Решение №05-03/2654 Решение 20т-16 от 3 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Дело № 20т-16 |
||||
Организатор торгов: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска 164501, г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7
Заявитель: ООО «Капитал Электрик» 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 37
|
||||||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
РЕШЕНИЕ
31 мая 2016 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
Председатель |
- |
Бугаев Д.В. |
Руководитель Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Красильникова Е.И. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Шахов А.Ю. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Емельянова Г.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Капитал Электрик», в присутствии:
представителя организатора торгов – Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска – <...> (по доверенности);
представителей заявителя – ООО «Капитал Электрик» – <...> (директор), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности);
представителя лица, подавшего заявку на участие в аукционе – Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» – <...> (по доверенности);
представителя лица, подавшего заявку на участие в аукционе – ООО «Капитал» – <...> (по доверенности);
представителя лица, подавшего заявку на участие в аукционе – ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» – <...> (по доверенности); <...> (по доверенности)
УСТАНОВИЛА:
27.05.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступила жалоба ООО «Капитал Электрик» на действия организатора торгов (аукционной комиссии) при проведении аукциона по продаже муниципального имущества – объектов электросетевого хозяйства и земельных участков, на которых они расположены (извещение № 180416/0046115/01).
Содержание жалобы:
Заявитель указал на то, что ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие», которое было допущено к участию в аукционе, и ПАО «Архангельская сбытовая компания» являются аффилированными лицами.
ПАО «Архангельская сбытовая компания» и ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» состоят в денежных обязательствах по отношению друг к другу по оплате услуг по передаче электрической энергии и возмещению потерь.
Как полагает заявитель, допуск к участию в аукционе ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» и его победа по итогам аукциона приведет к ситуации, при которой вышеназванные организации будут совмещать деятельность по продаже и передаче электрической энергии, что противоречит статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
В дополнениях к жалобе заявитель сослался на разъяснения ФАС России от 01.11.2011 по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010.
В пункте 1 разъяснений указано следующее.
Пунктом 18 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, установлено, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска не согласился с жалобой по основаниям, изложенным в представленных возражениях (письмо от 30.05.2016 № 11-04-04/4247), указав на правомерность действий аукционной комиссии.
Представители Публичного акционерное общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо‑Запада» «Архэнерго» и ООО «Капитал» в ходе комиссии поддержали позицию заявителя.
Представители ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» поддержали позицию организатора торгов.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу с учетом следующего.
18 апреля 2016 года на сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение (информационное сообщение) № 180416/0046115/01 о проведении аукциона по продаже муниципального имущества – объектов электросетевого хозяйства и земельных участков, на которых они расположены, согласно списку, размещенному на сайте.
Организатор аукциона − Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска.
Дата начала подачи заявок на аукцион: 19 апреля 2016 года.
Дата окончания подачи заявок на аукционе: 19 мая 2016 года.
Согласно протоколу № 6 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 26.05.2016 участниками аукциона были признаны: Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо‑Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго», ООО «Капитал Электрик», ООО «Капитал» и ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие».
Порядок продажи государственного и муниципального имущества установлен Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее − Закон о приватизации государственного и муниципального имущества).
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (статья 1 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества).
Частью 1 статьи 30.1 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом, следующие сведения:
1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;
2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
3) способ приватизации такого имущества;
4) начальная цена продажи такого имущества;
5) форма подачи предложений о цене такого имущества;
6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;
8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;
9) исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;
11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;
12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);
14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества;
15) сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества.
В рассматриваемом случае извещение (информационное сообщение) № 180416/0046115/01 содержит сведения, предусмотренные частью 3 статьи 15 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.
В качестве ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации муниципального имущества в извещении (информационном сообщении) № 180416/0046115/01 содержится ссылка на Указ Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».
Кроме того, в извещении (информационном сообщении) № 180416/0046115/01 указано, что к участию в аукционе допускаются юридические и физические лица, своевременно подавшие заявку на участие в аукционе, представившие надлежащим образом оформленные документы, и обеспечившие поступление на счет, указанный в настоящем сообщении, задатка в установленный срок.
Покупателями могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
Как следует из статьи 16 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, одновременно с заявкой претенденты представляют следующие документы:
юридические лица:
заверенные копии учредительных документов;
документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица (при наличии печати) и подписанное его руководителем письмо);
документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности;
физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.
В случае, если от имени претендента действует его представитель по доверенности, к заявке должна быть приложена доверенность на осуществление действий от имени претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае, если доверенность на осуществление действий от имени претендента подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица.
Все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, либо отдельные тома данных документов должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (при наличии печати) (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем.
К данным документам (в том числе к каждому тому) также прилагается их опись. Заявка и такая опись составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой - у претендента.
Соблюдение претендентом указанных требований означает, что заявка и документы, представляемые одновременно с заявкой, поданы от имени претендента. При этом ненадлежащее исполнение претендентом требования о том, что все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, или отдельные тома документов должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа претенденту в участии в продаже.
Не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов.
В своей жалобе ООО «Капитал Электрик» не ставит под сомнение соблюдение ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» требований статьи 16 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества при подаче заявки на участие в рассматриваемом аукционе.
Заявитель не указал требования Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, регламентирующего порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, которые, по его мнению, были нарушены аукционной комиссией вследствие допуска ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» к участию в аукционе.
Ссылка ООО «Капитал Электрик» на разъяснения ФАС России от 01.11.2011 по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010, не является обоснованной, поскольку положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и указанных Правил не распространяются на порядок проведения продажи государственного или муниципального имущества.
Частью 8 статьи 18 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества установлено, что претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.
Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
По мнению заявителя, ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» не должно было быть допущенным к участию в аукционе, так как, если данный участник впоследствии станет победителем, это приведет к нарушению запрета, установленного статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», в том случае, если общество победит в аукционе.
Согласно указанной норме юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ.
При этом, Комиссия Архангельского УФАС России обращает внимание на следующее.
Как следует из статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ обязательным условием для запрета, установленного данной нормой, является осуществление соответствующей деятельности в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
Продажа электрической энергии (мощности) в границах ценовой зоны оптового рынка осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Вместе с тем, Архангельская область, в которую входит МО «Северодвинск», согласно Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 770 включена в перечень территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности), в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Таким образом, требования, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ, не могут быть применены к рассматриваемой ситуации.
Комиссия Архангельского УФАС России не может согласиться с мнением заявителя о том, что требования статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ распространяются как на ценовые, так и на неценовые зоны оптового рынка электрической энергии (мощности), поскольку такая позиция противоречит буквальному толкованию данной нормы.
Довод заявителя о том, что его позиция основывается, в том числе, на правоприменительной практике, не подтвержден (из указанных заявителем судебных актов соответствующих выводов не следует).
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» и ПАО «Архангельская сбытовая компания» являются аффилированными лицами, не могло быть основанием для отказа аукционной комиссией ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» в допуске к участию в рассматриваемом аукционе.
Таким образом, жалоба ООО «Капитал Электрик» необоснованна.
На основании части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Капитал Электрик» необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии: |
|
Д.В. Бугаев |
Члены комиссии: |
|
Е.И. Красильникова А.Ю. Шахов Г.С. Емельянова |