Определение №05-03/24 Определение о назначении дела № 01-18 о нарушении антимонопо... от 10 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 01-18

Ответчик:

Администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»

164110, Архангельская область, г. Каргополь, ул. Победы, д. 20

 

 

 

05-03/24

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 01-18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

«10» января 2018 года г. Архангельск
 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) Бугаев Д.В.,

установил:

По результатам рассмотрения обращения Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.11.2016 № 313/3734 о нарушении требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в аренду ООО «Каргопольские тепловые сети» на основании договора аренды от 30.05.2015 № 87/1 (с учетом дополнительного соглашения от 19.01.2016), было установлено следующее.

30.05.2015 МО «Павловское» в лице главы МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 87/1, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети протяженностью 661 п.м., на срок с 31.05.2015 по 29.05.2016.

ООО «Каргопольские тепловые сети» было передано следующее имущество: котельная № 7 (дата ввода в эксплуатацию — 1966 год), тепловые сети (дата ввода в эксплуатацию — 1966 год), труба дымовая (дата ввода в эксплуатацию — 2001 год), котел Тула (дата ввода в эксплуатацию — 1996 год), дымосос 3,5 (дата ввода в эксплуатацию 2002 год), конвект. секции (дата ввода в эксплуатацию — 2002 год), секции топки (дата ввода в эксплуатацию — 2002 год), насос конс. Контракт-100-80-160 (дата ввода в эксплуатацию — 2002 год), насос Контракт — 90/35 дв. 15/3000 (дата ввода в эксплуатацию — 2003 год).

Поскольку срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2015 могла осуществляться только по концессионному соглашению.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 22.09.2015 по делу № 48-15 глава муниципального образования «Павловское» была признана нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении от имени муниципального образования «Павловское» договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 с ООО «Каргопольские тепловые сети», в соответствии с которым в аренду обществу было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, в то время как в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2015 передача прав владения и пользования в отношении рассматриваемого имущества могла осуществляться только по концессионному соглашению.

По итогам рассмотрения дела 48-15 главе муниципального образования «Павловское» было выдано предписание от 22.09.2015 № 05-03/5519 о прекращении в срок до 01.02.2016 нарушения антимонопольного законодательства.

Решением Няндомского районного суда от 21.04.2016 по делу № 5-25/2016 глава МО «Павловское» была признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении в установленные сроки предписания Архангельского УФАС России от 22.09.2015 № 05-03/5519 по делу № 48-15, и привлечена к административной ответственности.

Распоряжением Правительства Архангельской области от 22.12.2015 № 475 котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети протяженностью 661 п.м. были переданы в собственность МО «Каргопольский муниципальный район».

19.01.2016 к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 было заключено дополнительное соглашение о замене стороны в обязательстве, согласно которому арендодателем по договору выступает Администрация МО «Каргопольский муниципальный район».

При этом, письмом от 01.03.2016 № 940 Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» сообщила, что администрация уведомлялась главой муниципального образования «Павловское» о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 с ООО «Каргопольские тепловые сети», и что решением Собрания депутатов МО «Каргопольский муниципальный район» от 10.02.2016 № 152 принято решение о передаче в концессию котельной № 7, расположенной по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, и тепловых сетей.

В ходе рассмотрения материалов Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» сообщила, что котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 661 п.м., находятся в пользовании ООО «Каргопольские тепловые сети» на основании договора от 30.05.2015 № 87/1 с дополнительными соглашениями от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016.

Как указано в пункте 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66, заключение договора аренды на новый срок является заключением нового договора аренды.

На основании части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, вступившими в силу 08.05.2013 и регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, установлены ограничения передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Учитывая, что срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» могла быть осуществлена осуществляться только по концессионному соглашению.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

С учетом изложенного, у Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» отсутствовали законные основания продления в соответствии с дополнительными соглашениями от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016 срока действия договора аренды от 30.05.2015 № 87/1 и предоставления в пользование ООО «Каргопольские тепловые сети» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения: котельной № 7, расположенной по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловых сетей протяженностью 661 п.м.

Бездействие Администрации МО «Каргопольский муниципальный район», выразившееся в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении рассматриваемых объектов теплоснабжения, и непринятии мер, направленных на прекращение неправомерного пользования муниципальным имуществом ООО «Каргопольские тепловые сети», может привести к недопущению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения и созданию необоснованных преимуществ ООО «Каргопольские тепловые сети».

12.01.2017 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» предупреждение 02ш-2017 о необходимости в срок до 15.07.2017 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») использования ООО «Каргопольские тепловые сети» муниципального имущества МО «Каргопольский муниципальный район», предназначенного для теплоснабжения: котельной № 7, расположенной по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, и тепловых сетей протяженностью 661 п.м., и принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

06.07.2017 в Архангельское УФАС России поступило ходатайство Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 30.06.2017 № 3581 о продлении срока выполнения предупреждения до 01.01.2018. Заявитель указал, администрацией ведется работа по подготовке заключения концессионного соглашения, в частности, устраняются замечания агентства по тарифам и ценам Архангельской области по проекту концессионного соглашения.

Определением от 10.07.2017 срок выполнения предупреждения был продлен до 01.01.2018.

14.12.2017 в Архангельское УФАС России поступило ходатайство Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 07.12.2017 № 6730 о продлении срока выполнения предупреждения до 01.09.2018. Администрация указала, что ведет работу по подготовке заключения концессионного соглашения, проект концессионного соглашения согласован министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области проект концессионного соглашения не согласовало, в адрес администрации направлен ряд замечаний, которые в настоящее время устраняются. Муниципальный контракт на оказание услуг по определению рыночной стоимости концессионной платы на объекты теплоснабжения заключен 11.09.2017. Отчет об оценке в администрацию не поступил, в адрес оценщика направлена претензия.

Основания для удовлетворения ходатайства администрации МО «Каргопольский муниципальный район» о продлении срока выполнения предупреждения отсутствуют. Письмом от 01.03.2016 № 940 Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» сообщала, что администрация уведомлялась главой муниципального образования «Павловское» о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 с ООО «Каргопольские тепловые сети», и что решением Собрания депутатов МО «Каргопольский муниципальный район» от 10.02.2016 № 152 принято решение о передаче в концессию котельной № 7, расположенной по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, и тепловых сетей. Вместе с тем, 19.01.2016 к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 было заключено дополнительное соглашение о замене стороны в обязательстве, согласно которому арендодателем по договору выступает Администрация МО «Каргопольский муниципальный район». Котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 661 п.м., продолжало находиться в пользовании ООО «Каргопольские тепловые сети» на основании договора от 30.05.2015 № 87/1 с дополнительными соглашениями от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016. Срок выполнения предупреждения составлял одиннадцать месяцев, однако на 01.01.2018 доказательства прекращения неправомерного использования ООО «Каргопольские тепловые сети» муниципального имущества МО «Каргопольский муниципальный район», предназначенного для теплоснабжения, отсутствуют, конкурс на право заключения концессионного соглашения не объявлен. Срок выполнения предупреждения, исходя из количества, объема действий, которые требовалось совершить органу власти, а также того обстоятельства, что необходимость в совершении действий, связанных с организацией заключения концессионного соглашения возникла у Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» еще в начале 2016 года, был объективно достаточным для его выполнения. Удовлетворение же ходатайства Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» о продлении срока выполнения предупреждения до 01.09.2018 приведет к неоправданному увеличению этого срока, что недопустимо и дискредитирует принцип добровольного устранения нарушения в разумный срок.

На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области издан приказ от 10.01.2018 № 2 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 01-18 по признакам нарушения Администрацией МО «Каргопольский муниципальный раойн» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

1. Назначить дело № 01-18 к рассмотрению на 12 февраля 2018 года в 14 часов 00 минут, по адресу: г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, 2, корп. 2 (10 учебный корпус С(А)ФУ, Институт математики, информационных и космических технологий), 1 этаж, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» (164110, Архангельская область, г. Каргополь, ул. Победы, д. 20).

Представление ответчиком письменного отзыва с правовым обоснованием своей позиции обязательна.

3. На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» в срок до 01.02.2018 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2, следующие документы и материалы:

- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;

- информацию об изменении ситуации, связанной с использованием ООО «Каргопольские тепловые сети» муниципального имущества, являющегося предметом договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1;

- информацию о лице, в пользовании которого в настоящее время находится имущество, предназначенное для теплоснабжения: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети протяженностью 661 п.м., с приложением подтверждающих документов;

- копии всех дополнительных соглашений к договору аренды от 30.05.2015 № 87/1, заключенных после 02.11.2016;

- документы, устанавливающие порядок распоряжения муниципальным имуществом МО «Каргопольский муниципальный район», в редакции, действовавшей на 19.01.2016 и в настоящее время, или указать адрес сайта в сети Интернет, на котором опубликованы соответствующие нормативные акты с указанием реквизитов нормативных актов;

- Устав МО «Каргопольский муниципальный райо» или указать адрес сайта в сети Интернет, на котором опубликованы соответствующие нормативные акты с указанием реквизитов нормативных актов;

- актуальную схему теплоснабжения г. Каргополь, или указать адрес сайта в сети Интернет, на котором размешена соответствующая схема и материалы по ее актуализации;

- переписку с Правительством Архангельской области, министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, агентством по тарифам и ценам Архангельской области, правовым департаментом Архангельской области по вопросу заключения концессионного соглашения в отношении котельной № 7, расположенной по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловых сетей протяженностью 661 п.м.;

- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

На основании части 2 статьи 45.2 Федерального закона «О защите конкуренции» каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

 

Председатель комиссии Д.В. Бугаев

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны