Предупреждение №05-03/2438 Предупреждение 39ш-2017 от 20 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

39ш-2017

Администрация МО «Кулойское»

165100, Архангельская область, Вельский район, р.п. Кулой, ул. Комсомольская д. 58

 

 

 

05-03/2438

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

31 мая 2017 года г. Архангельск

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в ходе рассмотрения обращения депутата Совета депутатов МО «Кулойское» от 22.03.2017 № 20 было установлено следующее.

12.11.2013 на сайте http://torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 121113/0142190/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества — объектов теплоснабжения пос. Кулой Вельского района Архангельской области.

Организатором конкурса выступила Администрация МО «Кулойское».

Конкурс проводился в отношении четырех лотов.

Лот № 1: наружная сеть теплоснабжения инв. № 11:205:002:000704520, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, ул. Кооперативная, от котельной НГЧ-7, протяженность 430,1 м, материал труб – сталь, год постройки сети – 1980, износ 70%.

Лот № 2: наружная сеть теплоснабжения инв. № 11:205:002:000704510, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, от котельной дома связи ОАО «РЖД» к жилым домам № 6, № 8 по ул. Калинина, протяженность 425,2 м, материал труб – сталь, год постройки сети – 1980, износ 70%.

Лот № 3: наружная сеть теплоснабжения и горячего водоснабжения инв. № 11:205:002:000704530, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, от котельной локомотивного депо до жилых домов по ул. Локомотивная, протяженность 774,9 м, материал труб – сталь, год постройки сети – 1980, износ 70%.

Лот № 4: наружная сеть теплоснабжения инв. № 11:205:002:000009160, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, ул. Ремесленная, наружная сеть горячего водоснабжения инв. № 11:205:002:000010870, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, ул. Ремесленная, протяженность ТС 282,6 м, протяженность сети ГВС 272,4 м, материал труб – сталь, год постройки сетей – 1990, износ 45%, в 2012 г. произведена замена участков трубопроводов – 4х175 м.

На участие в конкурсе была подана одна заявка от ООО «Теплосервис». В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 13.12.2013 конкурс был признан несостоявшимся.

27.12.2013 Администрацией МО «Кулойское» и ООО «Теплосервис» был заключен договор № 121113/0142190/0101 аренды объектов теплоснабжения, в соответствии с которым в пользование общества была передана находящаяся в собственности МО «Кулойское» наружная сеть теплоснабжения протяженностью 430,1 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, от котельной НГЧ-7 по ул. Кооперативная. Договор зарегистрирован 29.01.2014.

27.12.2013 Администрацией МО «Кулойское» и ООО «Теплосервис» был заключен договор № 121113/0142190/0102 аренды объектов теплоснабжения, в соответствии с которым в пользование общества была передана находящаяся в собственности МО «Кулойское» наружная сеть теплоснабжения протяженностью 425,2 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, от котельной дома связи ОАО «РЖД» к жилым домам № 6, № 8 по ул. Калинина. Договор зарегистрирован 29.01.2014.

27.12.2013 Администрацией МО «Кулойское» и ООО «Теплосервис» был заключен договор № 121113/0142190/0103 аренды объектов теплоснабжения, в соответствии с которым в пользование общества была передана находящаяся в собственности МО «Кулойское» наружная сеть теплоснабжения и горячего водоснабжения протяженностью 774,9 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, от котельной локомотивного депо до жилых домов по ул. Локомотивная. Договор зарегистрирован 29.01.2014.

27.12.2013 Администрацией МО «Кулойское» и ООО «Теплосервис» был заключен договор № 121113/0142190/0104 аренды объектов теплоснабжения, в соответствии с которым в пользование общества были переданы находящиеся в собственности МО «Кулойское» наружная сеть теплоснабжения протяженностью 282,6 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, ул. Ремесленная, наружная сеть горячего водоснабжения протяженностью 272,4 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, ул. Ремесленная. Договор зарегистрирован 04.02.2014.

Договорами предусмотрено, что имущество передается в аренду сроком на 4 года 5 месяцев с момента подписания сторонами акта приема-передачи имущества. Акты приема-придачи имущества подписаны сторонами 31.12.2013.

На основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные требования в отношении передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены частями 1, 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении).

На основании частей 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ со дня официального опубликования данного закона (08.05.2013) и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Письмом от 13.04.2017 № 652 Администрация МО «Кулойское» сообщила, что дата ввода в эксплуатацию объектов совпадает с датой, указанной в конкурсной документации.

Срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию сетей теплоснабжения и сетей горячего водоснабжения (за исключением отдельных участков сетей, являвшихся переметом конкурса по лоту № 4) и датой опубликования извещения о проведении конкурса № 121113/0142190/01, превышала пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 28. 1 Закона о теплоснабжении, части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена по концессионному соглашению либо в соответствии с частями 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ до 1 января 2015 года имущество могло быть передано на основании договора аренды на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

С учетом изложенного, у Администрации МО «Кулойское» отсутствовали законные основания для предоставления в пользование ООО «Теплосервис» сетей теплоснабжения, сетей горячего водоснабжения МО «Кулойское» на срок четыре года пять месяцев, поскольку в соответствии с частью 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ допускалась передача прав владения и (или) пользования данными объектами по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет, т.е. до 31.12.2016.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Услуги по передаче тепловой энергии, а также водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

Вход на рынок услуг по передаче тепловой энергии, равно как и вход на рынок услуг горячего водоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения, горячего водоснабжения.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, горячего водоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

С учетом изложенного, в рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении рассматриваемых объектов после 31.12.2016 будет заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

Заключив с ООО «Теплосервис» договоры аренды на срок 4 года 5 месяцев, в то время как срок договора аренды был ограничен частями 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ и мог быть не более трех лет, Администрация МО «Кулойское» незаконно предоставила ООО «Теплосервис» возможность пользования муниципальным имуществом после 31.12.2016, чем обеспечило обществу доступ на рынок услуг по передаче тепловой энергии и доступ на рынок услуг горячего водоснабжения МО «Кулойское» в нарушение требований Закона о теплоснабжении, Закона о водоснабжении.

Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, объектов централизованной системы горячего водоснабжения, препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

В связи с наличием в действиях Администрации МО «Кулойское» по предоставлению ООО «Теплосервис» после 31.12.2016 права пользования объектами теплоснабжения и объектами централизованной системы горячего водоснабжения МО «Кулойское» на основании договоров аренды от 27.12.2013 № 121113/0142190/0101, от 27.12.2013 № 121113/0142190/0102, от 27.12.2013 № 121113/0142190/0103, от 27.12.2013 № 121113/0142190/0104, в то время как срок договора аренды был ограничен частями 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ и мог быть не более трех лет, признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

о необходимости в срок до 10.12.2017 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на недопущение неправомерного (в нарушение требований части 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ, части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении», части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации) использования после 31.12.2016 ООО «Теплосервис» объектов, находящихся в собственности МО «Кулойское» (наружная сеть теплоснабжения протяженностью 430,1 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, от котельной НГЧ-7 по ул. Кооперативная, наружная сеть теплоснабжения протяженностью 425,2 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, от котельной дома связи ОАО «РЖД» к жилым домам № 6, № 8 по ул. Калинина, наружная сеть теплоснабжения и горячего водоснабжения протяженностью 774,9 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, от котельной локомотивного депо до жилых домов по ул. Локомотивная, наружная сеть теплоснабжения протяженностью 282,6 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, ул. Ремесленная, наружная сеть горячего водоснабжения протяженностью 272,4 м, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, ул. Ремесленная).

На основании части 6 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

И.о. руководителя управления И.Ю. Короткова

Связанные организации

Связанные организации не указаны