Решение №05-03/2158 Решение по делу 06-17 от 18 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 06-17

Ответчик:

Администрация

МО «Плесецкий муниципальный район»

164260, Архангельская область, Плесецкий район, п. Плесецк, ул. Ленина, 33

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Исток»

164262, Архангельская область, п. Плесецк, ул. Шпалозаводская

 

 

 

 

05-03/2158

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 мая 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель управления

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

в отсутствие представителей администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», ООО «Исток», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело № 06-17, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в передаче муниципального имущества (объекты водоснабжения) ООО «Исток» без проведения торгов,

УСТАНОВИЛА:

08 августа 2016 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступили материалы, направленные прокуратурой Плесецкого района, об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны администрации МО «Плесецкий муниципальный район» при передаче муниципального имущества (объекты водоснабжения) ООО «Исток» без проведения торгов по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016.

Рассмотрев поступившие из Прокуратуры Плесецкого района материалы о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны администрации МО «Плесецкий муниципальный район» при передаче муниципального имущества (объекты водоснабжения) ООО «Исток» без проведения торгов, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области установило, что, передавая муниципальное имущество без проведения конкурса, как того требует Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», администрация МО «Плесецкий муниципальный район» создала преимущество ООО «Исток» на рынке водоснабжения и водоотведения, что свидетельствует о признаках нарушении статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее — предупреждение).

Предупреждение выдается, в том числе, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», которая запрещает ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 данного закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

12 октября 2016 года за № 05-03/4001 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области направило в адрес администрации МО «Плесецкий муниципальный район» предупреждение 22ш-2016 о необходимости в срок до 01 марта 2017 года прекратить указанные выше действия (бездействие) путем отмены пункта 4.2 Постановления главы МО «Плесецкий муниципальный район» «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Пуксоозерское» от 06 июля 2016 года № 32-пг, пункта 1.1 Постановления администрации МО «Плесецкий муниципальный район» «О порядке использования имущества жилищно-коммунального хозяйства на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016 № 669-па, а также проведении конкурсных процедур в отношении объектов водоснабжения, расположенных по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Пуксоозерское», в соответствии с требованиями Федерального закона «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 и Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

На основании части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В трехдневный срок Архангельское УФАС России не было уведомлено о выполнении предупреждения 22ш-2016.

На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

14 марта 2017 года в отношении администрации МО «Плесецкий муниципальный район» было возбуждено дело № 06-17 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

14 марта 2017 года Определением о назначении дела № 06-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению администрация муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» была привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика, ООО «Исток» привлечено к участию в рассмотрении дела № 06-17 в качестве заинтересованного лица.

Ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения в Архангельское УФАС России поступило 15 марта 2017 года, за пределами установленных сроков.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 06-17, в ходе которого установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Продуктовыми границами товарного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения, географическими границами рынка водоснабжения и водоотведения являются границы присоединенных сетей.

Ответчик со вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласился по основаниям, изложенным в письмах от 08.09.2016 № 01-26/1035 и от 10.04.2017 № 245.

Ответчик сообщил, что в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с 01.01.2016 относятся к полномочиям администрации МО «Плесецкий муниципальный район». В соответствии с главой 5 областного закона от 23.09.2004 № 259-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» проходит процедура разграничения муниципальной собственности МО «Пуксоозерское».

В соответствии с областным законом от 23.09.2004 № 259-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» муниципальная собственность МО «Пуксоозерское» (объекты водоснабжения и водоотведения) на период разграничения муниципальной собственности была передана по договору от 31.12.2015 в безвозмездное пользование МО «Плесецкий муниципальный район». По причине отсутствия возможности зарегистрировать собственность в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии передача объектов в пользование ресурсоснабжающим организациям в соответствии с законодательством не представлялась возможной. В связи с отсутствием длительное время (с июня 2014 года) ресурсоснабжающей организации по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в целях предотвращения нарушения условий жизнедеятельности населения МО «Пуксоозерское», обеспечения пожарной безопасности администрацией «Плесецкий муниципальный район» было направлено письмо в прокуратуру Плесецкого района о проведении правовой экспертизы на предмет соответствия законодательству Российской Федерации и получено положительное заключение. На основании протокола комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности МО «Плесецкий муниципальный район» с 06.07.2016 постановлением главы МО «Плесецкий муниципальный район» от 06.07.2016 № 32-пг на территории МО «Пуксоозерское» был введен режим повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации. Между МО «Плесецкий муниципальный район» и ООО «Исток» 06.07.2016 было заключено соглашение о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское».

Торги не проводились. Все ресурсоснабжающие организации Плесецкого района отказались рассматривать вопрос оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории МО «Пуксоозерское». Согласилось только ООО «Исток».

После проведения процедуры разграничения объектов муниципального имущества между МО «Пуксоозерское» и МО «Плесецкий муниципальный район» и оформления в собственность рассматриваемое муниципальное имущество будет передано в соответствии с требованиями действующего законодательства, после этого будет отменен режим повышенной готовности на территории МО «Пуксоозерское».

14.04.2017 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было принято заключение об обстоятельствах дела № 06-17 и направлено в адрес администрации МО «Плесецкий муниципальный район» письмом от 14.04.2017 № 05-03/1710, ознакомившись с которым администрация МО «Плесецкий муниципальный район» была в праве в соответствии со статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направить возражения по существу вменяемого правонарушения. Однако, администрация МО «Плесецкий муниципальный район» данным правом не воспользовалась, возражений не направила.

По результатам анализа информации и документов, представленных по запросам Архангельского УФАС России, иных материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 06-17, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области установлено следующее.

31 декабря 2015 года между МО «Пуксоозерское» (Ссудодатель) и МО «Плесецкий муниципальный район» (Ссудополучатель) был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

Согласно пункту 1.1 Ссудодатель предоставил, а Ссудополучатель принял в безвозмездное временное пользование муниципальное имущество:

- эксплуатационная скважина № 1, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Школьная, 11 а;

- эксплуатационная скважина № 2, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Пионерская, 11 а;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро.

Срок действия договора установлен с 01.01.2016 на один месяц включительно, в случае, если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора, договор считается пролонгированным на один месяц.

06 июля 2016 года между МО «Пуксоозерское» (Ссудодатель) и МО «Плесецкий муниципальный район» (Ссудополучатель) вновь был заключен договор безвозмездного пользования следующим муниципальным имуществом: - эксплуатационная скважина № 1, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Школьная, 11 а; - эксплуатационная скважина № 2, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Пионерская, 11 а; - водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро; - скважина, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Белое озеро; - скважина, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Пуксоозеро, ул. Сельская.

Срок действия договора установлен с 06 июля 2016 года до момента государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, в соответствии с действующим законодательством.

06 июля 2016 года Постановлением главы МО «Плесецкий муниципальный район» № 32-пг на территории МО «Пуксоозерское» был введен режим повышенной готовности до вступления в действие концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, заключенного по результатам конкурса.

Пунктом 4.2 данного Постановления администрации МО «Плесецкий район» отделу по управлению муниципальным имуществом было поручено заключить соглашение с ООО «Исток» о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское».

Постановлением администрации МО «Плесецкий муниципальный район» от 06.07.2016 № 668-па был утвержден перечень социально-значимых объектов имущества, необходимых для обеспечения холодного водоснабжения на территории МО «Пуксоозерское» в период повышенной готовности, в который было включено следующее имущество:

- скважина, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Белое Озеро;

- скважина, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Пуксоозеро, ул. Сельская;

- скважина № 1, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Школьная, 11 а;

- скважина № 2, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Пионерская, 11 а;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро.

Из пункта 1.1 постановления администрации МО «Плесецкий муниципальный район» «О порядке использования имущества жилищно-коммунального хозяйства на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016 № 669-па следует, что ООО «Исток» необходимо обеспечить бесперебойную эксплуатацию объектов водоснабжения, определенных как перечень социально-значимых объектов имущества ЖКХ, необходимого для холодного водоснабжения населения, организаций на территории МО «Пуксоозерское».

06 июля 2016 года МО «Плесецкий муниципальный район» передало ООО «Исток» указанное выше муниципальное имущество по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское». Срок действия - до вступления в действие концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, заключенного по результатам конкурса.

Конкурсные процедуры на проводились.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов водоснабжения и водоотведения превышает пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен особый порядок распоряжения указанным имуществом - по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передавая муниципальное имущество без конкурсных процедур по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016, орган местного самоуправления с учетом вышеприведенных обстоятельств ограничил возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, в порядке предусмотренном статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок. В результате, доступ на рынок водоснабжения и водоотведения, находящийся в состоянии естественной монополии, вне процедуры конкурентного отбора получило ООО «Исток».

С учетом изложенного, действия администрации МО «Плесецкий муниципальный район» при передаче муниципального имущества, предназначенного для осуществления водоснабжения и водоотведения, ООО «Исток» по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016, в то время как торги, предусмотренные статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», не проводились, привели или могли привести к устранению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения, что свидетельствует о признаках нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Причины, по которым объекты водоснабжения и водоотведения были переданы ООО «Исток» (в том числе в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации на территории МО «Пуксоозерское») не имеют правового значения для установления факта нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответчику была предоставлена возможность устранения последствий нарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Так, администрации МО «Плесецкий муниципальный район» 12.10.2016 было выдано предупреждение о необходимости в срок до 01 марта 2017 года прекратить указанные действия (бездействие) путем отмены пункта 4.2 Постановления главы МО «Плесецкий муниципальный район» «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Пуксоозерское» от 06 июля 2016 года № 32-пг, пункта 1.1 Постановления администрации МО «Плесецкий муниципальный район» «О порядке использования имущества жилищно-коммунального хозяйства на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016 № 669-па, а также проведении конкурсных процедур в отношении объектов водоснабжения, расположенных по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Пуксоозерское», в соответствии с требованиями Федерального закона «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 и Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

На основании части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Предоставленной возможностью ответчик не воспользовался, предупреждение исполнено не было.

Действий по проведению торгов не совершено.

Передавая муниципальное имущество без проведения конкурса, администрация МО «Плесецкий муниципальный район» создала преимущество ООО «Исток» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения МО «Пуксоозерское», что свидетельствует о признаках нарушении статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, действия (бездействие) администрации МО «Плесецкий муниципальный район», выразившиеся в передаче муниципального имущества, предназначенного для осуществления водоснабжения и водоотведения, ООО «Исток» по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016 без проведения торгов, являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На момент принятия решения по делу 06-17 лицо, в пользование которого может быть передано имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения, по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения не определено, торги не объявлены.

Органу местного самоуправления МО «Плесецкий муниципальный район» следует принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами водоснабжения и водоотведения на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», чем будут достигнуты цели обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения и определения лица, в пользование которого может быть передано муниципальное имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения, на законных основаниях.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче ООО «Исток» муниципального имущества по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016, в то время как торги, предусмотренные статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», не проводились.

2. Выдать администрации МО «Плесецкий муниципальный район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в передаче в пользование ООО «Исток» муниципального имущества по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016 без проведения торгов, путем прекращения Соглашения от 06.07.2016, возврата муниципального имущества, являющегося предметом Соглашения от 06.07.2016, и принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами водоснабжения и водоотведения на условиях концессии, путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

Предписание исполнить в срок до 25.12.2017.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 25.12.2017.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

 

 

А.Ю. Шахов

Связанные организации

Связанные организации не указаны