Решение №05-03/2992 Решение по делу №12-14 (заявитель: Мэрия города Череповца) от 6 марта 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель

Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Матвеев Д.С.

Специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев дело № 12-14 по признакам нарушения

Двинско-Печорским бассейновым водным управлением

Федерального агентства водных ресурсов

 (163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 56)

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

ч.ч 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии представителей: от ответчика – <…>, <…>; от заявителя и заинтересованных лиц – не явились (надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Архангельское УФАС России поступили материалы из мэрии города Череповца по вопросу правомерности действий Двинско‑Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее – Двинско-Печорское БВУ) при проведении аукциона на право заключения договора водопользования частью акватории Рыбинского водохранилища площадью 0,017767 кв. км (место проведения аукциона: г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 56).

Как указала мэрия города Череповца, извещение о проведении аукциона не было своевременно размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru, что могло привести к созданию отдельным лицам преимущественных условий доступа к информации о проведении аукциона, а также к ограничению круга его потенциальных участников.  

Обстоятельства, установленные при рассмотрении поступивших материалов, послужили основанием для возбуждения 26.03.2014 в отношении Двинско-Печорского БВУ дела по признакам нарушения ч.ч. 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающих запрет на действия при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрет на не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

В качестве заявителя к участию в деле была привлечена мэрия города Череповца. В качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Череповецкий пассажирский порт» и ООО «Управляющая компания «ЭЛЕОН-ТРЕЙД» (лица, подавшие заявки на участие в аукционе).

В рамках рассмотрения дела № 12-14 его участники представили свои пояснения.

Двинско‑Печорское БВУ не согласилось с вменяемым нарушением, указав, что, как организатор торгов, предприняло все необходимые действия для соблюдения правил проведения аукциона на право заключения договора водопользования частью акватории Рыбинского водохранилища, в том числе и при опубликовании извещения о его проведении. Так, во исполнение приказа от 31.10.2013 № 85 п/д сотрудником  Двинско‑Печорского БВУ выполнялась работа по размещению на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещения и документации об аукционе. Извещение в виде страницы было создано 31.10.2013, что подтверждается строкой «дата создания извещения» на стр. 1 извещения о проведении торгов № 311013/2665256/01. Причины, по которой созданное извещение в виде страницы оказалось неопубликованным 31.10.2013, не известны (программный сбой, техническая ошибка сотрудника Двинско‑Печорского БВУ либо иное). Целей скрыть информацию, предоставить кому-либо преимущество при проведении торгов или ограничить кому-либо доступ к участию в них у организатора не было.         

При этом, Двинско‑Печорское БВУ обратило внимание на то обстоятельство, что к созданному извещению была прикреплена документация об аукционе (в виде отдельного файла), которая также, как и извещение, содержала соответствующую информацию о его проведении, следовательно, по мнению Двинско-Печорского БВУ, потенциальные претенденты могли узнать об аукционе путем ознакомления с указанной документацией на сайте www.torgi.gov.ru.

ООО «Череповецкий пассажирский порт» пояснило, что в адрес общества было направлено извещение Двинско-Печорского БВУ от 28.08.2013 о необходимости проведения аукциона на право заключения договора водопользования частью акватории Рыбинского водохранилища площадью 0,017767 кв. км (ранее ООО «Череповецкий пассажирский порт» подавало заявление о предоставлении ему в пользование указанного водного объекта), в котором указывалось, что источником получения информации о проведении аукциона будут являться сайты: www.dpdvu.ru, www.torgi.gov.ru и htt:Vologda-oblast.ru. Информация о времени и месте проведения аукциона была получена с сайтов  www.dpdvu.ru и www.torgi.ru.          

ООО «Управляющая компания «ЭЛЕОН-ТРЕЙД» пояснило, что узнало о проведении аукциона от ООО «Череповецкий пассажирский порт».

Мэрия города Череповца поддержала позицию, изложенную в заявлении, указав на нарушения, допущенные при организации и проведении аукциона на право заключения договора водопользования частью акватории Рыбинского водохранилища площадью 0,017767 кв. км.

 

Рассмотрев пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы и документы, Комиссией установлено следующее.

В октябре 2013 – январе 2014 года Двинско-Печорским БВУ проводился аукцион на право заключения договора водопользования частью акватории Рыбинского водохранилища площадью 0,017767 кв. км.

Как следует из представленных материалов, заявки на участие в данном аукционе подали: ООО «Череповецкий пассажирский порт» и ООО «ЭЛЕОН-ТРЕЙД». 

 В соответствии с протоколом № 1 от 09.01.2014 аукцион признан несостоявшимся, поскольку в аукционе участвовало только ООО «Череповецкий пассажирский порт», представители ООО «ЭЛЕОН-ТРЕЙД» на торги не явились.

Учитывая изложенное, договор водопользования  был заключен с единственным участником аукциона – ООО «Череповецкий пассажирский порт» (договор от 07.02.2014 № 35-08.01.02.004-Х-ДРБВ-Т-2014-02138/00).    

Вместе с тем, при организации и проведении данного аукциона Двинско‑Печорским БВУ были допущены существенные нарушения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.

Согласно пункту 4 данных Правил физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил (использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта), обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Если при рассмотрении заявления установлено, что договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона, начинается процедура подготовки к проведению аукциона, о чем организатор аукциона информирует заявителя в течение 15 дней с даты поступления его заявления (пункт 5 Правил).

Как следует из материалов дела, 09 августа 2013 года в Двинско-Печорское БВУ поступило заявление ООО «Череповецкий пассажирский порт» о предоставлении ему в пользование части акватории Рыбинского водохранилища площадью 0,017767 кв. км, расположенного в Вологодской области, г. Череповце, в целях размещения там плавательных средств.

Извещением от 23.08.2013 № 08/1242 Двинско-Печорское БВУ уведомило ООО «Череповецкий пассажирский порт» о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования вышеназванным водным объектом, а также о том, что информация о проведении аукциона будет размещена на сайтах www.dpdvu.ru, www.torgi.gov.ru и htt:Vologda-oblast.ru.

В последующем, во исполнение приказа и.о. руководителя Двинско-Печорского БВУ от 28.10.2013 № 85 п/д была организована работа по проведению аукциона на право заключения договора водопользования частью акватории Рыбинского водохранилища площадью 0,017767 кв. км.

Обязанность по организации размещения извещения и документации об аукционе, а также договора водопользования на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и официальном сайте уполномоченного органа www.dpbvu.ru была возложена на специалиста‑эксперта отдела правовой, кадровой работы и делопроизводства <…> (пункт 1.7 Приказа).

Пунктом 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, установлено, что не позднее 60 дней до начала проведения аукциона организатор аукциона размещает извещение и документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru. Информация о проведении аукциона, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

 Таким образом, Двинско-Печорское БВУ, как организатор торгов, при проведении рассматриваемого аукциона в целях надлежащего извещения потенциальных участников о его проведении, согласно требованиям пункта 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, в обязательном порядке должно было разместить извещение на сайте www.torgi.gov.ru.

Однако, в период проведения аукциона на указанном сайте извещение не размещалось. Там оно было опубликовано только 13.01.2014, когда аукцион уже завершился (результаты торгов отражены в протоколе аукциона № 1 от 09.01.2014).

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией, имеющейся на сайте www.torgi.gov.ru, согласно которой: дата создания извещения о проведении торгов № 311013/2665256/01, содержащего информацию об аукционе – 31.10.2013, дата опубликования извещения – 13.01.2014.

Из Центра регистрации официального сайта www.torgi.gov.ru (ОАО «Ростелеком») также пришел ответ от 03.04.2014, что датой публикации извещения № 311013/2665256/01 является 13.01.2014.

Кроме того, согласно ответу ОАО «Ростелеком» от 06.05.2014 аукционная документация прикрепляется непосредственно к извещению. В том случае, если извещение создано, но не опубликовано, информация не доступна для пользователей сайта.

Учитывая изложенное, и извещение, и аукционная документация в рассматриваемой ситуации стали доступны для пользователей сайта www.torgi.gov.ru только 13.01.2014, то есть уже после завершения аукциона.

 Смысл извещения о проведении торгов, в первую очередь, состоит в том, чтобы у всех лиц, которые имеют потенциальную заинтересованность в получении прав в отношении предмета торгов, была возможность принять в них участие, что является необходимым условием для обеспечения равной конкурентной борьбы за доступ к соответствующему ресурсу.

При этом размещение информации об аукционе на право заключения договора водопользования на сайте www.dpdvu.ru не является надлежащим, так как заинтересованные в участии в торгах лица, исходя из требований пункта 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230), ожидают получение соответствующей информации именно с федерального портала и не должны обладать сведениями об иных источниках информации, в которых такие сведения могут быть размещены для публичного доступа.

Таким образом, извещение о проведении подобного аукциона дополнительно может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, но при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного размещения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru.

 Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В рассматриваемой ситуации несоблюдение Двинско-Печорским БВУ требований пункта 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, в части обязанности разместить (опубликовать) извещение об аукционе в период его проведения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, могло привести к ограничению возможности участия (доступа к участию) в аукционе для тех потенциальных претендентов на заключение договора водопользования частью акватории Рыбинского водохранилища площадью 0,017767 кв. км, которые в силу указанных обстоятельств могли не знать о его проведении.

Одновременно, преимущественные условия участия в торгах были фактически созданы для ООО «Череповецкий пассажирский порт», которое было извещено о проведении аукциона непосредственно Двинско-Печорским БВУ, поскольку общество изначально подавало заявление о предоставлении ему в пользование части акватории Рыбинского водохранилища в целях размещения там плавательных средств (на основании пункта 5 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, общество получило извещение Двинско-Печорского БВУ от 28.08.2013 о необходимости проведения аукциона на право заключения договора водопользования с указанием в нем сайтов, на которых будет размещена информация об аукционе (в том числе www.dpdvu.ru – сайт, на котором извещение об аукционе и аукционная документация были опубликованы своевременно)).     

Второе лицо, подавшее заявку на участие в аукционе – ООО «Управляющая компания «ЭЛЕОН-ТРЕЙД», узнало о нем от ООО «Череповецкий пассажирский порт».  

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о нарушении Двинско‑Печорским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, как организатором торгов, требований ч.ч. 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необходимость в выдаче предписания отсутствует, так как на момент рассмотрения дела № 12-14 аукцион на право заключения договора водопользования частью акватории Рыбинского водохранилища площадью 0,017767 кв. км завершился. С ООО «Череповецкий пассажирский порт» заключен договор № 35-08.01.02.004-Х-ДРБВ-Т-2014-02138/00 от 07.02.2014 .

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать Двинско‑Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов нарушившим требования ч.ч. 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в неразмещении (неопубликовании) извещения об аукционе на право заключения договора водопользования частью акватории Рыбинского водохранилища площадью 0,017767 кв. км в период его проведения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, что могло привести (привело) к ограничению круга потенциальных участников торгов.       

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель комиссии

             Д.В. Бугаев

Члены комиссии                                                                                          

             Е.В. Нестеренко

 

             А.Ю. Шахов

 

             Д.С. Матвеев

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны