Решение №05-03/2427 Решение по делу № 01-18 от 18 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 01-18

Ответчик:

Администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»

164110, Архангельская область, г. Каргополь, ул. Победы, д. 20

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Каргопольские тепловые сети»

164110, Архангельская область, г. Каргополь, ул. Ленина, д. 47а

 

 

 

05-03/2427

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 18 мая 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пв составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

руководитель управления

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

начальник отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

в присутствии представителей:

от администрации МО «Каргопольский муниципальный район» - <...>, <...>;

от ООО «Каргопольские тепловые сети» - <...>,

рассмотрев дело № 01-18, возбужденное в отношении органа местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» - администрации МО «Каргопольский муниципальный район» (164110, Архангельская область, г. Каргополь, ул. Победы, д. 20, ИНН 2911001524, ОГРН 1022901295856) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило заявление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.11.2016 № 313/3734 о нарушении требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в аренду ООО «Каргопольские тепловые сети» на основании договора аренды от 30.05.2015 № 87/1 (с учетом дополнительного соглашения от 19.01.2016).

В ходе рассмотрения обращения было установлено следующее.

30.05.2015 МО «Павловское» в лице главы МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 87/1, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 661 п.м., на срок с 31.05.2015 по 29.05.2016.

ООО «Каргопольские тепловые сети» было передано следующее имущество: котельная № 7 (дата ввода в эксплуатацию — 1966 год), тепловые сети (дата ввода в эксплуатацию — 1966 год), труба дымовая (дата ввода в эксплуатацию — 2001 год), котел Тула (дата ввода в эксплуатацию — 1996 год), дымосос 3,5 (дата ввода в эксплуатацию 2002 год), конвект. секции (дата ввода в эксплуатацию — 2002 год), секции топки (дата ввода в эксплуатацию — 2002 год), насос конс. Контракт-100-80-160 (дата ввода в эксплуатацию — 2002 год), насос Контракт — 90/35 дв. 15/3000 (дата ввода в эксплуатацию — 2003 год).

Поскольку срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2015 могла осуществляться только по концессионному соглашению.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 22.09.2015 по делу № 48-15 глава муниципального образования «Павловское» была признана нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении от имени муниципального образования «Павловское» договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 с ООО «Каргопольские тепловые сети», в соответствии с которым в аренду обществу было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, в то время как в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2015 передача прав владения и пользования в отношении рассматриваемого имущества могла осуществляться только по концессионному соглашению.

По итогам рассмотрения дела 48-15 Главе муниципального образования «Павловское» было выдано предписание от 22.09.2015 № 05-03/5519 о прекращении в срок до 01.02.2016 нарушения антимонопольного законодательства.

Решением Няндомского районного суда от 21.04.2016 по делу № 5-25/2016 глава МО «Павловское» была признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении в установленные сроки предписания Архангельского УФАС России от 22.09.2015 № 05-03/5519 по делу № 48-15, и привлечена к административной ответственности.

Распоряжением Правительства Архангельской области от 22.12.2015 № 475 котельная № 7, расположенная по адресу: Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети протяженностью 661 п.м. были переданы в собственность МО «Каргопольский муниципальный район».

19.01.2016 к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 было заключено дополнительное соглашение о замене стороны в обязательстве, согласно которому арендодателем по договору выступает Администрация МО «Каргопольский муниципальный район».

Решением Собрания депутатов МО «Каргопольский муниципальный район» от 10.02.2016 № 152 было принято решение о передаче в концессию указанных объектов. Конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанного имущества не объявлялся.

При этом, письмом от 01.03.2016 № 940 Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» сообщила, что администрация уведомлялась главой муниципального образования «Павловское» о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 с ООО «Каргопольские тепловые сети», и что решением Собрания депутатов МО «Каргопольский муниципальный район» от 10.02.2016 № 152 принято решение о передаче в концессию котельной № 7, расположенной по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, п. Пригородный, ул. Школьная, д. 1А, и тепловых сетей.

Письмом от 23.12.2016 № 7075 Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» сообщила, что котельная № 7, расположенная по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, п. Пригородный, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 661 п.м., находятся в пользовании ООО «Каргопольские тепловые сети» на основании договора от 30.05.2015 № 87/1 с дополнительными соглашениями от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016, которыми продлевался срок действия договора.

В связи с наличием в действиях Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» по заключению дополнительных соглашений от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016 к договору аренды от 30.05.2015 № 87/1, в бездействии Администрации МО «Каргопольский муниципальный район», выразившемся в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении рассматриваемых объектов теплоснабжения, и непринятии мер, направленных на прекращение неправомерного пользования муниципальным имуществом ООО «Каргопольские тепловые сети», признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 12.01.2017 выдало Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» предупреждение 02ш-2017 о необходимости в срок до 15.07.2017 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») использования ООО «Каргопольские тепловые сети» муниципального имущества МО «Каргопольский муниципальный район», предназначенного для теплоснабжения: котельной № 7, расположенной по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, и тепловых сетей протяженностью 661 п.м., и принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

06.07.2017 в Архангельское УФАС России поступило ходатайство Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 30.06.2017 № 3581 о продлении срока выполнения предупреждения до 01.01.2018. Заявитель указал, что администрацией ведется работа по подготовке заключения концессионного соглашения, в частности, устраняются замечания агентства по тарифам и ценам Архангельской области по проекту концессионного соглашения.

Определением от 10.07.2017 срок выполнения предупреждения был продлен до 01.01.2018.

14.12.2017 в Архангельское УФАС России поступило ходатайство Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 07.12.2017 № 6730 о продлении срока выполнения предупреждения до 01.09.2018. Администрация указала, что ведет работу по подготовке заключения концессионного соглашения, проект концессионного соглашения согласован министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области проект концессионного соглашения не согласовало, в адрес администрации направлен ряд замечаний, которые устраняются. Муниципальный контракт на оказание услуг по определению рыночной стоимости концессионной платы на объекты теплоснабжения заключен 11.09.2017. Отчет об оценке в администрацию не поступил, в адрес оценщика направлена претензия.

Рассмотрев указанное ходатайство, Архангельское УФАС России оснований для его удовлетворения не установило. Так, письмом от 01.03.2016 № 940 Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» сообщала, что администрация уведомлялась главой муниципального образования «Павловское» о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 с ООО «Каргопольские тепловые сети», и что решением Собрания депутатов МО «Каргопольский муниципальный район» от 10.02.2016 № 152 принято решение о передаче в концессию котельной № 7, расположенной по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, п. Пригородный,, ул. Школьная, д. 1А, и тепловых сетей. Вместе с тем, котельная № 7, и тепловые сети, протяженностью 661 п.м., продолжали находиться в пользовании ООО «Каргопольские тепловые сети» на основании договора от 30.05.2015 № 87/1 с дополнительными соглашениями от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016. Срок выполнения предупреждения составлял одиннадцать месяцев, однако на 01.01.2018 доказательства прекращения неправомерного использования ООО «Каргопольские тепловые сети» муниципального имущества МО «Каргопольский муниципальный район», предназначенного для теплоснабжения, отсутствовали, конкурс на право заключения концессионного соглашения не объявлен. Срок выполнения предупреждения, исходя из количества, объема действий, которые требовалось совершить органу власти, а также того обстоятельства, что необходимость в совершении действий, связанных с организацией заключения концессионного соглашения возникла у Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» еще в начале 2016 года, был объективно достаточным для его выполнения. Удовлетворение же ходатайства Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» о продлении срока выполнения предупреждения до 01.09.2018 привело бы к неоправданному увеличению этого срока, что недопустимо и дискредитирует принцип добровольного устранения нарушения в разумный срок.

На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

С учетом изложенного 10.01.2018 в отношении Администрации МО «Каргопольский муниципальный район» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 01-18 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» с вменяемым правонарушением не согласилась.

Письмом от 30.01.2018 № 428 Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» сообщила, что по состоянию на 30.01.2018 договор аренды имущества № 87/1 от 30.05.2015, заключенный с ООО «Каргопольские тепловые сети» не прекращен. Администрацией муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» ведется работа по подготовке концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства: здания котельной № 7, расположенной по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Школьная, д. 1А, и тепловой сети, расположенной по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Школьная. Проект концессионного соглашения согласован с министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области, агентство по тарифам и ценам Архангельской области проект концессионного соглашения не согласовало. В адрес администрации муниципального образования был направлен ряд замечаний. Повторно проект концессионного соглашения направлен в агентство по тарифам и ценам Архангельской области 25.01.2018. 21.09.2017 подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости концессионной платы на объекты теплоснабжения. Учитывая, что администрацией муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» предпринимаются действия по исполнению предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, администрация просила рассмотреть вопрос о продлении срока выполнения предупреждения.

Письмом от 28.03.2018 № 1703 Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» сообщила, что по состоянию на 28.03.2018 договор аренды имущества № 87/1 от 30.05.2015, заключенный с ООО «Каргопольские тепловые сети», не прекращен. Администрацией муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» ведется работа по подготовке концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства: здания котельной № 7, расположенной по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Школьная, д. 1А, и тепловой сети, расположенной по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Школьная. Согласно дорожной карте по передаче объектов коммунальной инфраструктуры в эффективное пользование частным операторам на условиях концессионного соглашения, утвержденной министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области 27.05.2015, администрацией муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» был сформирован пакет документов для согласования уполномоченными органами власти Архангельской области (исх № 6666, № 6667 от 05.12.2016). От министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области было получено согласование мероприятий, выполняемых в рамках концессионного соглашения (исх. № 2013/01-13/9578 от 20.12.2016). От агентства по тарифам и ценам Архангельской области был получен отказ в согласовании мероприятий, выполняемых в рамках концессионного соглашения (исх. № 313/4089 от 27.12.2016). В представленном на согласование пакете документов отсутствовали копии свидетельств о государственной регистрации права собственности муниципального образования в отношении имущества, входящего в состав объектов концессионного соглашения. Данное имущество зарегистрировано в собственность МО «Каргопольский муниципальный район» 28.03.2017 на основании распоряжения Правительства Архангельской области от 22.12.2015 № 475-рп «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Каргопольский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Ошевенское», «Павловское», «Печниковское», «Приозерное», «Ухотское» и распоряжения Правительства Архангельской области от 07.02.2017 № 36-рп. Повторно проект концессионного соглашения был направлен в агентство по тарифам и ценам Архангельской области 25.01.2018. По результатам рассмотрения проекта концессионного соглашения агентство письмом от 15.02.2018 № 313/359 предложило направить пояснения о причинах деления объектов теплоснабжения, эксплуатируемых в настоящее время ООО «Каргопольские тепловые сети», на несколько лотов при подготовке конкурсной документации. При подготовке конкурсной документации в целях заключения концессионного соглашения предполагалась передача объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Павловское» и являющихся собственностью МО «Каргопольский муниципальный район». ООО «Каргопольские тепловые сети» пользуются также на прах аренды объектами теплоснабжения, расположенными на территории МО «Каргопольское» и находящимися в собственности МО «Каргопольское». Выделение объектов теплоснабжения, эксплуатируемых ООО «Каргопольские тепловые сети», в разные лоты обусловлено тем, что имущество находится в собственности разных муниципальных образований. Вместе с тем, по сообщению агентства по тарифами ценам Архангельской области разработан проект распоряжения Правительства Архангельской области «О концессионных соглашениях в сфере топливно-коммунального хозяйства Архангельской области», согласно которому органам местного самоуправления рекомендуется производить укрупнение лотов при подготовке конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе путем проведения межмуниципальных совместных конкурсов в целях повышения инвестиционной привлекательности объектов концессионных соглашений. В настоящее время сведения об утверждении указанного распоряжения у администрации отсутствуют. Агентством по тарифами и ценам Архангельской области был также запрошен прогнозный расчет амортизационных отчислений, копии инвентарных карточек учета основных средств по объектам основных средств, входящих в состав объекта концессионного соглашения. Данная информация не может быть представлена администрацией, т.к. согласно инструкции № 157н, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации, амортизация не начисляется на имущество, находящееся в казне. Таким образом, агентство по тарифам и ценам Архангельской области оставило без рассмотрения предлагаемый администрацией проект концессионного соглашения. Постановлением Правительства Архангельской области от 20.06.2017 № 244-пп был утвержден Порядок согласования органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Архангельской области проекта решения о заключении концессионного соглашения, объектом которого являются объекты коммунального комплекса. В данном порядке было рекомендовано к заявлению о подготовке конкурсной документации предоставить пакет документов, в том числе расчет размера концессионной платы. Согласно статье 7 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. Концессионная плата может быть установлена в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня. Администрацией МО «Каргопольский муниципальный район» проведена оценка рыночной стоимости концессионной платы на объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности МО «Каргопольский муниципальный район», т.к. законодательство не запрещает при передаче муниципального по концессионному соглашению установление рыночной стоимости платы за такое имущество.

03.04.2018, рассмотрев дело № 01-18, Комиссия Архангельского УФАС России, пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» со стороны администрации МО «Каргопольский муниципальный район», в связи с чем было принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 данного закона. Рассмотрение дела было отложено. Лицам, участвующим в деле были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 01-18, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также сообщить об изменении ситуации, связанной с использованием муниципального имущества.

Письмом от 26.04.2018 № 2305 Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» сообщила, что администрацией ведется подготовка к заключению межмуниципального концессионного соглашения. В рамках межмуниципального концессионного соглашения предполагается укрупнение лотов при подготовке конкурсной документации путем передачи объектов теплоснабжения, эксплуатируемых ООО «Каргопольские тепловые сети», расположенных на территории МО «Павловское» и находящихся в собственности МО «Каргопольский муниципальный район», и объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Каргопольское» и являющихся собственностью МО «Каргопольское». При наличии полного пакета документов, необходимых для заключения межмуниципального концессионного соглашения, проект соглашения будет направлен на согласование в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области.

В заседании комиссии 11.05.2018 представители ответчика указали, что нарушение требований антимонопольного законодательства в действиях администрации МО «Каргопольский муниципальный район» отсутствует, пояснив, что подготовка к организации конкурса на право заключения концессионного соглашения была начата администрацией еще в 2016 году, однако агентством по тарифами и ценам Архангельской области не были согласованны долгосрочные параметры государственного регулирования тарифов; заключение концессионного соглашения в отношении рассматриваемых объектов теплоснабжения на данный момент невозможно, исходя из позиции уполномоченных органов о необходимости укрупнения лотов в целях повышения инвестиционной привлекательности объектов концессионных соглашений, в связи с чем администрацией ведется подготовка к заключению межмуниципального концессионного соглашения.

Представитель ООО «Каргопольские тепловые сети» поддержал позицию ответчика.

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

30.05.2015 МО «Павловское» в лице главы МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 87/1, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 661 п.м., на срок с 31.05.2015 по 29.05.2016.

Факт несоблюдения при заключении договора требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 22.09.2015 по делу № 48-15.

Распоряжением Правительства Архангельской области от 22.12.2015 № 475 котельная № 7, расположенная по адресу: Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети протяженностью 661 п.м. были переданы в собственность МО «Каргопольский муниципальный район».

19.01.2016 к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 было заключено дополнительное соглашение о замене стороны в обязательстве, согласно которому арендодателем по договору выступает Администрация МО «Каргопольский муниципальный район».

27.05.2016 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице исполняющего обязанности главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 27.06.2016.

23.06.2016 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице исполняющего обязанности главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 27.07.2016.

25.07.2016 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице исполняющего обязанности главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 27.08.2016.

18.08.2016 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 26.09.2016.

20.09.2016 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 26.10.2016.

02.11.2016 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 25.11.2016.

23.11.2016 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 25.12.2016.

23.12.2016 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 24.01.2017.

23.01.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 24.02.2017.

22.02.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 26.03.2017.

24.03.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 25.04.2017.

24.04.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 25.05.2017.

23.05.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 24.06.2017.

22.06.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 24.07.2017.

20.07.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 23.08.2017.

22.08.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 22.09.2017.

28.12.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 22.10.2017.

28.12.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице врио главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 21.11.2017.

28.12.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице врио главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 21.12.2017.

28.12.2017 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице врио главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 20.01.2018.

16.01.2018 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице врио главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 19.02.2018.

22.02.2018 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 21.03.2018.

01.03.2018 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 20.04.2018.

24.04.2018 МО «Каргопольский муниципальный район» в лице и.о. главы муниципального образования и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым срок действия договора был продлен до 23.05.2018.

Как указано в пункте 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66, заключение договора аренды на новый срок является заключением нового договора аренды.

На основании части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

На основании части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

На основании части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Учитывая, что срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения. Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывают с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

С учетом изложенного, у Администрации МО «Каргопольский муниципальный район муниципальный район» отсутствовали законные основания продления в соответствии с дополнительными соглашениями от 27.05.2016, от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016, от 23.11.2016, от 23.12.2016, от 23.01.2017, от 22.02.2017, от 24.03.2017, от 24.04.2017, от 23.05.2017, от 22.06.2017, от 20.07.2017, от 22.08.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 16.01.2018, от 22.02.2018, от 01.03.2018, от 24.05.2018 срока действия договора аренды от 30.05.2015 № 87/1 и предоставления в пользование ООО «Каргопольские тепловые сети» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения: котельной № 7, расположенной по адресу: Архангельская область, Каргопольский район г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А1 (Архангельская область, Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Шеольная д. 1А2), тепловых сетей протяженностью 661 п.м.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона, а в отношении объектов теплоснабжения - также случаев, предусмотренных статьями 51, 52.1 данного закона.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Торги на право заключения договора аренды и договор аренды, заключенный по результатам их проведения в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, влекут нарушение публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении государственного и муниципального имущества.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 01-18.

На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

На основании пункта 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В рассматриваемом случае целью анализа является оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие предоставления ООО «Каргопольские тепловые сети» возможности пользования муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения. Временной интервал исследования определен с 19.01.2016 (дата замены стороны в обязательстве по договору аренды на Администрацию МО «Каргопольский муниципальный район») по дату исследования.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение представляет собой обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); система теплоснабжения представляет собой совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.

Услуги по передаче тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийскиому классификатору видов экономической деятельности относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром». Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными - код по ОКВЭД 35.30.14, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) - код по ОКВЭД 35.30.2.

Услуга по теплоснабжению не взаимозаменяема с другими видами услуг, т.к. покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить тепловую энергию другими товарами, т.к. не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по теплоснабжению.

С учетом изложенного, продуктовые границы рынка определены как услуги по теплоснабжению.

Для рынка услуг по теплоснабжению характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Таким образом, географические границы рынка определяются как границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения.

С учетом изложенного, географическими границами рассматриваемого рынка являются границы присоединенных сетей к котельной № 7 по ул. Школьная, 1А в п. Пригородный Каргопольского района Архангельской области.

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

При этом, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, горячего водоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

В рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении рассматриваемых объектов являлось заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях).

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

При заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора Законом о концессионных соглашениях установлены требования, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к возможности заключения концессионного соглашения на условиях, предложенных лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения. Так, предложение о заключении концессионного соглашения размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, и в случае поступления таких заявок от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым к концессионеру, заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами теплоснабжения, обуславливает получение возможности доступа на рынок услуг по передаче тепловой энергии, услуг горячего водоснабжения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Предоставление права пользования муниципальным имуществом, в том числе на условиях аренды, в отсутствие законных оснований создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения.

Администрация МО «Каргопольский муниципальный район», обладая информацией о несоответствии договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 требованиям части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что было установлено решением Архангельского УФАС России по делу 48-15, надлежащих мер к прекращению неправомерного пользования ООО «Каргопольские тепловые сети» муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения, не предприняла. Более того, дополнительными соглашениями от 27.05.2016, от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016, от 23.11.2016, от 23.12.2016, от 23.01.2017, от 22.02.2017, от 24.03.2017, от 24.04.2017, от 23.05.2017, от 22.06.2017, от 20.07.2017, от 22.08.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 16.01.2018, от 22.02.2018, от 01.03.2018, от 24.04.2018 администрацией необоснованно продлевался срока действия договора аренды от 30.05.2015 № 87/1, и имущество продолжает находиться в неправомерном пользовании ООО «Каргопольские тепловые сети».

Непринятие органом местного самоуправления мер, направленных на прекращение неправомерного пользования муниципальным имуществом ООО «Каргопольские тепловые сети», ограничивает возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в порядке предусмотренном статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок. В результате муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, находится в аренде ООО «Каргопольские тепловые сети», в то время как такая возможность ограничена законом, в результате чего ООО «Каргопольские тепловые сети» получило доступ на рынок теплоснабжения в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, объектов централизованной системы горячего водоснабжения, препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

С учетом изложенного, действия по заключению дополнительных соглашений от от 27.05.2016, от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016, от 23.11.2016, от 23.12.2016, от 23.01.2017, от 22.02.2017, от 24.03.2017, от 24.04.2017, от 23.05.2017, от 22.06.2017, от 20.07.2017, от 22.08.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 16.01.2018, от 22.02.2018, от 01.03.2018, от 24.04.2018 к договору аренды от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которыми ООО «Каргопольские тепловые сети» было предоставлено право пользования муниципальным имуществом МО «Каргопольский муниципальный район», предназначенным для теплоснабжения: котельной № 7, расположенной по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А (Архангельская область, Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Школьная, д. 1А), и тепловых сетей протяженностью 661 п.м. в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в результате чего ООО «Каргопольские тепловые сети» пользуется муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения, вне процедуры конкурентного отбора, что привело или могло привести к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения и созданию необоснованных преимуществ ООО «Каргопольские тепловые сети», является нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решая вопрос о выдаче предписания комиссия учитывает необходимость совершения ответчиком действий, направленных на пресечение нарушения антимонопольного законодательства, которое в рассматриваемом случае может быть достигнуто путем устранения последствий нарушения — возвратом имущества в казну.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать со стороны органа местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» - администрации МО «Каргопольский муниципальный район» (164110, Архангельская область, г. Каргополь, ул. Победы, д. 20, ИНН 2911001524, ОГРН 1022901295856) нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в предоставлении ООО «Каргопольские тепловые сети» права пользования муниципальным имуществом МО «Каргопольский муниципальный район», предназначенным для теплоснабжения (котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А (Архангельская область, Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Школьная, д. 1А), и тепловые сети протяженностью 661 п.м.) в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» путем заключения дополнительных соглашений от 27.05.2016, от 23.06.2016, от 25.07.2016, от 18.08.2016, от 20.09.2016, от 02.11.2016, от 23.11.2016, от 23.12.2016, от 23.01.2017, от 22.02.2017, от 24.03.2017, от 24.04.2017, от 23.05.2017, от 22.06.2017, от 20.07.2017, от 22.08.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 28.12.2017, от 16.01.2018, от 22.02.2018, от 01.03.2018, от 24.04.2018 к договору аренды от 30.05.2015 № 87/1 в результате чего ООО «Каргопольские тепловые сети» пользуется муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения, вне процедуры конкурентного отбора, что привело или могло привести к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения и созданию необоснованных преимуществ ООО «Каргопольские тепловые сети».

 

2. Выдать администрации МО «Каргопольский муниципальный район предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения его последствий, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного пользования ООО «Каргопольские тепловые сети» муниципальным имуществом МО «Каргопольский муниципальный район», предназначенным для теплоснабжения (котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А (Архангельская область, Каргопольский район, пос. Пригородный, ул. Школьная, д. 1А), и тепловые сети протяженностью 661 п.м.), и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

Предписание исполнить в срок до 26.11.2018.

Информацию об исполнении предписания (документы, подтверждающие возврат имущества в казну муниципального образования) представить в срок до 26.11.2018.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

 

 

Е.И. Красильникова

 

 

А.Ю. Шахов

 

1Адрес, указанный в договоре аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1.

2Адрес, указанный в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, распоряжении Правительства Архангельской области от 22.12.2015 № 475-рп и иных правоустанавливающих документах.

Связанные организации

Связанные организации не указаны