Предупреждение №05-03/2966 Предупреждение 16ш-2016 от 28 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

16ш-2016

 

 

Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

 

 

 

05-03/2966

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

24 июня 2016 года                                                                                                                                                                                                                                                                  г. Архангельск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 19.05.2016 поступило обращение ООО «Корд-Бункер», связанное с нарушением, по мнению заявителя, требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии Северным управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта решений об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, обусловленных отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в то время как данный план не является объектом государственной экологической экспертизы.

Так, в соответствии с приказом Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.12.2015 № 562/П в переоформлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах ООО «Корд-Бункер» было отказано. Основанием для отказа послужило несоответствие лицензиата лицензионным требованиям (план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не утвержден в установленном порядке - отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы). Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.05.2016 по делу № А05‑2769/2016 приказ Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.12.2015 № 562/П об отказе в переоформлении лицензии, принятый в отношении ООО «Корд-Бункер», был признан недействительным.

ООО «Корд-Бункер» считает, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление положительного заключения государственной экологической экспертизы для плана при переоформлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Росприроднадзор, являющийся уполномоченным органом на проведение государственной экологической экспертизы, прямо указал, что план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов ООО «Корд-Бункер» не является объектом государственной экологической экспертизы. Незаконный, по мнению заявителя, отказ Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в получении государственной услуги по переоформлению лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах повлек нарушение права общества на ведение коммерческой лицензионной деятельности.

Помимо ООО «Корд-Бункер», Северным управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было незаконно, по мнению заявителя, отказано в переоформлении лицензии по вышеприведенным обстоятельствам ООО «Бункерная компания «Флагман Мурманск», ООО «Судоходная компания «Помор Сервис», ООО «НК-Флот». Согласно данным, представленным заявителем, решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.05.2016 по делу № А05‑280/2016 уведомление Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.01.2016 № СУГМРН-04-03/23 о принятии решения об отказе ООО «НК‑флот» в переоформлении лицензии признано незаконным. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2015 по делу № А05‑10125/2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2016, действия Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по возврату уведомлением от 10.07.2015 № СУГМРН-04-03/1146 заявления и приложенных к нему документов, представленных обществом с ограниченной ответственностью «Бункерная компания «Флагман Мурманск» для переоформления лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, незаконными в части указания в этом уведомлении в качестве основания для возврата документов того обстоятельства, что план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности общества с ограниченной ответственностью «Бункерная компания «Флагман Мурманск» при осуществлении деятельности по бункеровке судов топливом на акватории морского порта Мурманск – 2015, не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.01.2016 по делу № А05‑13069/2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016, приказ Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.09.2015 № 428/П, в соответствии с которым обществу было отказано в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, признан недействительным.

Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с жалобой ООО «Корд-Бункер» не согласилось с заявлением по основаниям, изложенным в письме от 09.06.2016 № СУГМРН-04-03/954, указав, что представленный ООО «Корд-Бункер» план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не утвержден в установленном порядке, поскольку у заявителя отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы, а мнение Росприроднадзора относительно того, что указанный план не является объектом государственной экологической экспертизы, является ошибочным.

В ходе рассмотрения обращения было установлено следующее.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию на основании пункта 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются сведения, предусмотренные данной статьей.

К заявлению прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 статьи 33 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и представлять документы, не предусмотренные частью 3 указанной статьи.

Согласно статье 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию заявление о переоформлении лицензии. Перечень сведений, подлежащих отражению заявлении о переоформлении лицензии установлен статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с подпунктом б) пункта 4, подпунктом б) пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 (далее - Положение), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, равно как и при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, является наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов).

В соответствии с пунктом 7 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части третьей статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», документы, указанные в пункте 7 положения, в том числе копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).

При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес и сведения о производственных объектах (гидротехнических сооружениях, причалах, крытых и открытых грузовых складах, нефтебазах, бункеровочных базах, подъемно-транспортном оборудовании, плавучих кранах, судах-бункеровщиках и иных плавучих объектах), которые будут использоваться, с указанием оснований, дающих право на их использование, и приложением документов, подтверждающих их соответствие требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, или технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 (пункт 8 Положения).

При намерении лицензиата выполнять новые виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения об этих видах работ с приложением сведений о производственных объектах (гидротехнических сооружениях, причалах, крытых и открытых грузовых складах, нефтебазах, бункеровочных базах, подъемно-транспортном оборудовании, плавучих кранах, судах-бункеровщиках и иных плавучих объектах), которые будут использоваться, с указанием оснований, дающих право на их использование, и приложением документов, подтверждающих их соответствие требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 112.08.2010 № 623, или технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от от 12.08.2010 № 620 (пункт 9 Положения).

В соответствии с пунктом 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 № 160 (далее — Административный регламент), для получения лицензии заявитель направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением № 3 к Административному регламенту, с приложением документов, обозначенных в пунктах 18.1 — 18.11 Административного регламента, в том числе: копии плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия) (пункт 18.1 Административного регламента).

На основании пункта 24 Административного регламента для переоформления лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, перечню работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, не указанному в лицензии, а также изменении в перечне используемых производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, заявитель направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением № 4 к Административному регламенту, с приложением следующих документов: оригинал действующей лицензии; сведения о производственных объектах (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), сведения о судах, предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, с указанием оснований, дающих право на их использование, с приложением копий правоустанавливающих документов на каждый производственный объект или судно (зарегистрированный договор аренды недвижимого имущества, договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды).

Согласно пункту 26 Административного регламента для переоформления приложения к лицензии заявитель направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением № 4 к Административному регламенту, с приложением документов, подтверждающих выполнение лицензионных требований, указанных в пунктах 18.4 - 18.10 Административного регламента, в отношении объектов, которые лицензиат намерен использовать, и (или) сведения об объектах, которые прекратили использоваться в лицензируемой деятельности.

В силу статьи 27 Административного регламента, Госморнадзор не вправе требовать от соискателя лицензии предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Таким образом, положительное заключение государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность и при её переоформлении не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения при лицензировании этой деятельности. Экологическая экспертиза плана действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не является лицензионным требованием при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Для получения лицензии заявитель вместе с заявлением должен представить, в том числе, только копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия). Требование наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, неправомерно.

Согласно пункту 2 статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей статье 4.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» под искусственными островами понимаются стационарно закреплённые в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооружённые конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе. Под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закреплённые в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

Согласно статье 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счёт пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Погрузочно-разгрузочная деятельность, включающая работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу не подпадает под действие статьи 16.1 названного Федерального закона.

Субъектами деятельности, предусмотренной статьёй 16.1 Федерального закона, являются организации, осуществляющие эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

Организации (хозяйствующие субъекты), осуществляющие или имеющие намерение осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочную деятельность, деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту, не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 16.1.

Бункеровка представляет собой погрузку на судно запасов топлива, заправку судна топливом и моторными маслами, а транспортировка - процесс перемещения груза/объекта в место назначения транспортными средствами.

Таким образом, план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, необходимый для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, не является объектом государственной экологической экспертизы.

Из Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193, также не следует, что получение лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам (нефтепродуктам) в морском порту зависит от положительного заключения государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187‑ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Статьей 12 данного закона, определяющей объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, экологическая экспертиза объектов, указанных в пункте 7 статьи 11 данного закона, не предусмотрена.

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов не является хозяйственной деятельностью. В планах действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организация определяет имеющиеся силы и средства для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также организационные мероприятия по выявлению возможного разлива нефти, информированию заинтересованных лиц, локализации и ликвидации загрязнения.

С учетом изложенного, положительное заключение государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность и при её переоформлении не предусмотрено.

Отказ в выдаче (переоформлении) лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, обусловленный отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в то время как данный план не является объектом государственной экологической экспертизы, неправомерен.

Случай отказа в предоставлении лицензии в связи с несоответствием лицензиата (соискателя лицензии) лицензионным требованиям — план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не утвержден в установленном порядке — отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, не является единичным. Согласно информации, представленной Северным управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта письмом от 09.06.2016 № СУГМРН-04-03/954, в 2015 году в управление поступило пять заявлений о предоставлении или переоформлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, по результатам рассмотрения которых во всех случаях были приняты решения об отказе в предоставлении или переоформлении лицензии. В 1 квартале 2016 года в управление поступило пять заявлений о предоставлении или переоформлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. В четырех случаях было принято решение об отказе в предоставлении или переоформлении лицензии. Причина отказа несоответствие лицензиата (соискателя лицензии) лицензионным требованиям — план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не утвержден в установленном порядке — отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, рассматривается как признак ограничения конкуренции.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Установленные статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

На основании пункта 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193, погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу; работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу. Указанные работы образуют продуктовые границы рынка.

Обращение ООО «Корд-Бункер» с заявлением о переоформлении лицензии было обусловлено намерением осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, а именно, в морском порту Сабетта, и в связи с изменением объектов, используемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, а также в связи с добавлением судна-бункеровщика с адресом места ее осуществления акватории морских портов Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Сабетта. Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю географическими границами рынка будут выступать соответственно акватории морских портов Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Сабетта.

Вместе с тем, согласно приказу Ространснадзора от 04.03.2013 № АК-308фс, Северное УГМРН Ространснадзора осуществляет возложенные на него полномочия в следующих границах зоны ответственности: Северо-Двинский и Печорский бассейны водных путей, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации в Арктике, включая акватории портов, морских грузовых терминалов, расположенные от Государственной границы Российской Федерации с Норвегией (на западе) до юго-западных границ проливов Карские Ворота и Югорский Шар (на востоке). Хозяйствующие, намеренные осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах в указанных зонах не могут получить государственную услугу по лицензированию указанной деятельности иначе как в Северном УГМРН Ространснадзора. Соответственно, географические границы рынка могут быть расширены до границ зоны ответственности Северного УГМРН Ространснадзора.

Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию (пункт 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Соответственно, вход на рынок погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах обусловлен наличием соответствующей лицензии.

Решение лицензирующего органа об отказе в выдаче (переоформлении лицензии) ограничивает доступ на рынок погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, препятствует осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности.

Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к возможности осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах нормативными правовыми актами регламентирован порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Как отмечалось ранее, для получения лицензии заявитель вместе с заявлением должен представить в том числе, только копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия). Экологическая экспертиза плана действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не является лицензионным требованием при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Требование наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов неправомерно.

Отказ в выдаче (переоформлении) лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, основанием для которого послужило несоответствие лицензиата лицензионным требованиям (план действий по предупреждению и и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не утвержден в установленном порядке - отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы), создает необоснованное препятствие заинтересованному лицу в осуществлении его хозяйственной деятельности, необоснованно ограничивает доступ на рынок погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Принятие Северным управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта решений об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, обусловленных отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в то время как данный план не является объектом государственной экологической экспертизы, свидетельствует о наличии признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

о необходимости в срок до 01.10.2016 устранения причин и условий, способствующих возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: прекратить требование наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов как условия предоставления (переоформления) лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

 

На основании части 6 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководитель Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области Д.В. Бугаев

Связанные организации

Связанные организации не указаны