Решение №05-03/1805 Решение по делу № 39-17 от 16 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 39-17

Ответчик: Администрация МО «Коношский муниципальный район»

 

 

 

05-03/1805

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 09 апреля 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 16 апреля 2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

руководитель управления

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

начальник отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело № 39-17, возбужденное в отношении органа местного самоуправления муниципального образования Коношский муниципальный район - администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (164010, Архангельская область, Коношский район, п. Коноша, ул. Советская, д. 76, ОГРН 1022901320573, ИНН 2912000675) по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 08.11.2016 поступило заявление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 03.11.2016 № 313/3381 о нарушении требований антимонопольного законодательства при заключении МО «Коношский муниципальный район» и ООО «Кристалл» договора аренды от 15.09.2016 № 17, в соответствии с которым в аренду обществу были переданы объекты теплоснабжения, расположенные в пос. Мирный Коношского района Архангельской области, в то время как с 01.01.2015 органам местного самоуправления запрещено передавать право владения, пользования и распоряжения имуществом, используемым для осуществления теплоснабжения, иным способом, кроме как по концессионному соглашению.

По результатам рассмотрения обращения, в связи с наличием в действиях Администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» по предоставлению ООО «Кристалл» в отсутствие законных оснований прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 20.12.2016 выдало Администрации МО «Коношский муниципальный район» предупреждение 34ш-2016 о необходимости в срок до 15.06.2017 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») использования ООО «Кристалл» муниципального имущества МО «Коношский муниципальный район», предназначенного для теплоснабжения: сетей теплоснабжения протяженность 392 м, расположенных по адресу: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а, сооружение 1, котельной, расположенной по адресу: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а, и принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии, путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

Письмом от 31.05.2017 № 01-23/1180, поступившим в Архангельское УФАС России 08.06.2017, Администрация МО «Коношский муниципальный район» заявила ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения до 01.11.2017. Администрация МО «Коношский муниципальный район» указала, что в адрес органа местного самоуправления поступили предложения по заключению концессионных соглашений. Данные материалы на рассмотрении и впоследствии будут направлены в министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области и Агентство по тарифам и ценам Архангельской области. В письме от 15.06.2017 № 01-23/1304 Администрация МО «Коношский муниципальный район» пояснила, что ООО «Теплоснаб» готово заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Мирный». Документация с предложениями направлена в министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области 06.06.2017.

Определением от 16.06.2017 срок выполнения предупреждения был продлен до 01.11.2017.

Письмом от 03.11.2017 № 01-23/2104 Администрация МО «Коношский муниципальный район» сообщила, что теплоснабжение и водоснабжение с использованием муниципального имущества на территории МО «Мирный» осуществляет ООО «Теплоснаб». В силу ряда организационных и юридических причин провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанного имущества в настоящий момент не представляется возможным, т.к. объем подготавливаемой документации большой и согласование документации с различными структурами правительства Архангельской области занимает много времени. Кроме того, в связи со сложившейся обстановкой и началом отопительного сезона 2017-2018 годов Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации МО «Коношский муниципальный район» режим повышенной готовности на территории МО «Ерцевское», МО «Тавреньгское», МО «Подюжское», МО «Волошское», МО «Вохтомское», МО «Мирный» Коношского района Архангельской области, введенный распоряжением главы МО «Коношский муниципальный район» от 12.07.2017 № 284-р, до сих пор не отменен. Заключенное с ООО «Теплоснаб» соглашение о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения от 17.07.2017 не расторгнуто. Невведение режима повышенной готовности на территории МО «Мирный» и незаключение соглашения с ООО «Теплоснаб» привело бы к возникновению ЧС на данной территории. Все объекты, указанные в соглашении, входят в централизованную систему водоснабжения и теплоснабжения МО «Мирный».

Администрацией МО «Коношский муниципальный район» были представлены: соглашение от 31.07.2017 о расторжении договора аренды от 15.09.2016 № 17; пояснительная записка по обстановке, сложившейся на территории Коношского района в МО «Ерцевское», МО «Тавреньгское», МО «Подюжское», МО «Волошское», МО «Вохтомское», МО «Мирный»; справка о годах ввода в эксплуатацию объектов водо-, теплоснабженния, расположенных на территории МО «Тавреньгское»; протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации МО «Коношский муниципальный район» от 12.07.2017 № 4; распоряжение главы МО «Коношский муниципальный район» от 12.07.2017 № 284-р.

Таким образом, предупреждение 34ш-2016 от 20.12.2016 в части принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения на условиях концессии, путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», не выполнено.

Письмом от 11.10.2017 № 05-03/4745 Архангельское УФАС России просило администрацию МО «Коношский муниципальный район» представить сведения о мерах, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии, путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», предпринятых Администрацией МО «Коношский муниципальный район» с момента выдачи предупреждения 34ш-2017 — 20.12.2016 и до 01.11.2017. Указанная информация в Архангельское УФАС представлена не была.

Учитывая, что бездействие органа местного самоуправления и неисполнение им предупреждения в части принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения МО «Мирный», ущемляет права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов — потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивает доступ на рынок теплоснабжения с использованием указанных объектов, что лицо, в пользование которого могут быть переданы объекты теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», определено не было, а результатом бездействия органа местного самоуправления стало неправомерное предоставление объектов теплоснабжения МО «Мирный» в пользование ООО «Теплоснаб» на условиях соглашения от 17.07.2017 о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения, в отношении Администрации МО «Коношский муниципальный район» 10.11.2017 было возбуждено дело 39-17 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Письмом от 18.12.2017 № 01-23/4009 Администрация МО «Коношский муниципальный район» сообщила, что теплоснабжение и водоснабжение на территории МО «Мирный» осуществляет ООО «Теплоснаб» на основании соглашения от 17.07.2017 о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения. Введение режима «повышенная готовность» установлено распоряжением главы муниципального образования от 12.07.2017 № 284-р. Данное соглашение позволило своевременно начать подготовку к отопительному сезону 2017/2018 годов, обеспечить нормативный запас топлива и подготовить объекты топливно-энергетического хозяйства в МО «Мирный» к зиме. На территории поселения находятся объекты жилищного и социального назначения (школа, детский сад), подключенные к централизованным системам теплоснабжения и водоснабжения. От ООО «Теплоснаб» поступили предложения о заключении концессионных соглашений с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на тепло-водоснабжение на территории МО «Мирный». Согласно постановлению Правительства Архангельской области от 20.06.2017 № 244-пп администрацией МО «Коношский муниципальный район» направлены документы в Правительство Архангельской области для согласования министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, правым департаментом Архангельской области, агентством по тарифам и ценам Архангельской области.

Определением об отложении рассмотрения дела от 26.12.2017 № 05‑03/6266, определением об отложении рассмотрения дела от 06.02.2018 № 05‑03/613, у администрации МО «Коношский муниципальный район» были запрошены следующие документы и материалы: указать дату поступления в адрес администрации предложения о заключении концессионного соглашения от ООО «Теплоснаб», на факт поступления которого указано в письме администрации от 18.12.2017 № 01-23/4009, и представить копию данного предложения; переписка с Правительством Архангельской области, Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, Правовым департаментом Архангельской области по вопросу заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения МО «Мирный» в период с 20.12.2016 до момента направления информации (за исключением ранее представленных письма администрации МО «Коношский муниципальный район» от 25.07.2017 № 01-21/1642, письма министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 30.08.2017 № 203/01-15/7227, письма агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 02.08.2017 № 313/2316, письма правового департамента от 25.08.2017 № 08-03/1026); информация об изменении на момент представления информации ситуации, связанной с использованием муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения МО «Мирный»; информация о размещении на сайте торгов сообщения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения или предложения о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения; иная информация для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Запрашиваемая информация в управление не поступила.

Письмом от 01.03.2018 № 313/473 Агентство по тарифам и ценам Архангельской области сообщило, что в адрес Правительства Архангельской области поступило письмо от 25.07.2017 № 01-21/1642, содержащее заявление администрации МО «Коношский муниципальный район» о согласовании значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в представленном ООО «Теплоснаб» предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Коношский муниципальный район», в том числе расположенных на территории МО «Мирный». В последующем указанные материалы были направлены в адрес агентства для согласования. Письмом агентства от 02.08.2017 № 313/2316 представленное заявление было возвращено администрации МО «Коношский муниципальный район» на основании пункта 96(5) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

Письмом от 13.03.2018 № 203/01-15/1589 министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области сообщило, что письмом от 05.06.2017 № 01-21/1228 администрация МО «Коношский муниципальный район» уведомила министерство о намерениях заключения концессионного соглашения по инициативе ООО «Теплоснаб» в отношении объектов теплоснабжения пос. Подюга, пос. Мирный, пос. Волошка, в том числе котельной с тепловыми сетями по ул. Юношеская, 12а в пос. Мирный Коношского района. Министерство в письме от 15.06.2017 № 203/01‑15/5031 дало адмиинистрации разъяснения о порядке заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения в период с 01.01.2017. Письмом от 25.07.2017 № 01‑21/1642 в адрес Губернатора Архангельской области администрация обратилась о рассмотрении уполномоченными исполнительными органами государственной власти Архангельской области предложения ООО «Теплоснаб» о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения пос. Подюга, пос. Мирный, пос. Волошка, в том числе котельной с тепловыми сетями по ул. Юношеская, 12а в пос. Мирный Коношского района. В соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 20.06.2017 № 244-пп, обращение рассмотрено министерством, агентством по тарифам и ценам Архангельской области, правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области. В связи с тем, что в обращении не было исчерпывающей информации, необходимой для установления агентством долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, агентство запросило такую информацию у администрации и ООО «Теплоснаб» (письмо от 02.08.2017 № 313/2316). Министерство направило замечания к представленным документам письмом от 30.08.2017 № 203/01‑15/7227 с приложением заключения правового департамента, изложенного в письме от 25.08.2017 № 08-03/1026. Иных обращений о заключении концессионного соглашения в отношении котельной с тепловыми сетями по ул. Юношеская, 12а в пос. Мирный Коношского района в министерство не поступало. Министерство не согласовывало каких-либо документов, необходимых для заключения концессионных соглашений в отношении указанных объектов теплоснабжения.

16.03.2018, рассмотрев дело № 39-17, Комиссия Архангельского УФАС России, пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в действиях администрации МО «Коношский муниципальный район», в связи с чем было принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 данного закона. Рассмотрение дела было отложено на 09.04.2018. Ответчику была направлена копия заключения об обстоятельствах дела № 39-17, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также сообщить об изменении ситуации, связанной с использованием муниципального имущества, заключением концессионного соглашения и т. п.

Письмом от 05.04.2018 № 01-22/949 Администрация МО «Коношский муниципальный район» сообщила, что в настоящее время теплоснабжение и водоснабжение на территории МО «Мирный» Коношского муниципального района осуществляет ООО «Теплоснаб» на основании соглашения о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории муниципального образования «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения от 17.07.2017. Введение режима «повышенная готовность» установлено распоряжением главы муниципального образования от 12.07.2017 № 284-р. Данное соглашение позволило своевременно начать подготовку к отопительному сезону 2018/2018 годов, обеспечить нормативный запас топлива и подготовить объекты топливно-энергетического хозяйства МО «Мирный» к зиме. На территории поселения находятся объекты жилищного и социального значения (школа, детский сад). От ООО «Теплоснаб» (Коношский район, п. Подюга) поступили предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на теплоснабжение, водоснабжение на территории МО «Мирный». В настоящее время инициатором заключения концессионного соглашения проводится работа по устранению замечаний, указанных ведомствами Архангельской области.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

02.08.2016 на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 020816/1977450/01 о проведении конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества. Предметом конкурса по лоту № 1 являлось право на заключение договора аренды сроком на 5 лет в отношении следующего имущества: сети теплоснабжения, сооружения коммунального хозяйства, протяженность 392 м., адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а, сооружение 1; котельная, нежилое здание, площадь 42,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а.

Срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения (лот № 1) и датой опубликования извещения о проведении конкурса № 020816/1977450/01, превышает пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами теплоснабжения могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Вместе с тем, Администрацией МО «Коношский муниципальный район» был объявлен конкурс № 020816/1977450/01 на право заключения договора аренды недвижимого имущества, по итогам которого 15.09.2016 муниципальным образованием «Коношский муниципальный район» в лице главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» и ООО «Кристалл» был подписан договор аренды № 17, в соответствии с которым в аренду обществу было передано указанное муниципальное имущество.

Согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным. Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

С учетом изложенного, у Администрации МО «Коношский муниципальный район» отсутствовали законные основания для передачи на условиях договора аренды от 15.09.2016 № 17 прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения.

Согласно протоколу № 4 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности администрации МО «Коношский район» от 12.07.2017 было отмечено, что по состоянию на 12.07.2017 работы по подготовке объектов тепло-водоснабжения к осенне-зимнему периоду не проводятся на территориях МО «Ерцевское», МО «Тавреньгское», МО «Подюжское», МО «Волошское», МО «Вохтомское», МО «Мирный». В целях исполнения предупреждений Архангельского УФАС России договоры аренды на данные объекты тепло-водоснабжения расторгнуты. Концессионные соглашения с хозяйствующими субъектами не заключены (работа по заключению соглашений ведется, пакет документов сформирован и дорабатывается с учетом замечаний, сроки не определены). Сложившаяся обстановка вызывает угрозу срыва отопительного сезона и как следствие возникновение чрезвычайной ситуации. В целях своевременной и качественной подготовки объектов тепло-водоснабжения к осенне-зимнему периоду и недопущения возникновения чрезвычайной ситуации главе МО «Коношский муниципальный район» было рекомендовано: ввести с 17.07.2017 на территориях МО «Ерцевское», МО «Тавреньгское», МО «Подюжское», МО «Волошское», МО «Вохтомское», МО «Мирный» режим «повышенная готовность» функционирования муниципального звена Коношского района ТП РСЧС; принять необходимые меры по привлечению хозяйствующих субъектов для выполнения подготовительных работ и обеспечения бесперебойного тепло-водоснабжения потребителей.

Распоряжением главы МО «Коношский муниципальный район» от 12.07.2017 № 284‑р с 17.07.2017 на территориях МО «Ерцевское», МО «Тавреньгское», МО «Подюжское», МО «Волошское», МО «Вохтомское», МО «Мирный» был введен режим «повышенная готовность» функционирования муниципального звена Коношского района ТП РСЧС.

17.07.2017 Администрацией МО «Коношский муниципальный район» и ООО «Теплоснаб» было заключено соглашение о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения.

В рамках данного соглашения, на период введения режима повышенной готовности ООО «Теплоснаб» обязуется принять в эксплуатацию объекты тепло-, водоснабжения и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечения надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии и водоснабжения населения, а Администрация МО «Коношский муниципальный район» обязуется предоставить ООО «Теплоснаб» на срок режима повышенной готовности права владения и пользования объектами тепло-, водоснабжения для осуществления указанной деятельности.

Согласно акту приема-передачи ООО «Теплоснаб» в числе прочего были переданы: сети теплоснабжения, сооружения коммунального хозяйства, протяженность 392 м., адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а, сооружение 1; котельная, нежилое здание, площадь 42,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а.

31.07.2017 муниципальным образованием «Коношский муниципальный район» в лице главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» и ООО «Кристалл» было подписано соглашение о расторжении договора аренды от 15.09.2016 № 17.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) и Федеральным законом от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении).

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения. Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывают с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52.1 данного закона.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Торги на право заключения договора аренды и договор аренды, заключенный по результатам их проведения в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, влекут нарушение публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении государственного и муниципального имущества. Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения и существенные условия данного соглашения детально урегулированы Законом о концессионных соглашениях.

Согласно части 1 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях порядок заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, по инициативе потенциального инвестора устанавливается частями 4.2 - 4.4, 4.6 - 4.10 и 4.12 статьи 37 данного закона с учетом требований настоящей статьи и положений статьи 52.1 данного закона.

Закон о концессионных соглашениях регламентирует сроки рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения и порядок принятии решения о заключении концессионного соглашения (часть 4.4 статьи 37).

При этом, в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (часть 4.7 статьи 37).

В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения, уполномоченный орган проводит переговоры в форме совместных совещаний с инициатором заключения концессионного соглашения в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров. Срок и порядок проведения переговоров определяются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в решении о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, которое доводится до сведения инициатора заключения этого соглашения в письменной форме. По результатам переговоров лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, представляет в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, проект концессионного соглашения с внесенными изменениями, который подлежит рассмотрению уполномоченным органом в трехдневный срок. В случае согласования проекта концессионного соглашения с внесенными изменениями органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, предложение о заключении концессионного соглашения размещается уполномоченным органом в десятидневный срок со дня принятия такого предложения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (часть 4.8 статьи 37).

В случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым данным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 данной статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, при заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора Законом о концессионных соглашениях установлены требования, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к возможности заключения концессионного соглашения на условиях, предложенных лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае обстоятельства, свидетельствующие, что в установленном Законом о концессионных соглашениях порядке администрацией МО «Коношский муниципальный район» по результатам рассмотрения предложения ООО «Теплоснаб» было принято решение о возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях, отсутствуют.

Доказательства наличия предусмотренных частями 1, 2, 4.10 статьи 37, частью 1 статьи 51 Закона о концессионных соглашениях оснований для заключения концессионного соглашения без проведения торгов, равно как и наличия оснований для заключения договора аренды в порядке исключения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отсутствуют. Факты принятия муниципальным образованием решения об ином распоряжении имуществом (приватизация, закрепление на праве хозяйственного ведения, передача в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) и т. п.) не установлены.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами теплоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок теплоснабжения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Бездействие органа местного самоуправления и неисполнение им предупреждения в части принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения МО «Мирный», ущемляет права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов — потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивает доступ на рынок теплоснабжения с использованием указанных объектов.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, вступившими в силу 08.05.2013 и регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, установлены ограничения передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Лицо, в пользование которого могут быть переданы объекты теплоснабжения, расположенные на территории МО «Мирный» Коношского района Архангельской области, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», не определено.

Результатом бездействия органа местного самоуправления стало неправомерное предоставление объектов теплоснабжения МО «Мирный» в пользование ООО «Теплоснаб» на условиях соглашения от 17.07.2017 о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения.

Учитывая, что срок ввода в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Возможность предоставления объектов теплоснабжения, распоряжение которыми должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, на основании договора аренды или иного соглашения с целью обеспечения надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии на срок режима повышенной готовности действующим законодательством не предусмотрена.

Предоставление объектов теплоснабжения МО «Мирный» в пользование ООО «Теплоснаб» на условиях соглашения от 17.07.2017 о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения, является следствием несоблюдения Администрацией МО «Коношский муниципальный район» требований законодательства при определении формы торгов № 020816/1977450/01, результатом чего стало подписание ничтожного договора аренды в отношении рассматриваемого имущества, а также непринятие Администрацией МО «Коношский муниципальный район» достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 39-17.

На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

На основании пункта 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В рассматриваемом случае, с учетом обстоятельств, послуживших основанием для выдачи предупреждения, временной интервал определен с 02.08.2016 по дату исследования.

В указанный период администрацией был проведен конкурс № 020816/1977450/01 на право заключения договора аренды недвижимого имущества, при организации которого был нарушен порядок определения формы проведения, а также установленные законодательством Российской Федерации процедуры порядка организации и проведения торгов. По итогам конкурса 15.09.2016 муниципальным образованием «Коношский муниципальный район» в лице главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» и ООО «Кристалл» был подписан договор аренды № 17, являющийся ничтожным в соответствии с частью 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении. 17.07.2017 Администрацией МО «Коношский муниципальный район» и ООО «Теплоснаб» было заключено соглашение о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения, в рамках которого ООО «Теплоснаб» в числе прочего была передана котельная с тепловыми сетями пос. Мирный Коношского района. 31.07.2017 муниципальным образованием «Коношский муниципальный район» в лице главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» и ООО «Кристалл» было подписано соглашение о расторжении договора аренды от 15.09.2016 № 17. Письмом от 25.07.2017 № 01‑21/1642 Администрация МО «Коношский муниципальный район обратилась в адрес Губернатора Архангельской области о рассмотрении предложения ООО «Теплоснаб» о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения пос. Подюга, пос. Мирный, пос. Волошка. Ответы уполномоченных органов (замечания к представленным документам) были направлены письмами от 02.08.2017 № 313/2316, от 25.08.2017 № 08-03/1026, от 30.08.2017 № 203/01‑15/7227. Решение о возможности заключения концессионного соглашения по результатам рассмотрения предложения ООО «Теплоснаб» в установленном Законом о концессионных соглашениях порядке администрацией МО «Коношский муниципальный район» принято не было. Материалы, указывающие на принятие администрацией действий, направленных на заключение концессионного соглашения в период сентябрь 2017 года — март 2018 года, в материалы дела не представлены.

Под теплоснабжением согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» понимается обеспечение тепловой энергией и (или) теплоносителем покупателей, в том числе поддержание тепловой мощности. В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения. При этом положение хозяйствующего субъекта на рынке производства тепловой энергии напрямую зависит от наличия у него устройств, предназначенных для выработки тепловой энергии.

Услуги передачи тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром». Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными - код по ОКВЭД 35.30.14, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) - код по ОКВЭД 35.30.2, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) - код по ОКВЭД 35.30.3.

Услуга по теплоснабжению не взаимозаменяема с другими видами услуг, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить тепловую энергию другими товарами, т.к. не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по теплоснабжению.

С учетом изложенного, продуктовые границы рынка определены как услуги по теплоснабжению.

Для рынка услуг по теплоснабжению характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Таким образом, географические границы рынка определяются как границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения.

Географическими границами рынка теплоснабжения являются границы присоединенных сетей на территории пос. Мирный Коношского района Архангельской области.

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Кроме того, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о теплоснабжении, определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

В рассматриваемом случае условием предоставления доступа на рынок теплоснабжения является заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

Закон о концессионных соглашениях детально регламентирует конкретный порядок заключения концессионного соглашения, существенные условия данного соглашения, декларирует цели использования такой формы государственно-частного партнерства как концессионное соглашение. Как отмечалось ранее, законом установлены сроки рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения и порядок принятии решения о заключении концессионного соглашения, а также требования, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к возможности заключения концессионного соглашения на условиях, предложенных лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения. При этом, решение о заключения концессионного соглашения с ООО «Теплоснаб», выступившем с инициативой заключения концессионного соглашения, в установленном Законом о концессионных соглашениях порядке администрацией МО «Коношский муниципальный район» принято не было.

Непринятие Администрацией МО «Коношский муниципальный район» своевременных и достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства, привело к тому, что ООО «Кристал», а в последующем ООО «Теплоснаб» получили доступ на рынок теплоснабжения пос. Мирный Коношского района Архангельской области в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами теплоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок теплоснабжения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения.

Бездействие органа местного самоуправления в рассматриваемом случае влияет на развитие добросовестной конкуренции, создает преимущество ООО «Теплоснаб», которому права пользования муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения пос. Мирный Коношского района, были переданы в нарушение требований действующего законодательства, ущемляют прав и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов — потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения (лиц, заинтересованных в заключении концессионного соглашения на условиях, предложенных лицом, выступающих с инициативой заклюяения концессионного соглашения), а также ограничивают доступ на рынок теплоснабжения с использованием указанных объектов.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения не исключает необходимости соблюдения требований к порядку распоряжения объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, установленному Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

С учетом изложенного, бездействие Администрации МО «Коношский муниципальный район», в результате которого объекты теплоснабжения МО «Мирный» были предоставлены в пользование ООО «Теплоснаб» на условиях соглашения от 17.07.2017 о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения, привело или могло привести к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения МО «Мирный» Коношского района Архангельской области и созданию необоснованных преимуществ ООО «Теплоснаб», что свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решая вопрос о выдаче предписания комиссия учитывает необходимость совершения ответчиком действий, направленных на пресечение нарушения антимонопольного законодательства, которое в рассматриваемом случае может быть достигнуто путем устранения последствий нарушения — возвратом имущества.

 

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

1. Признать со стороны органа местного самоуправления муниципального образования Коношский муниципальный район - администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (164010, Архангельская область, Коношский район, п. Коноша, ул. Советская, д. 76, ОГРН 1022901320573, ИНН 2912000675) нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в бездействии, в результате которого объекты теплоснабжения МО «Мирный» (сети теплоснабжения, сооружения коммунального хозяйства, протяженность 392 м., адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а, сооружение 1; котельная, нежилое здание, площадь 42,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а) в нарушение требований части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» были предоставлены в пользование ООО «Теплоснаб» на условиях соглашения от 17.07.2017 о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения, что привело или могло привести к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения МО «Мирный» Коношского района Архангельской области и созданию необоснованных преимуществ ООО «Теплоснаб».

2. Выдать администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения его последствий, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного пользования ООО «Теплоснаб» объектами теплоснабжения МО «Мирный» (сети теплоснабжения, сооружения коммунального хозяйства, протяженность 392 м., адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а, сооружение 1; котельная, нежилое здание, площадь 42,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Коношский район, пос. Мирный, ул. Юношеская, 12 а), предоставленных в пользование общества на условиях соглашения от 17.07.2017 о взаимодействии сторон в случае введения режима повышенной готовности на территории МО «Коношский муниципальный район» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и водоснабжения населения, и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

Предписание исполнить в срок до 01.08.2018.

Информацию об исполнении предписания (документы, подтверждающие возврат имущества в казну муниципального образования) представить в срок до 01.08.2018.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

 

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

 

 

 

Е.И. Красильникова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны