Решение №04-05/7715 Решение 353фз-14 от 16 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 353фз-14

 

Заказчик :

ОАО "Севмаш"

164500, Архангельская обл, Северодвинск г, Архангельское шоссе, 58

E-mail: smp@sevmash.ru

 

Заявитель:

ООО "СК "Бастион"

199026,г. Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., д. 78

E-mail:  fedin27@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

10 декабря 2014 года                                                                                              г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

         
 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Сысоевой М.В. (доверенность от 14.02.2014 № 72);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

При участии от УЭБ и ПК УМВД России по Архангельской области Жовны А.А. (удостоверение АРХ № 008926), Пятерикова А.Н. (удостоверение АРХ № 000917).

 

УСТАНОВИЛА:

04 декабря 2014 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "СК "Бастион" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ОАО "Севмаш" (далее – Заказчик), при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция транспортно-передаточного комплекса в наливном бассейне – I этап» (извещение № 0424100000314000039).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия заказчика в связи с конкурсной документацией, несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 09.12.2014 № 80.31/23561.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

13.11.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0424100000314000039 о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация на право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция транспортно-передаточного комплекса в наливном бассейне – I этап» (далее – конкурсная документация).

26.11.2014 Заказчиком размещены изменения в конкурсную документацию и в извещение о проведении конкурса с ограниченным участием.

Начальная (максимальная) цена контракта – 991 637 613,83 рублей.

Часть 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 6.1 конкурсной документации установлено, что участник конкурса должен соответствовать следующим обязательным требованиям: «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

наличие Свидетельства о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, включая виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса  Российской Федерации (в редакции Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624):

Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках.

1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений.

2. Подготовительные работы.

2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей.

3. Земляные работы.

3.1. Механизированная разработка грунта.

6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.

6.1. Опалубочные работы.

6.2. Арматурные работы.

6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

10. Монтаж металлических конструкций.

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.

10.4. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб.

12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов).

12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами.

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций.

20. Устройство наружных электрических сетей и линии связи.

20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно.

30. Гидротехнические работы, водолазные работы.

30.4. Свайные работы, выполняемые в морских условиях с плавучих средств, в том числе устройство свай-оболочек.

В случае привлечения соисполнителей (субподрядчиков):

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.1.6. Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки (в соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса  Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ).

Наличие лицензии, дающей право на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности».

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, капитальный ремонт должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Из указанных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выполнение строительных работ, капитального ремонта всегда предполагает деятельность по организации строительных работ и лицо, осуществляющее выполнение строительных работ, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с требованиями частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

При этом, сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов I-IV класса опасности не являются объектом закупки, а входят в состав работ, которые необходимо выполнить в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 содержит  пункт 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Наличие данного пункта позволяет лицу, организующему строительство, привлекать для  выполнения ряда работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, в том числе, лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, Свидетельством о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.

Комиссия Архангельского УФАС  России отмечает, что в случае, если в один лот включены услуги или работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лично, и соответственно установление Заказчиком требования о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе соответствующей лицензии, не соответствует положениям «О контрактной системе».

Исходя из части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

Следовательно, требование Заказчика о наличие Свидетельства о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности является неправомерным.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

 

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.

На основании части 8 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки заявок) определен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Согласно части 4 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Пунктом 4 части 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии оценки, в том числе критерий «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Пунктом 28 Правил оценки заявок  установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки заявок.

Таким образом, с целью оценки заявок по нестоимостному критерию оценки заказчик вправе установить показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки, в том числе установленные Заказчиком в пункте 4.12.18 конкурсной документации:

№ п/п

Наименование критерия оценки и его показатели

Обозначение

Значимость критерия, %

2.

Квалификация участника конкурса, в том числе:

40

2.1.

Обеспеченность участника финансовыми  ресурсами (выручка участника за 2013 год – строка 2110 отчета и финансовых результатах (форма по ОКУД № 071002) за 2013 год). Предельное максимальное значение показателя – 3 000 000 000 (Три миллиарда) рублей.

 

60

2.2.

Деловая репутация участника (количество представленных в составе заявки благодарственных писем и положительных отзывов о выполнении участником конкурса строительно-монтажных работ, аналогичных предмету конкурса-гидротехнических сооружений 1 и 2 класса). Предельное максимальное значение показателя - 3

 

40

Установленные Заказчиком в конкурсной документации критерии оценки заявок носят объективный характер и направлены на определение наиболее квалифицированного подрядчика по контракту, что отвечает потребностям Заказчика, заинтересованного в выполнении работ надлежащего качества.

Заявителем не представлено доказательства и документально не подтвержден факт того, что установленные Заказчиком в конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе могут привести к ограничению числа потенциальных участников данной закупки и создать одним участникам закупки преимущество перед другими.

Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Из пункта 12 Раздела 6 «Информационная карта» конкурсной документации следует, что «начальная (максимальная) цена контракта определена Заказчиком проектно-сметным методом (Приложение № 2 к Контракту) на основании рабочей документации на «Реконструкцию транспортно-передаточного комплекса предприятия. Реконструкция транспортно-передаточного комплекса в наливном бассейне – I этап», разработанной в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу (положительное заключение ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» от 02 октября 2013 г. № 889-13/ГГЭ-8756/04, положительное заключение ФАУ «ГЛАВГОС­ЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» о проверке достоверности определения сметной стоимости от 04 октября 2013 г. № 898-13/ГГЭ-8756/10), утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.12.2013 № 1932».

Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана заказчиком в соответствии с нормами статьи 22 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, данный довод Заявителя не подтверждается.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "СК "Бастион"  обоснованной.

2. Признать Заказчика - ОАО "Севмаш", нарушившим часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

3.1. Заказчику вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция транспортно-передаточного комплекса в наливном бассейне – I этап» (извещение № 0424100000314000039); вернуть обеспечение заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием;  уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, о возможности подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием вновь;

3.2. Заказчику в конкурсную документацию и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция транспортно-передаточного комплекса в наливном бассейне – I этап» (извещение № 0424100000314000039) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить даты, необходимые для проведения конкурса, в соответствии с действующим законодательством о закупках.

4. Заказчику исполнить пункты 3.1, 3.2 настоящего решения (предписания) в срок до 26 декабря 2014 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты  to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                             Н.В. Вознесенская

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны