Решение №05-03/2384 Решение 75-15 от 27 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 75-15


 

Ответчик:

Министерство имущественных отношений Архангельской области

163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49

 

Ответчик:

ООО «Архсервисплюс»

163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 14, офис 525

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев дело № 75-15 по признакам нарушения Министерством имущественных отношений Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при участии:

представителя Министерства имущественных отношений Архангельской области – <...> (по доверенности)

представителя ООО «Архсервисплюс» – <...> (по доверенности)

УСТАНОВИЛА:

 

22.10.2015 в отношении Министерства имущественных отношений Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» было возбуждено дело № 75-15 по признакам нарушения части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в связи с заключением между ними соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 11.01.2011 № 4/273(л) (кадастровый номер земельного участка 29:22:050518:49), согласно которому изменен вид разрешенного использования соответствующего земельного участка: «для строительства здания административно-гостиничного комплекса по наб. Северной Двины» изменено на «для размещения многоэтажного жилого дома по наб. Северной Двины», соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 05.09.2011 № 4/286(л) (кадастровый номер земельного участка 29:22:050518:26), согласно которому изменен вид разрешенного использования соответствующего земельного участка: «для завершения строительства служебного здания управления порта» изменено на «для размещения многоэтажного жилого дома», соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.07.2012 № 4/301(л) (кадастровый номер земельного участка 29:22:050518:56), согласно которому изменен вид разрешенного использования соответствующего земельного участка: «для строительства здания административно-гостиничного комплекса» изменено на «для размещения многоэтажного жилого дома». Вместе с тем, земельные участки для целей жилищного строительства должны предоставляться на торгах, которые в данном случае не проводились.

Министерство имущественных отношений Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» не согласились с вменяемыми нарушениями, представив свои возражения (в том числе возражения на заключение Архангельского УФАС России об обстоятельствах дела № 75-15, ранее направленное в адрес ответчиков согласно требованиям статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В частности, Министерство имущественных отношений Архангельской области указало на следующее.

Заключение соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 05.09.2011 № 4/286(л) не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, поскольку проведению торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050518:26 препятствовало наличие зарегистрированного в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество права на объект незавершенного строительства и права аренды земельного участка.

Указанный земельный участок площадью 592 кв. м с кадастровым номером 29:22:050518:26 был предоставлен ООО «Архсервисплюс» распоряжением Министерства имущественных отношений Архангельской области от 31.08.2011 № 1000-рм в аренду на три года для завершения строительства служебного здания управления порта на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства от 21.06.2011 серия <...> -АК номер <...> .

Земельный участок с кадастровым номером 29:22:050518:26, находящийся в аренде у ООО «Архсервисплюс» на основании договора аренды земельного участка от 05.09.2011 № 4/286(л), действующего в редакции соглашения от 02.09.2013, не является вновь формируемым для целей предоставления под жилищное строительство согласно правовому смыслу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому не должен был предоставляться на торгах.

Министерство имущественных отношений Архангельской области отметило, что в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 171-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент заключения рассматриваемого соглашения от 02.09.2013) собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.

Земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:050518:49, 29:22:050518:56 также не могли быть выставлены на аукцион, поскольку находились в аренде у ООО «Архсервисплюс», и третьи лица не вправе были на них претендовать.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, действующем в редакции от 01.03.2015, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:

- земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды:

- на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

При рассмотрении дел, связанных с нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, антимонопольный орган в рамках части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

Из заключения Архангельского УФАС России об обстоятельствах дела № 75-15 не следует, что при его составлении антимонопольным органом проводился анализ состояния конкуренции в касающейся обстоятельств дела сфере.

Материалами дела не подтверждается, что третьи лица были заинтересованы в спорных земельных участках и действия министерства ограничили конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

Министерство имущественных отношений Архангельской области согласилось с выводами, содержащимися в заключении Архангельского УФАС России об обстоятельствах дела № 75-15, по вопросу о квалификации рассматриваемой ситуации с точки зрения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По мнению Министерства имущественных отношений Архангельской области, сам факт заключения дополнительных соглашений от 02.09.2013 о внесении изменений в договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:050518:49, 29:22:050518:26, 29:22:050518:56 от 11.01.2011 № 4/273(л), от 05.09.2011 № 4/286(л), от 06.07.2012 № 4/301 (л) не может свидетельствовать о нарушении министерством статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения или согласованных действий, запрещенных данной нормой.

 

ООО «Архсервисплюс» также представило свои возражения, указав на соблюдение в данном случае всех необходимых процедур.

По мнению ответчика, заключение органом власти и хозяйствующим субъектом договора/соглашения не делает указанных лиц нарушителями антимонопольного законодательства автоматически и не может свидетельствовать о нарушении сторонами статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии каких-либо доказательств наличия запрещенных соглашения либо согласованных действий.

ООО «Архсервисплюс», как и Министерство имущественных отношений Архангельской области, указало на факт расположения на земельном участке с кадастровым номером 29:22:050518:26 объекта незавершенного строительства (служебное здание управления порта площадью застройки 201 кв. м), находящегося в собственности общества и приобретенного по договору купли-продажи недвижимого имущества от 18.04.2011.

Таким образом, по мнению общества, спорный земельный участок с учетом находящегося на нем объекта незавершенного строительства не мог быть выставлен на аукцион для целей жилищного строительства в силу ограничений, установленных императивными нормами законодательства.

Из пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды и дополнительного соглашения к нему) следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

Кроме того, как полагает ООО «Архсервисплюс», учитывая размеры земельного участка с кадастровым номером 29:22:050518:26 (592 кв. м), на нем (отдельно от других земельных участков) невозможно осуществить строительство какого-либо многоквартирного жилого дома.

Дополнительно ООО «Архсервисплюс» отметило социальную значимость рассматриваемого вопроса, указав, что он касается не только Министерства имущественных отношений Архангельской области и общества и не только осуществления предпринимательской деятельности, а в большей степени прав и законных интересов неопределенного круга лиц – физических лиц, граждан Российской Федерации, поскольку строительство уже ведется, имеются договоры долевого участия в строительстве с участниками долевого строительства.

Дело № 75-15 рассмотрено с учетом следующего.

На основании распоряжения Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 01.10.2010 № 1417-р между Агентством по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» заключен договор аренды от 11.01.2011 № 4/273(л), в соответствии с которым обществу был передан земельный участок с кадастровым номером 29:22:050518:49 для строительства здания административно‑гостиничного комплекса по наб. Северной Двины (общая площадь 3984 кв. м). Земельный участок был предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.

02.09.2013 Министерство имущественных отношений Архангельской области (перешли соответствующие функции от Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области) и ООО «Архсервисплюс» подписали соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 11.01.2011 № 4/273(л). В данном соглашении вид разрешенного использования земельного участка «для строительства здания административно‑гостиничного комплекса по наб. Северной Двины» изменен на «для размещения многоэтажного жилого дома по наб. Северной Двины».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Архангельской области от 31.08.2011 № 1000-рм между Министерством имущественных отношений Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» заключен договор аренды от 05.09.2011 № 4/286(л), в соответствии с которым обществу был передан земельный участок с кадастровым номером 29:22:050518:26 для завершения строительства служебного здания управления порта (общая площадь 592 кв. м).

02.09.2013 Министерство имущественных отношений Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» подписали соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 05.09.2011 № 4/286(л). В данном соглашении вид разрешенного использования соответствующего земельного участка «для завершения строительства служебного здания управления порта» изменен на «для размещения многоэтажного жилого дома».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Архангельской области от 30.05.2012 № 759-р между Министерством имущественных отношений Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» заключен договор аренды от 06.07.2012 № 4/301(л), в соответствии с которым обществу был передан земельный участок с кадастровым номером 29:22:050518:56 для строительства здания административно‑гостиничного комплекса (местоположение: г. Архангельск, Ломоносовский округ, по наб. Северной Двины; общая площадь 1670 кв. м). Земельный участок был предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.

02.09.2013 Министерство имущественных отношений Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» подписали соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.07.2012 № 4/301(л). В данном соглашении вид разрешенного использования соответствующего земельного участка «для строительства здания административно-гостиничного комплекса» изменен на «для размещения многоэтажного жилого дома».

В настоящее время на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:050518:49, 29:22:050518:26, 29:22:050518:56 ведется строительство единого жилого комплекса.

На момент заключения между Министерством имущественных отношений Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 11.01.2011 № 4/273(л), соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 05.09.2011 № 4/286(л), соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.07.2012 № 4/301(л) статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ и подлежала применению с 01.10.2005) было предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (пункт 1).

Пунктом 2 указанной статьи устанавливалось, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Таким образом, на момент заключения между Министерством имущественных отношений Архангельской области и ООО «Архсервисплюс» рассматриваемых соглашений от 02.09.2013 земельное законодательство предусматривало предоставление земельных участков для жилищного строительства исключительно в порядке проведения торгов, в отличие от порядка предоставления земельных участков для строительства иных объектов, которое может осуществляться без проведения торгов (например, в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства).

Нормами Земельного кодекса Российской Федерации, вступившими в силу с 01.03.2015, также не предусмотрено возможности предоставления органами власти земельных участков в целях жилищного строительства без проведения торгов.

Несмотря на то, что Градостроительный кодекс Российской Федерации допускает изменение вида разрешенного использования земельного участка (статья 37), указанная процедура находится в сфере градостроительного регулирования и не может нарушать установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок предоставления земельного участка для соответствующего вида использования.

Таким образом, заключение рассматриваемых соглашений от 02.09.2013 о внесении изменений в договоры аренды от 11.01.2011 № 4/273(л), от 05.09.2011 № 4/286(л), от 06.07.2012 № 4/301(л) между ООО «Архсервисплюс» и Министерством имущественных отношений Архангельской области, исполнявшим в данном случае полномочия по предоставлению соответствующих земельных участков, позволило по сути обойти предусмотренные процедуры торгов, что свидетельствует о нарушении пунктов 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Факт изменения органом местного самоуправления целевого назначения для определенной категории земельных участков (на территории МО «Город Архангельск» действуют Правила землепользования и застройки МО «Город Архангельск», утвержденные решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516) не освобождает от обязанности соблюдения порядка их предоставления, установленного Земельным кодексом Российской Федерации.

В рассматриваемой ситуации Министерство имущественных отношений Архангельской области ограничилось лишь внесением изменений в договоры аренды земельных участков, проигнорировав требования пунктов 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

С точки зрения Закона о защите конкуренции (статьи 15 и 16 Закона) акты и действия органов власти, в том числе в виде заключения соглашений с хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, недопустимы.

В связи с этим необходимо отметить, что предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона ставит хозяйствующий субъект, осуществляющий строительство, в преимущественное, более выгодное положение по сравнению с иными лицами, которые лишаются возможности приобрести права на земельный участок или приобретают право на земельный участок для целей жилищного строительства на торгах в порядке статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В данном случае имеет значение не столько создание преимущественных условий допуска к конкретным земельным участкам, сколько создание преимущественных условий доступа к самой возможности осуществления жилищного строительства на земельных участках соответствующей категории в принципе (без необходимости участия в торгах).

Предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона может привести к экономии финансовых средств конкретного застройщика, что ставит застройщика в преимущественное, более выгодное положение по сравнению с иными лицами, приобретающими права на земельные участки для целей жилищного строительства на торгах в порядке статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (аналогичная позиция изложена арбитражными судами при рассмотрении дела № А28-14996/2013).

Учитывая данные обстоятельства, доводы ответчиков об отсутствии нарушений требований Закона о защите конкуренции в связи с невозможностью проведения аукционов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:050518:49, 29:22:050518:26, 29:22:050518:56, поскольку они уже находились в аренде у ООО «Архсервисплюс», а на земельном участке с кадастровым номером 29:22:050518:26 к тому же располагался объект незавершенного строительства, находящийся у общества в собственности на момент заключения дополнительных соглашений от 02.09.2013, несостоятельны.

Довод ООО «Архсервисплюс» относительно недостаточных для жилищного строительства размеров земельного участка с кадастровым номером 29:22:050518:26, также не может быть принят во внимание.

Так, согласно части 3 статьи 13 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516, минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 500 квадратных метров.

Частью 4 статьи 13 указанных Правил установлено, что минимальная площадь земельного участка для вновь строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства в зонах, указанных в статьях 20 - 30, 42 - 56, 68 - 74, 84 - 95, 110 - 112, 114 - 120, 129 - 136, 149 - 159, 170 - 180 и 192 - 201 настоящих Правил, должна составлять не менее 400 (в редакции, действовавшей на момент заключения рассматриваемых соглашений – 300) квадратных метров (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства и объектов, предназначенных для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (трансформаторные подстанции, канализационно-насосные станции и т. п.).

В свою очередь, размер земельного участка с кадастровым номером 29:22:050518:26 составляет 592 кв. м.

Необходимо также учитывать, что вышеназванный земельный участок граничит с иными переданными в аренду ООО «Архсервисплюс» земельными участками, у которых аналогичным образом в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации (без проведения торгов) был измен вид их разрешенного использования с предоставлением обществу возможности осуществления на указанных земельных участках жилищного строительства. Данные земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 29:22:050518:26, следует оценивать в совокупности.

Комиссия Архангельского УФАС России находит обоснованным довод ответчиков о том, что сам факт заключения дополнительных соглашений от 02.09.2013 о внесении изменений в договоры аренды земельных участков от 11.01.2011 № 4/273(л), от 05.09.2011 № 4/286(л), от 06.07.2012 № 4/301(л) не может свидетельствовать о нарушении требований статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения или согласованных действий, запрещенных данной нормой.

Принимая во внимание, что такие доказательства в материалах дела № 75-15 отсутствуют, Комиссия Архангельского УФАС не имеет оснований для квалификации рассматриваемой ситуации с точки зрения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, как следует из части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из положений статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении установленных в ней запретов является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

При вышеизложенных обстоятельствах, фактически предоставив в нарушение установленной земельным законодательством процедуры (без проведения торгов) ООО «Архсервисплюс» возможность осуществлять жилищное строительство на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:050518:49, 29:22:050518:26, 29:22:050518:56 посредством заключения с обществом соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 11.01.2011 № 4/273(л), соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 05.09.2011 № 4/286(л), соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.07.2012 № 4/301(л) Министерство имущественных отношений Архангельской области нарушило требования части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В данном случае товарным рынком является рынок жилищного строительства на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Границы рынка ограничены земельными участками, соответствующие полномочия по предоставлению которых имеются у Министерства имущественных отношений Архангельской области.

Рынок жилищного строительства на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является конкурентным, по причине чего установление конкретных лиц не требуется. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей, является этапом проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, порядок которого определен приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

В силу положений пункта 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 4 (если соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) и 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, пункта 2 части 1 статьи 11.1, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, для принятия решения о наличии либо отсутствии нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в данном случае было достаточно определить товарный рынок.

Как уже указывалось ранее, в рассматриваемой ситуации имеет значение не столько создание преимущественных условий допуска к конкретным земельным участкам, сколько создание преимущественных условий доступа к самой возможности осуществления жилищного строительства на земельных участках соответствующей категории в принципе (без необходимости участия в торгах).

Предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона может привести к экономии финансовых средств конкретного застройщика, что ставит застройщика в преимущественное, более выгодное положение по сравнению с иными лицами, приобретающими права на земельные участки для целей жилищного строительства на торгах в порядке статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (аналогичная позиция изложена арбитражными судами при рассмотрении дела № А28-14996/2013).

Учитывая изложенное, предположение Министерства имущественных отношений Архангельской области о возможном несоблюдении Архангельским УФАС России пункта 1 части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции не является обоснованным.

 

Решая вопрос о выдаче предписания, Комиссия Архангельского УФАС России учитывает следующее.

Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

При этом, в случае выдачи предписания оно должно не только соответствовать решению, но и предполагать возможность его фактического исполнения.

Как следует из материалов дела № 75-15, на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:050518:49, 29:22:050518:26, 29:22:050518:56 к настоящему времени уже начато и продолжает осуществляться строительство единого жилого комплекса.

Кроме того, ООО «Архсервисплюс» предоставило документы, подтверждающие наличие заключенных с физическими лицами соответствующих договоров долевого участия в строительстве.

При вышеназванных обстоятельствах Комиссия Архангельского УФАС России не находит возможным выдать предписание по делу № 75-15.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство имущественных отношений Архангельской области нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в предоставлении в нарушение установленной земельным законодательством процедуры (без проведения торгов) ООО «Архсервисплюс» возможности осуществлять жилищное строительство на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:050518:49, 29:22:050518:26, 29:22:050518:56 посредством заключения с обществом соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 11.01.2011 № 4/273(л), соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 05.09.2011 № 4/286(л), соглашения от 02.09.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.07.2012 № 4/301(л).

2. Рассмотрение дела в части нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.


 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

Е.И. Красильникова

 

 

А.Ю. Шахов

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны