Решение №05-03 3014 Решение 30т-15 от 22 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 30т-15

 

Организатор конкурса

Администрация муниципального образования «Шилегское»

 

164628, Архангельская область, Пинежский район, п. Ясный, ул. Октябрьская, д. 12

тел. (8-818-56) 2-70-05; 2-70-04

 

Заявитель:

 

ООО «Атланта»

163000, г. Архангельск,

проспект Троицкий, д. 145, офис 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

19 мая 2015 года                                                                                                         г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Гниденко Л.М.

 

И. о. руководителя управления

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

 

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

 

-

Емельянова Г.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Десяткова Е.В.

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти

рассмотрев в порядке, установленном  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», жалобу ООО «Атланта» на действия организатора конкурса - администрации МО «Шилегское» при проведении конкурса по извещению                               №  100415/2668991/02,

УСТАНОВИЛА:

 

08 мая 2015 года  в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «Атланта»  (далее по тексту – Заявитель) на действия администрации муниципального образования «Шилегское» при организации конкурса на заключение концессионного соглашения по объектам коммунальной инфраструктуры по извещению № 100415/2668991/02.

 

Содержание жалобы:

1. Заявитель просит отменить конкурс на заключение концессионного соглашения   по объектам коммунальной инфраструктуры, сообщение о проведении конкурса                           №  100415/2668991/02 по следующим причинам:

- в пункте 2.2 Конкурсной документации необоснованно завышен размер задатка для участия в конкурсе, а также указанный срок возврата задатка противоречит требованиям пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 21 июля 2005 года  № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

- не указан размер концессионной платы, что противоречит пункту 6 статьи 24  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

- в пункте 2.5.3 конкурсной документации в части требования документов, характеризующих квалификацию заявителя, необоснованно установлено требование к общему количеству сотрудников предприятия не менее 100 человек, наличие не менее 20 работников, имеющих квалификацию (опыт работы) и допущенных к работе на объектах теплоснабжения (приказы о приеме на работу сотрудников, сертификаты, свидетельства о прохождении оборудования), наличие в собственности и (или) в пользовании специальной техники в количестве не менее 5 единиц. Данные условия нарушают требования пункта 3 статьи 23 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

- в конкурсной документации нет уточнения, когда должна быть представлена банковская гарантия — при подаче заявки на участие в конкурсе или при заключении концессионного соглашения в соответствии с пунктом 4.4 статьи  10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

Комиссия Архангельского УФАС России в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) рассмотрела жалобу в присутствии представителей администрации МО «Шилегское»: <...> - главы МО «Шилегское»,  <...> (доверенность от 18.05.2015).

 

Представители администрации МО «Шилегское» в ходе заседания Комиссии Архангельского УФАС России с жалобой не согласились по основаниям, изложенным в возражениях от 14.05.2015 № 643, отметив также, что установленные конкурсной документацией требования к участникам конкурса нельзя считать необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку они объясняются необходимостью оказания потребителям услуг надлежащего качества. ООО «Атланта»  не подавало заявки на участие в  рассматриваемом конкурсе,  по возникшим вопросам  в адрес организатора конкурса за разъяснениями конкурсной документации не обращалось .

 

        Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции  действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее - заявитель).

            Таким образом, ООО «Атланта», не подавшее заявку на участие в конкурсе, вправе обжаловать действия организатора торгов только в части  нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

 В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» заявки на участие в конкурсе должны отвечать требованиям, установленным к таким заявкам конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.

  Следовательно, установленные организатором торгов требования к участникам влияют на возможность подачи заявок на участие в конкурсе, а жалоба ООО «Атланта» подлежит рассмотрению в части доводов о необоснованном установлении требований к опыту и квалификации участника и подтверждения соответствия данным требованиям путем предоставления подтверждающих документов.

 

10 апреля 2015 года на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов центральных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Шилегское» № 100415/2668991/02.

 Согласно данному сообщению, а также конкурсной документации организатором данного конкурса (концедентом)  является администрация МО «Шилегское».

Дата и время окончания приема заявок: 27.05.2015.

Дата подведения итогов: 24.08.2015.

Объектом концессионного соглашения по лоту № 1 является - имущество (недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), необходимое для организации водоснабжения и водоотведения на территории МО «Шилегское», которое подлежит реконструкции (модернизации).

Размер задатка: 100 000 рублей.

 

Представители администрации МО «Шилегское» сообщили, что установленные организатором конкурса в пункте 2.5.3 конкурсной документации требования, характеризующие квалификацию заявителя являются обязательными, поскольку за последние 5 лет в МО «Шилегское» сменилось несколько организаций, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения населению. По мнению представителей администрации МО «Шилегское»,  это связано с отсутствием надлежащей квалификации и опыта работы.

 

Пунктом 2.5.3 Конкурсной документации установлены требования,  предъявляемые  к участникам открытого конкурса по извещению № 100415/2668991/02, соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников данного конкурса.

Так,  заявитель должен представить следующие  документы, характеризующие его квалификацию:

- наличие не менее 20 работников, имеющих опыт работы в сфере ЖКХ (приказы о приеме на работу сотрудников, выписки из трудовых книжек)*;

- наличие в собственности и (или) в пользовании специальной техники в количестве не менее 5 единиц;

- общее количество сотрудников предприятия не менее 100 человек;

* данные сведения должны документально подтверждаться оригиналом деклараций, поданных в ПФ РФ ФСС, с отметкой о принятии деклараций данными фондами, приказами о приеме на работу, документы, подтверждающие наличие образования, квалификации, стажа работы.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

При этом, частью 1.6 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что  в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, требования, которые предусмотрены пунктом 3 части 1 настоящей статьи и предъявляются к участникам конкурса, не устанавливаются.

К имуществу, указанному в части 1.2  статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем).

Учитывая, что объектом концессионного соглашения являлись объекты водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требования к участникам конкурса (в том числе требования квалификации, профессиональным, деловым качествам) не устанавливаются.

Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что  конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

Установив в конкурсной документации требования к квалификации заявителя о наличии не менее 20 работников, имеющих опыт работы в сфере ЖКХ, наличии в собственности и (или) в пользовании специальной техники в количестве не менее 5 единиц, об общем количестве сотрудников предприятия не менее 100 человек, администрация МО «Шилегское» необоснованно ограничила доступ к участию в конкурсе.

С учетом изложенного, жалоба ООО «Атланта» в данной части является обоснованной.

 

Комиссия Архангельского УФАС России также отмечает следующее.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация  в том числе должна содержать размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения, порядок и срок его внесения, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

В ходе заседания Комиссии Архангельского УФАС России представители администрации МО «Шилегское» пояснили, что требования о величине размера задатка определяется организатором конкурса самостоятельно и распространяется на всех участников конкурса в равной степени.

Установление суммы задатка в 100 000 рублей связано с высокой социальной значимостью объектов коммунальной инфраструктуры в условиях Крайнего Севера, а также спецификой объектов, в отношении которых проводится конкурсная процедура.

Согласно конкурсной документации объем расходов концессионера составляет           350 000 рублей и может быть изменен только в сторону увеличения, следовательно, установление организатором конкурса задатка в 100 000 рублей соответствует действующему законодательству.

Комиссия отмечает, что предельный размер задатка Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»  не установлен, обоснования ограничения доступа  к участию в торгах заявителем не представлено. Нарушение порядка организации и проведения торгов при установлении размера задатка не установлено.

 

В  заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители администрации МО «Шилегское» сообщили, что срок возврата задатка — 1 год, указанный в п. 2.2 Конкурсной документации, был определен ошибочно. В данном случае такое условие определено для победителя конкурса.

 

Согласно части 7 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концедент возвращает заявителю, представившему единственную заявку на участие в конкурсе, внесенный им задаток в случае, если:

1) заявителю не было предложено представить концеденту предложение о заключении концессионного соглашения, - в течение пятнадцати рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся;

2) заявитель не представил концеденту предложение о заключении концессионного соглашения, - в течение пяти рабочих дней после дня истечения установленного срока представления предложения о заключении концессионного соглашения;

3) концедент по результатам рассмотрения представленного заявителем предложения о заключении концессионного соглашения не принял решение о заключении с таким заявителем концессионного соглашения, - в течение пяти рабочих дней после дня истечения установленного срока рассмотрения концедентом предложения о заключении концессионного соглашения.

В соответствии с частью 7 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ        «О концессионных соглашениях» в  случае если по результатам рассмотрения представленного только одним участником конкурса конкурсного предложения концедентом не было принято решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения, задаток, внесенный этим участником конкурса, возвращается ему в пятнадцатидневный срок со дня истечения указанного тридцатидневного срока.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что суммы внесенных участниками конкурса задатков возвращаются всем участникам конкурса, за исключением победителя конкурса, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса.

Обоснование возможности установления срока возврата задатка - 1 год администрацией МО «Шелегское» не представлено.

Таким образом, срок возврата задатка, установленный конкурсной документацией не соответствует требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

В силу пункта 6 части 2 статьи 24  Федерального закона от 21 июля 2005 года              № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»  в качестве критериев конкурса, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 данного Федерального закона,  может устанавливаться размер концессионной платы.

К имуществу, указанному в части 1.2  статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем).

Представители администрации МО «Шилегское» в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сообщили, что размер концессионной платы  не устанавливался в связи с тем, что муниципальное образование не будет вкладывать средства в имущество, составляющего предмет данного конкурса.

Учитывая, что объектом конкурса является имущество водоснабжения и водоотведения, размер концессионной платы не может быть критерием оценки, и нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствует.

 

Представители администрации МО «Шилегское» в заседании Комиссии Архангельского УФАС России  пояснили, что конкурсной документацией предусмотрено предоставление безотзывной банковской гарантии. Согласно пункту 3.7 конкурсной документации при решении вопросов, связанных с применением положений конкурной документации, следует руководствоваться законодательством Российской Федерации. 

Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация должна содержать указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частями 4 и 4.1 статьи 10 настоящего Федерального закона, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере.

Соответственно, требование о предоставлении безотзывной банковской гарантии распространяется исключительно на победителя конкурса.

Иного конкурсная документация не предусматривает. Нарушение порядка организации и проведения торгов отсутствует.

 

     С учетом изложенного, установив в конкурсной документации требования к квалификации заявителя о наличии не менее 20 работников, имеющих опыт работы в сфере ЖКХ; наличии в собственности и (или) в пользовании специальной техники в количестве не менее 5 единиц; общего количества сотрудников предприятия не менее 100 человек, администрация МО «Шилегское» необоснованно ограничила доступ к участию в конкурсе.

 

            Комиссия Архангельского УФАС считает жалобу ООО «Атланта» в данной части обоснованной, а организатора конкурса - администрацию МО «Шилегское» нарушившей часть 1.6 статьи 23 и часть 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

            Учитывая, что рассматриваемые требования к претендентам установлены неправомерно, истребование документов, подтверждающих квалификацию заявителя, является незаконным.     

            В целях устранения нарушений порядка организации и проведения торгов организатору торгов надлежит внести изменения в конкурсную документацию, исключив неправомерные требования к участникам и документам, предъявляемым участниками конкурса.

            При внесении изменений в конкурсную документацию срок предоставления заявок на участие в аукционе должен быть продлен с учетом требований части 6 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

            При внесении изменений в конкурсную документацию организатору следует также установить срок возврата задатка, соответствующей требованиям  Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ  «О концессионных соглашениях».

           

Учитывая изложенное и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Атланта» обоснованной.

2. Признать организатора конкурса – администрацию МО «Шилегское» нарушившей

часть 1.6 статьи 23 и часть 3 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при  организации конкурса на заключение концессионного соглашения по объектам коммунальной инфраструктуры по извещению № 100415/2668991/02.

3. Выдать организатору конкурса  администрации МО «Шилегское» предписание  о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно: внести изменения в конкурсную документацию, приведя её в соотвествие с требованиями части 1.6 статьи 23 и части 3 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

4. Предписание исполнить в срок до 15 июня 2015 года.

 

Об исполнении предписания сообщить в Архангельское УФАС России в срок до 15 июня 2015 года, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии:

 

Л.М. Гниденко

 

Члены комиссии:

 

Е.И. Красильникова

 

 

 

Г.С. Емельянова

 

 

 

Е.В. Десяткова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны