Решение №04-05/7191 Решение по делу №427оз-13 (заявитель: ООО «Пожхимкомплект») от 12 апреля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2013 года                                                                                                  г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля,

 

Члены комиссии:

Лобов С.В.

Заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа,

Вознесенская Н.В.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

 

на основании статей 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов»), Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 (далее – Административный регламент),

 

Заказчик, Заявитель уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

 

 

УСТАНОВИЛА:

22 ноября 2013 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, поступила жалоба ООО «Пожхимкомплект» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» (далее – Заказчик), при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на поставку индивидуальных средств защиты для ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» (извещение № 0324300076913000213).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика по установлению в запросе котировок требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.

Заявитель считает, что по первой позиции технического задания согласно требованиям Заказчика невозможно поставить гражданские противогазы, по второй позиции технического задания требованиям Заказчика соответствует единственный самоспасатель ГДЗК-У производства ОАО «Сорбент».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 28.11.2013 № 6516.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 5 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов» внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.

15.11.2013 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324300076913000213 о проведении запроса котировок и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку индивидуальных средств защиты для ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора – 402 407,50 рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 43 ФЗ «О размещении заказов» запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 34 ФЗ «О размещении заказов» установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Частью 2 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов» определено, что извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Из анализа положений ФЗ «О размещении заказов» следует, что Заказчик самостоятельно устанавливает требования к товарам, услугам и работам, исходя из собственных потребностей. Вместе с тем, при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг Заказчик обязан соблюдать требования части 3.1 статьи 34 ФЗ «О размещении заказов», запрещающие устанавливать требования к товару, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Извещение содержит приложение №1, в котором указаны наименование, характеристики и количество поставляемых товаров (далее – техническое задание).

Согласно техническому заданию необходимо поставить гражданский противогаз ГП-7 с коробкой ГП-7БК или эквивалент и самоспасатель фильтрующий ГДЗК-У или эквивалент.

Заказчиком в техническом задании к гражданскому противогазу установлено требование о наличии сертификата соответствия АСС (аварийно - спасательных средств) МЧС России № РОСС RU.033416.H 0076 от 20.01.2008.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации Противогаз ГП-7 с коробкой ГП-7БК или эквивалент, не входит в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

Постановлением Госстандарта России от 29 июня 1998 года № 48 в государственном реестре зарегистрирована система сертификации аварийно - спасательных средств, которой предусмотрено проведение добровольной сертификации аварийно - спасательных средств, услуг в области аварийно - спасательной деятельности, систем качества и производств.

Реестр выданных сертификатов в системе аварийно - спасательных средств МЧС России размещен на сайте http://www.mchs-system.ru.

Сертификат соответствия АСС МЧС России выдается на конкретный противогаз конкретного производителя, имеет свой уникальный номер.

Сертификат соответствия АСС МЧС России № РОСС RU.033416.H 0076 от 20.01.2008 отсутствует в указанном реестре сертификатов, и, следовательно, противогазы с указанным сертификатом на момент рассмотрения жалобы не выпускаются.

Согласно правилам сертификации в системе аварийно - спасательных средств МЧС России сертификаты соответствия выдаются на 3 года. То есть, данный сертификат 20.01.2011 утратил свою силу в связи с истечением трехлетнего срока действия.

Следовательно, гражданские противогазы, имеющие сертификат соответствия АСС МЧС России № РОСС RU.033416.H 0076 от 20.01.2008, выпускались с 20.01.2008 до 20.01.2011.

Однако, в техническом задании Заказчиком установлено требование о дате выпуска гражданского противогаза, месяце и годе: не ранее июля 2013 года.

На основании вышеизложенного следует, что требование, установленное Заказчиком, к гражданскому противогазу о наличии конкретного сертификата соответствия с истекшим сроком действия, приводит к невозможности поставить какой-либо гражданский противогаз, то есть влечет ограничение количества участников размещения заказа.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 4 статьи 43 со ссылкой на часть 3.1 статьи 34, часть 2 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов».

 

Заказчиком в техническом задании установлены, в том числе следующие требования к характеристикам самоспасателя фильтрующего ГДЗК-У или эквивалент:

- самоспасатель должен иметь комбинированный фильтр, выполненный в металлическом корпусе;

Время защитного действия фильтрующе-поглощающей коробки при концентрации Со мг/м3  тест-вещества, мин, не менее: 

- монооксид углерода, 4375 мг/м3 – 30;

- цианистый водород, 400+40 мл/м3 – 30;

- хлористый водород, 1000+100 мл/м3 – 30;

- акролеин, 100+10 мл/м3 – 30;

- ацетонитрил, 700 мг/м3 – 30;

- хлорпикрин, 50 мг/м3 – 30;

- хлор, 90 мг/м3 – 30;

- сероводород, 700 мг/м3 – 30;

- диоксид серы, 700 мг/м3 – 30;

- фтористый водород, 10 мг/м3 – 30;

- аммиак, 600 мг/м3 – 30;

- диметиламин, 90 мг/м3 – 30;

- диоксид азота, 40 мг/м3 – 30;

- хлорциан, 50 мг/м3 – 30;

- фосген, 50 мг/м3 – 30.

Время защитного действия не менее 30 минут;

Габаритные размеры не более 130х130х130 мм.

 

В заседании комиссии Архангельского УФАС России установлено, что требованиям Заказчика соответствует самоспасатель ГДЗК-У производства ОАО «Сорбент».

Необходимо отметить, что ФЗ «О размещении заказа» не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о проведении запроса котировок устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Указание в техническом задании требований к корпусу комбинированного фильтра, времени защитного действия, к размерам, отвечающих реальным потребностям Заказчик, предусмотрено ФЗ «О размещении заказов».

Кроме того, в силу части 1 статьи 8 ФЗ «О размещении заказов», участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Товар, соответствующий требованиям запроса котировок, не является эксклюзивным на территории РФ, и может быть поставлен любым юридическим или физическим лицом (в том числе и не являющимся производителем требуемого к поставке товара).

Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников размещения заказа не представлено. Факт ограничения количества участников размещения заказа при таких обстоятельствах не доказан.

Таким образом, нарушений норм пункта 4 статьи 43 со ссылкой на часть 3.1 статьи 34, части 2 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов» в части установления требований к характеристикам самоспасателя со стороны Заказчика не выявлено.

 

В соответствии с пунктом 8 статьи 43 ФЗ «О размещении заказов» запрос котировок должен содержать максимальную цену контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 указанного Федерального закона;

Согласно части 2 статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказов» в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Частью 3 статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказов» установлено, что размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 указанной статьи информация, признается добросовестным исполнением требований статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказов».

Из вышеизложенного следует, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта источники информации о ценах должны быть общедоступны для всех заинтересованных в размещении заказов лиц и проверяемы, т.е. размещены на сайте вместе с документацией.

Достаточным условием исполнения требований статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказов» вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информации для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком, уполномоченным органом информации в виде таблиц, схем, текста и т.п. ФЗ «О размещении заказов» не ограничена публикация в составе документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок иных подтверждающих обоснованность начальной (максимальной) цены контракта документов.

В Извещении Заказчиком указано на то, что «в целях обоснования установленной начальной (максимальной) цены договора по каждому наименованию товара, являющегося предметом заказа, был проведен мониторинг цен, по результатам которого была рассчитана начальная (максимальная) цена договора».

В приложении №1 к Извещению указан расчет начальной (максимальной) цены договора, из которого следует, что Заказчиком изучались цены в том числе на самоспасатель фильтрующий ГДЗК-У.

Однако, согласно представленным Заказчиком коммерческим предложениям от ООО «Оптхимзащита» и ООО «Шанс», за основу для расчета начальной (максимальной) цены договора были взяты цены на самоспасатель фильтрующий ГДЗК-А производителя АРТИ Россия и универсальный фильтрующий малогабаритный Самоспасатель фильтрующий «Шанс»-Е, соответственно.

При этом, у самоспасетелей ГДЗК-А и «Шанс»-Е корпус комбинированного фильтра, выполнен  из пластиката, а не из металла, как того требуется техническим заданием.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что при вышеизложенных обстоятельствах обоснование начальной (максимальной) цены договора, приведенное в приложении №1 к Извещению, не может являться добросовестным исполнением требований части 2 статьи 19.1 ФЗ «О размещении заказов».

Таким образом, Заказчик, не обосновав надлежащим образом начальную (максимальную) цену контракта, нарушил часть 2 статьи 19.1, пункт 8 статьи 43  ФЗ «О размещении заказов».

 

В силу части 1 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов» заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 указанного Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

Как уже было указано выше, на официальном сайте Извещение размещено 15.11.2013.

Извещением установлено время и день окончания подачи котировочных заявок – 26.11.2013 в 16:00.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Исходя из требований части 1 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов», статьи 191 ГК РФ, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта более двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также согласно производственному календарю на 2013 год, семью рабочими днями периода срока подачи заявок на участие в запросе котировок с момента размещения Извещения являются: 18.11.2013, 19.11.2013, 20.11.2013, 21.11.2013, 22.11.2013, 25.11.2013, 26.11.2013.

Следовательно, датой окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом запросе котировок должно быть установлено 27.10.2013.

Таким образом, Заказчик, сократив срок подачи котировочных заявок, нарушил часть 1 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов».

 

Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 ФЗ «О размещении заказов», Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Пожхимкомплект»  частично обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница», нарушившим нарушил пункт 4 статьи 43 со ссылкой на часть 3.1 статьи 34, пункт 8 статьи 43,  часть 2 статьи 19.1, части 1 и  2 статьи 45 ФЗ «О размещении заказов».

3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О размещении заказов», а именно:

3.1. Заказчику отменить все документы, составленные в ходе размещения заказа на поставку индивидуальных средств защиты для ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» (извещение № 0324300076913000213).

Данный пункт решения (предписания) исполнить в срок до 11 декабря 2013 года, об исполнении сообщить в Архангельское УФАС России в вышеуказанный срок, в том числе по факсу (8182) 21-54-45, либо по электронной почте - to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).

3.2. Заказчику при наличии потребности в данных товарах разместить заказ вновь в соответствии с действующим законодательством.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                         Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии                                                                                                           С.В. Лобов

                                                                                                                             Н.В. Вознесенская

Связанные организации

Связанные организации не указаны