Решение №05-03 3014 Решение 30т-15 от 22 мая 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Дело № 30т-15 |
|||||
Организатор конкурса Администрация муниципального образования «Шилегское»
164628, Архангельская область, Пинежский район, п. Ясный, ул. Октябрьская, д. 12 тел. (8-818-56) 2-70-05; 2-70-04
Заявитель:
ООО «Атланта» 163000, г. Архангельск, проспект Троицкий, д. 145, офис 4
|
|||||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|||||||
|
РЕШЕНИЕ
19 мая 2015 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
Председатель |
- |
Гниденко Л.М.
|
И. о. руководителя управления |
Член комиссии |
- |
Красильникова Е.И.
|
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии
|
- |
Емельянова Г.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Десяткова Е.В. |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», жалобу ООО «Атланта» на действия организатора конкурса - администрации МО «Шилегское» при проведении конкурса по извещению № 100415/2668991/02,
УСТАНОВИЛА:
08 мая 2015 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «Атланта» (далее по тексту – Заявитель) на действия администрации муниципального образования «Шилегское» при организации конкурса на заключение концессионного соглашения по объектам коммунальной инфраструктуры по извещению № 100415/2668991/02.
Содержание жалобы:
1. Заявитель просит отменить конкурс на заключение концессионного соглашения по объектам коммунальной инфраструктуры, сообщение о проведении конкурса № 100415/2668991/02 по следующим причинам:
- в пункте 2.2 Конкурсной документации необоснованно завышен размер задатка для участия в конкурсе, а также указанный срок возврата задатка противоречит требованиям пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
- не указан размер концессионной платы, что противоречит пункту 6 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
- в пункте 2.5.3 конкурсной документации в части требования документов, характеризующих квалификацию заявителя, необоснованно установлено требование к общему количеству сотрудников предприятия не менее 100 человек, наличие не менее 20 работников, имеющих квалификацию (опыт работы) и допущенных к работе на объектах теплоснабжения (приказы о приеме на работу сотрудников, сертификаты, свидетельства о прохождении оборудования), наличие в собственности и (или) в пользовании специальной техники в количестве не менее 5 единиц. Данные условия нарушают требования пункта 3 статьи 23 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
- в конкурсной документации нет уточнения, когда должна быть представлена банковская гарантия — при подаче заявки на участие в конкурсе или при заключении концессионного соглашения в соответствии с пунктом 4.4 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Комиссия Архангельского УФАС России в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) рассмотрела жалобу в присутствии представителей администрации МО «Шилегское»: <...> - главы МО «Шилегское», <...> (доверенность от 18.05.2015).
Представители администрации МО «Шилегское» в ходе заседания Комиссии Архангельского УФАС России с жалобой не согласились по основаниям, изложенным в возражениях от 14.05.2015 № 643, отметив также, что установленные конкурсной документацией требования к участникам конкурса нельзя считать необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку они объясняются необходимостью оказания потребителям услуг надлежащего качества. ООО «Атланта» не подавало заявки на участие в рассматриваемом конкурсе, по возникшим вопросам в адрес организатора конкурса за разъяснениями конкурсной документации не обращалось .
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее - заявитель).
Таким образом, ООО «Атланта», не подавшее заявку на участие в конкурсе, вправе обжаловать действия организатора торгов только в части нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» заявки на участие в конкурсе должны отвечать требованиям, установленным к таким заявкам конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.
Следовательно, установленные организатором торгов требования к участникам влияют на возможность подачи заявок на участие в конкурсе, а жалоба ООО «Атланта» подлежит рассмотрению в части доводов о необоснованном установлении требований к опыту и квалификации участника и подтверждения соответствия данным требованиям путем предоставления подтверждающих документов.
10 апреля 2015 года на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов центральных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Шилегское» № 100415/2668991/02.
Согласно данному сообщению, а также конкурсной документации организатором данного конкурса (концедентом) является администрация МО «Шилегское».
Дата и время окончания приема заявок: 27.05.2015.
Дата подведения итогов: 24.08.2015.
Объектом концессионного соглашения по лоту № 1 является - имущество (недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), необходимое для организации водоснабжения и водоотведения на территории МО «Шилегское», которое подлежит реконструкции (модернизации).
Размер задатка: 100 000 рублей.
Представители администрации МО «Шилегское» сообщили, что установленные организатором конкурса в пункте 2.5.3 конкурсной документации требования, характеризующие квалификацию заявителя являются обязательными, поскольку за последние 5 лет в МО «Шилегское» сменилось несколько организаций, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения населению. По мнению представителей администрации МО «Шилегское», это связано с отсутствием надлежащей квалификации и опыта работы.
Пунктом 2.5.3 Конкурсной документации установлены требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса по извещению № 100415/2668991/02, соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников данного конкурса.
Так, заявитель должен представить следующие документы, характеризующие его квалификацию:
- наличие не менее 20 работников, имеющих опыт работы в сфере ЖКХ (приказы о приеме на работу сотрудников, выписки из трудовых книжек)*;
- наличие в собственности и (или) в пользовании специальной техники в количестве не менее 5 единиц;
- общее количество сотрудников предприятия не менее 100 человек;
* данные сведения должны документально подтверждаться оригиналом деклараций, поданных в ПФ РФ ФСС, с отметкой о принятии деклараций данными фондами, приказами о приеме на работу, документы, подтверждающие наличие образования, квалификации, стажа работы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.
При этом, частью 1.6 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, требования, которые предусмотрены пунктом 3 части 1 настоящей статьи и предъявляются к участникам конкурса, не устанавливаются.
К имуществу, указанному в части 1.2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем).
Учитывая, что объектом концессионного соглашения являлись объекты водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требования к участникам конкурса (в том числе требования квалификации, профессиональным, деловым качествам) не устанавливаются.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Установив в конкурсной документации требования к квалификации заявителя о наличии не менее 20 работников, имеющих опыт работы в сфере ЖКХ, наличии в собственности и (или) в пользовании специальной техники в количестве не менее 5 единиц, об общем количестве сотрудников предприятия не менее 100 человек, администрация МО «Шилегское» необоснованно ограничила доступ к участию в конкурсе.
С учетом изложенного, жалоба ООО «Атланта» в данной части является обоснованной.
Комиссия Архангельского УФАС России также отмечает следующее.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация в том числе должна содержать размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения, порядок и срок его внесения, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.
В ходе заседания Комиссии Архангельского УФАС России представители администрации МО «Шилегское» пояснили, что требования о величине размера задатка определяется организатором конкурса самостоятельно и распространяется на всех участников конкурса в равной степени.
Установление суммы задатка в 100 000 рублей связано с высокой социальной значимостью объектов коммунальной инфраструктуры в условиях Крайнего Севера, а также спецификой объектов, в отношении которых проводится конкурсная процедура.
Согласно конкурсной документации объем расходов концессионера составляет 350 000 рублей и может быть изменен только в сторону увеличения, следовательно, установление организатором конкурса задатка в 100 000 рублей соответствует действующему законодательству.
Комиссия отмечает, что предельный размер задатка Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» не установлен, обоснования ограничения доступа к участию в торгах заявителем не представлено. Нарушение порядка организации и проведения торгов при установлении размера задатка не установлено.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители администрации МО «Шилегское» сообщили, что срок возврата задатка — 1 год, указанный в п. 2.2 Конкурсной документации, был определен ошибочно. В данном случае такое условие определено для победителя конкурса.
Согласно части 7 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концедент возвращает заявителю, представившему единственную заявку на участие в конкурсе, внесенный им задаток в случае, если:
1) заявителю не было предложено представить концеденту предложение о заключении концессионного соглашения, - в течение пятнадцати рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся;
2) заявитель не представил концеденту предложение о заключении концессионного соглашения, - в течение пяти рабочих дней после дня истечения установленного срока представления предложения о заключении концессионного соглашения;
3) концедент по результатам рассмотрения представленного заявителем предложения о заключении концессионного соглашения не принял решение о заключении с таким заявителем концессионного соглашения, - в течение пяти рабочих дней после дня истечения установленного срока рассмотрения концедентом предложения о заключении концессионного соглашения.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в случае если по результатам рассмотрения представленного только одним участником конкурса конкурсного предложения концедентом не было принято решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения, задаток, внесенный этим участником конкурса, возвращается ему в пятнадцатидневный срок со дня истечения указанного тридцатидневного срока.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что суммы внесенных участниками конкурса задатков возвращаются всем участникам конкурса, за исключением победителя конкурса, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса.
Обоснование возможности установления срока возврата задатка - 1 год администрацией МО «Шелегское» не представлено.
Таким образом, срок возврата задатка, установленный конкурсной документацией не соответствует требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В силу пункта 6 части 2 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве критериев конкурса, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 данного Федерального закона, может устанавливаться размер концессионной платы.
К имуществу, указанному в части 1.2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем).
Представители администрации МО «Шилегское» в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сообщили, что размер концессионной платы не устанавливался в связи с тем, что муниципальное образование не будет вкладывать средства в имущество, составляющего предмет данного конкурса.
Учитывая, что объектом конкурса является имущество водоснабжения и водоотведения, размер концессионной платы не может быть критерием оценки, и нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствует.
Представители администрации МО «Шилегское» в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили, что конкурсной документацией предусмотрено предоставление безотзывной банковской гарантии. Согласно пункту 3.7 конкурсной документации при решении вопросов, связанных с применением положений конкурной документации, следует руководствоваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация должна содержать указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частями 4 и 4.1 статьи 10 настоящего Федерального закона, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере.
Соответственно, требование о предоставлении безотзывной банковской гарантии распространяется исключительно на победителя конкурса.
Иного конкурсная документация не предусматривает. Нарушение порядка организации и проведения торгов отсутствует.
С учетом изложенного, установив в конкурсной документации требования к квалификации заявителя о наличии не менее 20 работников, имеющих опыт работы в сфере ЖКХ; наличии в собственности и (или) в пользовании специальной техники в количестве не менее 5 единиц; общего количества сотрудников предприятия не менее 100 человек, администрация МО «Шилегское» необоснованно ограничила доступ к участию в конкурсе.
Комиссия Архангельского УФАС считает жалобу ООО «Атланта» в данной части обоснованной, а организатора конкурса - администрацию МО «Шилегское» нарушившей часть 1.6 статьи 23 и часть 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Учитывая, что рассматриваемые требования к претендентам установлены неправомерно, истребование документов, подтверждающих квалификацию заявителя, является незаконным.
В целях устранения нарушений порядка организации и проведения торгов организатору торгов надлежит внести изменения в конкурсную документацию, исключив неправомерные требования к участникам и документам, предъявляемым участниками конкурса.
При внесении изменений в конкурсную документацию срок предоставления заявок на участие в аукционе должен быть продлен с учетом требований части 6 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
При внесении изменений в конкурсную документацию организатору следует также установить срок возврата задатка, соответствующей требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Учитывая изложенное и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Атланта» обоснованной.
2. Признать организатора конкурса – администрацию МО «Шилегское» нарушившей
часть 1.6 статьи 23 и часть 3 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при организации конкурса на заключение концессионного соглашения по объектам коммунальной инфраструктуры по извещению № 100415/2668991/02.
3. Выдать организатору конкурса администрации МО «Шилегское» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно: внести изменения в конкурсную документацию, приведя её в соотвествие с требованиями части 1.6 статьи 23 и части 3 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
4. Предписание исполнить в срок до 15 июня 2015 года.
Об исполнении предписания сообщить в Архангельское УФАС России в срок до 15 июня 2015 года, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: |
|
Л.М. Гниденко
|
Члены комиссии: |
|
Е.И. Красильникова
|
|
|
Г.С. Емельянова
|
|
|
Е.В. Десяткова
|