заказа при проведении торгов об их соответствии требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 5 статьи 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 рассматриваемой статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

Из указанных норм ГрК РФ следует, что выполнение проектных работ предполагает деятельность по организации проектных работ и лицо, осуществляющее выполнение проектных работ, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по проектированию объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О размещении заказов» должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации проектирования.

Следовательно, в документации об аукционе должны быть установлены следующие требования к участникам размещения заказа в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О размещении заказов»: «заявка на участие в открытом конкурсе  должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно:

Обязательное наличие у участника размещения заказа  свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией, по организации подготовки проектной документации (Раздел II. Виды работ по подготовке проектной документации: 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком))».

Вместе с тем, в документации об открытом конкурсе имеется требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия или на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Таким образом, Заказчик, установив требование о необходимости наличия у участника размещения заказа помимо свидетельства на осуществление работ по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия или на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), нарушил пункт 10 части 4 статьи 22 ФЗ «О размещении заказов».

В соответствии с пунктом 4.4 части 4 статьи 22 ФЗ «О размещении заказов» конкурсная документация должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 указанного Федерального закона.

В силу части 2 статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказов» в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Из вышеизложенного следует, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (договора) источники информации о цене должны быть общедоступны для всех заинтересованных в размещении заказов лиц, и проверяемы, то есть, размещены на сайте вместе с извещением.

В пункте 91 раздела I «Инструкция участникам размещения заказа» конкурсной документации указано: «Сводная смета на проектные и изыскательские работы рассчитана в размере 38 050 542,00 рублей. Сметы прилагаются отдельным файлом».

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов размещен архивный файл «Сметы 2-ая редакция.zip», в котором содержатся файлы смет, в том числе сводная смета на проектные и изыскательские работы (далее – сводная смета).

Вместе с тем, в сводной смете, которая легла в основу обоснования начальной (максимальной) цены договора, отсутствует расчет стоимости экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Из норм ФЗ «О размещении заказов» следует, что достаточным условием исполнения требований статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказов» вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информации для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком, уполномоченным органом информации в виде таблиц, схем, текста и т.п. ФЗ «О размещении заказов» не ограничена публикация в составе документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок иных подтверждающих обоснованность начальной (максимальной) цены контракта документов. Следовательно, заказчик волен в выборе способа обоснования цены.

В данном случае Заказчик обосновал начальную (максимальную) цену гражданско-правового договора посредством сметной документации.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что действующим законодательством установлены особые требования к разработке проектной документации на работы, предусмотренные предметом открытого конкурса. В связи с этим обоснование цены гражданско-правового договора (сметная документация) должно обладать определенными признаками, в том числе на нее должно быть выдано положительное заключение государственной экспертизы. Подобный вывод Комиссии Архангельского УФАС России основывается на нижеследующем.

Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. В соответствии с пунктом «а» Постановления Правительства РФ от 18.10.2010 № 845 «О некоторых вопросах осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) техническое перевооружение (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией) которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета (далее - объекты капитального строительства), проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что согласно пункту 4.89 «МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» средства на проведение экспертизы предпроектной и проектной документации включаются в главу 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» сводного сметного расчета стоимости проектирования.

Следовательно, сметная документация по объекту: «проектно-изыскательные работы для строительства здания фондохранилища для государственного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» в обязательном порядке подлежит государственной экспертизе в полном объеме, то есть с учетом стоимости всех подлежащих выполнению работ и стоимости проведения государственной экспертизы.

Материалами дела подтверждено, что в сводном сметном расчете отсутствует графа с отражением стоимости проведения государственной экспертизы. Кроме того, довод контрактного агентства Архангельской области о том, что стоимость государственной экспертизы учтена базовыми ценами в сметах № 1 и № 2 отклоняется Комиссией Архангельского УФАС России в связи с тем, что указанные сметы не содержат расчета стоимости государственной экспертизы проектной документации.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что определение размера платы за проведение государственной экспертизы регламентируется разделом VIII Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145. Пунктом 56 указанного положения установлено, что размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, определяется на основании стоимости изготовления проектной документации и стоимости изготовления материалов инженерных изысканий.

Таким образом, стоимость экспертизы должна рассчитываться на основании всех смет, в которых осуществляется расчет стоимости проектной документации и стоимости изысканий. Следовательно, стоимость экспертизы не может быть отражена в сметах № 1 и № 2, а должна содержаться в сводном сметном расчете.

На основании вышеуказанного Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод о том, что заключение о проверке достоверности проектной документации от 22.08.2013 № 29-1-3-0346-13 выдано без учета государственной экспертизы проектной документации. Следовательно, Заказчиком не получено положительное заключение на полный объем сметной документации, а значит, конкурсная документация не содержит надлежащего обоснования цены.

Кроме того, Комиссия Архангельского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Пунктом 2 «Стадийность проектирования» таблицы пункта 8 «Объем, срок, условия выполнения работ, требования к их качеству и безопасности» раздела II  «Техническое задание на выполнение работ» конкурсной документации (далее – таблица) предусмотрены следующие виды деятельности в рамках исполнения контракта, заключаемого по результатам рассматриваемого размещения заказа:

  • Инженерные изыскания.
  • Обмерные работы.
  • Обследовательские работы.
  • Проектная документация.
  • Рабочая документация.
  • Разработка  эскизного проекта застройки;
  • Согласования проекта застройки, архитектурно-планировочного решения объекта, цветового решения фасадов, малых архитектурных форм и благоустройства;
  • Разработка и согласование дизайн-проектов.

 В дополнение к вышеуказанным работам проектная организация должна провести своими силами согласования проектно-сметной документации с надзорными и заинтересованными организациями, получение положительного заключения государственной строительной экспертизы проектно-сметной документации при участии Заказчика (пункт 35 «Прочие требования и условия» таблицы).

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что в соответствии с документацией, подрядчик обязан провести указанные работы, составить проектно-сметную документацию и получить на нее положительное заключение государственной экспертизы.

Кроме того, подобная обязанность подрядчика следует из абзаца 3 пункта 4.1 проекта гражданско-правового договора, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, следующего содержания: «В цену работ, выполняемых по Договору, включается стоимость (цена) подлежащих выполнению проектных работ в соответствии с Техническим заданием, в том числе проведение необходимых мероприятий и затрат на согласование проектной документации, в том числе получение положительного заключения государственной строительной экспертизы».

Однако, как указывалось выше, в конкурсной документации отсутствует расчет стоимости цены получения заключения государственной экспертизы.

Следовательно, конкурсная документация не содержит надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора, в том числе обоснования цены проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации.

Таким образом, Заказчик, не представив в составе конкурсной документации надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), нарушил часть 2 статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказов».

Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 ФЗ «О размещении заказов», Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «РОСС МТК» обоснованной.

2. Признать Заказчика - государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», нарушившим часть 2 статьи 19.1 и пункт 10 части 4 статьи 22 ФЗ «О размещении заказов».

3. Заказчику, Уполномоченному органу выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О размещении заказов», а именно:

3.1. Заказчику, Уполномоченному органу аннулировать открытый конкурс на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по проектированию строительства здания фондохранилища для государственного учреждения культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (извещение № 0124200000613003283) посредством отмены всех документов, составленных в ходе размещения заказа.

Данный пункт решения (предписания) исполнить в срок до 29 ноября 2013 года и сообщить об его исполнении в Архангельское УФАС России в этот же срок, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).

3.2. Заказчику, в случае наличия потребности в данных работах, разместить заказ вновь в соответствии с действующим законодательством.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                                           С.В. Лобов

                                                                                                                             Н.В. Вознесенская

Связанные организации

Связанные организации не указаны