Определение №05-03/1438 Определение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного ... от 6 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 13-17

Ответчик:

Администрация МО «Онежский муниципальный район»

 

 

 

 

 

05-03/1438

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 13-17 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«06» апреля 2017 года г. Архангельск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) Бугаев Д.В.,

установил:

17.10.2016 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области выдало Администрации МО «Онежский муниципальный район» предупреждение 24ш-2016 № 05-03/4646 о необходимости в срок до 01.04.2017 отмены постановления от 14.04.2016 № 456, которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, и принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами водоснабжения и водоотведения на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

Постановлением Администрации МО «Онежский муниципальный район» от 14.04.2016 № 456 муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям администрации МО «Онежский муниципальный район» поручено закрепить за муниципальным унитарным предприятием «Покровская ресурсоснабжающая компания» на праве хозяйственного ведения следующее муниципальное имущество: водозабор, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, п. Покровское, кадастровый номер <...> :13:031101:576; водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Онежский район, п. Покровское, кадастровый номер <...> :13:031101:578; водозабор, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, п. Маложма, кадастровый номер <...> :13:020202:4; водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Онежский район, п. Маложма, кадастровый номер <...> :13:000000:425; водозабор, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, п. Верхнеозерский, кадастровый номер <...> :13:020101:382; водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Онежский район, п. Верхнеозерский, кадастровый номер <...> :13:020101:381; насосная станция, расположенная по адресу: Архангельская область, Онежский район, с. Порог, ул. Луговая, д. 1, сооружение 1, кадастровый номер <...> :13:070601:430; внешние сети канализации, расположенные по адресу: Архангельская область, Онежский район, с. Порог, кадастровый номер <...> :13:070601:359; здание биофильтров, расположенное по адресу: Архангельская область, Онежский район, с. Порог, ул. Луговая, д. 1, сооружение 3, кадастровый номер <...> :13:070601:431; станция перекачки, расположенная по адресу: Архангельская область, Онежский район, с. Порог, ул. Луговая, д. 1, сооружение 2, кадастровый номер <...> :13:070601:344; водонасосная станция, расположенная по адресу: Архангельская область, Онежский район, ст. Вонгуда, кадастровый номер <...> :13:071901:68; водозабор, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, п. Шомокша, кадастровый номер <...> :13:220701:118; водопроводная сеть, расположенная по адресу: Архангельская область, Онежский район, п. Шомокша, кадастровый номер <...> :13:000000:421.

14.04.2016 муниципальным казенным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям администрации МО «Онежский муниципальный район» и муниципальным унитарным предприятием «Покровская ресурсоснабжающая компания» был подписан договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Учитывая, что согласно статье 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, муниципальное унитарное предприятие является хозяйствующим субъектом в понятии статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Соответственно, муниципальному предприятию должны быть созданы равные с другими хозяйствующими субъектами условия доступа на товарный рынок.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водопроводная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением прав в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для водоснабжения и водоотведения.

При этом, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок услуг водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен особый порядок распоряжения указанным имуществом - по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Приняв акт о закреплении рассматриваемого муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, орган местного самоуправления с учетом вышеприведенных обстоятельств ограничил возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, в порядке предусмотренном статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок. В результате, доступ на рынок водоснабжения и водоотведения, находящийся в состоянии естественной монополии, вне процедуры конкурентного отбора с 14.04.2016 получило МУП «Покровская ресурсоснабжающая компания».

С учетом изложенного, в постановлении Администрации МО «Онежский муниципальный район» и от 14.04.2016 № 456, в соответствии с которым имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения, было закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Покровская ресурсоснабжающая компания», содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направило в адрес Администрации МО «Онежский муниципальный район» предупреждение 24ш-2016 от 17.10.2016 № 05-03/4646 о необходимости в срок до 01.04.2017 отмены постановления от 14.04.2016 № 456, которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, и принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами водоснабжения и водоотведения на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Администрация МО «Онежский муниципальный район» информацию о выполнении предупреждения в установленный срок не представила. Ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения в Архангельское УФАС не поступало.

На основании части 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области издан приказ от 06.04.2017 № 74 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 13-17 по признакам нарушения Администрацией МО «Онежский муниципальный район» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

1. Назначить дело № 06-06 к рассмотрению на 25 апреля 2017 года в 14 часов 15 минут, по адресу: г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, 2, корп. 2 (10 учебный корпус С(А)ФУ, Институт математики, информационных и космических технологий), 1 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Администрацию МО «Онежский муниципальный район» (164840, Архангельская область, Онежский район, г. Онега, ул. Шаревского, д. 6).

Явка ответчика по делу № 13-17 или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела), либо представление письменного отзыва с правовым обоснованием своей позиции обязательна.

4.  На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», Администрации МО «Онежский муниципальный район» в срок до 21.04.2017 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2, следующие документы и материалы:

- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;

- информацию о совершении действий, связанных с заключением концессионного соглашения отношении рассматриваемых объектов водоснабжения и водоотведения;

- информацию о порядке организации в настоящее время водоснабжения и водоотведения с использованием имущества, указанного в постановлении Администрации МО «Онежский муниципальный район» от 14.04.2016 № 456;

- сведения о датах ввода в эксплуатацию имущества, указанного в постановлении Администрации МО «Онежский муниципальный район» от 14.04.2016 № 456, либо указание на то, что дата ввода в эксплуатацию не может быть определена;

- пояснения с приложением подтверждающих документов, входят ли объекты, указанные в постановлении Администрации МО «Онежский муниципальный район» от 14.04.2016 № 456, в состав централизованной системы водоснабжения и/или водоотведения соответствующего населенного пункта (группы населенных пунктов) или являются частью нецентрализованной системы водоснабжения;

- схему водоснабжения и водоотведения в отношении тех населенных пунктов для организации водоснабжения и водоотведения которых предназначено имущество, указанное в постановлении Администрации МО «Онежский муниципальный район» от 14.04.2016 № 456, или указать адрес страницы сайта в сети Интернет, на которой размещена соответствующая схема водоснабжения и водоотведения;

- копию устава МУП «Покровская ресурсоснабжающая компания» или указать адрес страницы сайта в сети Интернет, на которой размещена данная информация;

- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

На основании части 2 статьи 45.2 Федерального закона «О защите конкуренции» каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

 

Председатель комиссии Д.В. Бугаев


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны