Определение №05-03 Определение 69-15 от 2 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 69-15

 

 

Ответчик:

Администрация МО «Березницкое»

165234, Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, пер. Спортивный, 1

 

Ответчик:

Совет депутатов МО «Березницкое»

 165234, Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, пер. Спортивный, 1

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Управляющая компания Шангалы»

165234, Архангельская область, Устьянский район, с. Шангалы, ул. Розы Шаниной 8/3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 69-15 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«02» октября 2015 года                                                                                             г. Архангельск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа от 02.10.2015 № 488 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Березницкое» и Советом депутатов МО «Березницкое» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в ходе рассмотрения материалов,  направленных прокуратурой  Устьянского района Архангельской области по факту непроведения конкурсных процедур по отбору управляющих организаций в муниципальном образовании «Березницкое» было установлено следующее.

На территории поселения находятся  59 многоквартирных домов, из них  12 домов — аварийные.

06 марта 2015 года на официальном сайте http//torgi.gov.ru администрацией муниципального образования «Березницкое» было опубликовано извещение № 060315/2699247/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом. Единственным участником данного конкурса было ООО «Березник» (протокол № 2 от 10.04.2015). Учитывая, что ООО «Березник» не обращалось в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии по управлению многоквартирными домами, договоры на управление многоквартирным домом по результатам конкурса не заключались.

23, 24, 25 апреля 2015 года на общих собраниях  собственников жилых помещений в 36 многоквартирных домах было принято решение собственников о выборе способа управления — непосредственное управление.

27 мая 2015 года в отношении остальных 11 многоквартирных домов был заключен временный договор управления многоквартирными домами с ООО «Управляющая компания Шангалы»,  имеющим лицензию на управление многоквартирными домами. Данный договор был заключен на основании решения Совета депутатов МО «Березницкое» от 20.05.2015 № 145 о предоставлении муниципальной преференции ООО «Управляющая компания Шангалы» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 9 месяцев путем передачи муниципального имущества — многоквартирных домов во временное управление.

06 сентября 2015 года на официальном сайте http//torgi.gov.ru администрацией муниципального образования  «Березницкое» вновь было опубликовано извещение № 060915/2699247/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом.

 

 Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  государственные или муниципальные преференции (далее преференции) - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (далее — Органы власти) отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

 Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъектов МСП), регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии предпринимательства).

Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП. Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются федеральными программами развития субъектов МСП, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,  поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под муниципальными программами  развития субъектов малого и среднего предпринимательства понимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Постановлением главы администрации МО «Березницкое» от 13 ноября 2014 года № 56 утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства  на территории муниципального образования «Березницкое» на 2015-2017 годы».

Однако, в данной  муниципальной программе отсутствует указание на конкретные критерии участия субъектов МСП в такой программе, в том числе и управление многоквартирными домами в МО «Березницкое», а также возможность поддержки осуществления деятельности в виде предоставления права по управлению многоквартирными домами без проведения торгов.

 В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно позиции ФАС России (письмо от 05.09.2015 № АД/46729/15) предоставление права на управление многоквартирным домом без проведения конкурса не может соответствовать целям предоставления государственных или муниципальных преференций, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, предоставленная на основании решения Совета депутатов МО «Березницкое» от 20.05.2015 № 145 муниципальная преференция ООО «Управляющая компания Шангалы» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006            № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Статьей 161 ЖК РФ установлены порядок выбора способа управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом.

 Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

 Согласно части 5 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 указанной статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

 Частью 4 статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ установлены особые условия, регламентирующие обязательный порядок действий органов местного самоуправления на переходный период, а именно, следующие: в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу указанного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в данной части статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг- и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Администрация МО «Березницкое» в нарушение части  4 статьи 7 Федерального закона          № 255-ФЗ передала 11 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:

Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, ул. Молодежная, д. 1;

Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, ул. Молодежная, д. 6;

Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, пер. Извилистый, д. 2;

Архангельская область, Устьянский район, п. Богдановский, ул. Лесная, д. 8;

Архангельская область, Устьянский район, п. Богдановский, ул. Лесная, д. 11;

Архангельская область, Устьянский район, п. Богдановский, ул. Майская, д. 1;

Архангельская область, Устьянский район, п. Богдановский, ул. Майская, д. 3;

Архангельская область, Устьянский район, д. Едьма, ул. Молодежная, д. 22;

Архангельская область, Устьянский район, д. Едьма, ул. Молодежная, д. 24;

Архангельская область, Устьянский район, д. Едьма, ул. Молодежная, д. 26;

Архангельская область, Устьянский район, д. Задорье, д. 52, ООО «Управляющая компания Шангалы» по временному договору управления многоквартирными домами.

Несоблюдение органом местного самоуправления указанного порядка не может являться основанием для назначения управляющей организации без проведения конкурса.

Администрация муниципального образования «Березницкое» в нарушение сроков, установленных частью 4 статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ, разместила на официальном сайте http//torgi.gov.ru извещение  № 060915/2699247/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом только 06 сентября 2015 года.

 

 Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из положений части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении данной нормы права является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, в действиях администрации муниципального образования «Березницкое» и Совета депутатов муниципального образования «Березницкое» по предоставлению прав на управление многоквартирными домами ООО «Управляющая компания Шангалы» без проведения конкурса  содержатся признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушения порядка предоставления муниципальной преференции.

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 69-15 к рассмотрению на 15 октября 2015 года в 11:30 часов, по адресу: г. Архангельск, наб. Северной Двины, дом 2, корпус 2 (10 учебный корпус САФУ за штабом армии), зал заседаний.

 

2. Привлечь администрацию муниципального образования «Березницкое» (Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, пер. Спортивный, 1) к участию в рассмотрении дела № 69-15 в качестве ответчика.

 

3. Привлечь Совет депутатов МО «Березницкое» (Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, пер. Спортивный, 1) к участию в рассмотрении дела № 69-15 в качестве ответчика.

 

4. Привлечь ООО «Управляющая компания Шангалы» (165234, Архангельская область, Устьянский район, с. Шангалы)  к участию в рассмотрении дела № 69-15 в качестве заинтересованного лица.

 

5. В соответствии со ст. 25, ч. 5 ст. 45 Федерального закона «О защите конкуренции» администрации муниципального образования «Березницкое» в срок до  14 октября 2015 года представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2 следующие документы и материалы:

- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;

- информацию о конкурсе по отбору управляющей организации для управления   многоквартирными домами по извещению № 060915/2699247/01, проведенном администраций муниципального образования «Березницкое» (подтвердить документально).

- иную информацию для полного, всестороннего рассмотрения дела.

 

Явка ответчика по делу или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела), либо представление отзыва с правовым обоснованием своей позиции обязательна.

 

6. В соответствии со ст. 25, ч. 5 ст. 45 Федерального закона «О защите конкуренции» Совету депутатов МО «Березницкое»  в срок до 14 октября 2015 года представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2, следующие документы и материалы:

- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;

- иную информацию для полного, всестороннего рассмотрения дела.

 

Явка ответчика по делу или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела), либо представление отзыва с правовым обоснованием своей позиции обязательна.

 

7. В соответствии со ст. 25, ч. 5 ст. 45 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «Управляющая компания Шангалы»   в срок до 14 октября 2015 года представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2 следующие документы и материалы:

- письменную позицию по вменяемому ответчику нарушению антимонопольного законодательства;

- иную информацию для полного, всестороннего рассмотрения дела.

 

В соответствии со ст. 43 Федерального закона «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                               Д.В. Бугаев

Связанные организации

Связанные организации не указаны