Решение №05-03/3315 Решение по делу 16-2017 от 31 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 16-17

Ответчик: Администрация МО «Приморское»

Заинтересованные лица: ООО «Северный край», ООО «Ремэнерго»

 

 

 

05-03/3315

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

руководитель управления

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

начальник отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

в отсутствие представителей ответчика и заинтересованных лиц, рассмотрев дело № 16-17, возбужденное в отношении Администрации МО «Приморское» по признакам нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения обращений Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 313/778, № 313/950 о нарушении требований антимонопольного законодательства при заключении с ООО «Призма» и ООО «Полина» договоров субаренды объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности МО «Приморское» и переданных в аренду ООО «Северный край» на основании договора аренды от 01.03.2015 № 1 объектов коммунальной инфраструктуры в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителем МО «Приморское», было установлено, что данный договор аренды был заключен по результатам конкурса по извещению № 291214/0284381/01.

Согласно информации о датах ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, содержащейся в приложении № 2 к договору аренды от 01.03.2015 № 1, а также информации, опубликованной на сайте http://torgi.gov.ru, срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО «Приморское» и датой опубликования извещения о проведении конкурса № 291214/0284381/01, превышал пять лет (за исключением водоразборных колонок в п. Лайский Док), а передача прав владения и пользования данными объектами предполагалась в 2015 году, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению. Вместе с тем, Администрацией МО «Приморское» было принято решение о проведении конкурса на право заключения договоров аренды данных объектов, чем был нарушен порядок определения формы проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Помимо этого, при проведении конкурса № 291214/0284381/01 Администрацией МО «Приморское» не были приняты во внимание требования пунктов 40.1, 42.1, 77.1, 83.1, 84.1, 99.1 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67. В конкурсной документации отсутствовали сведения, предусмотренные частями 8, 9, 12, 13, 14 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а критерии конкурса и порядок их оценки не соответствовали требованиям частей 12, 16, 17, 18, 22 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что является существенным нарушением порядка организации и проведения конкурса, поскольку в результате допущенных нарушений не мог быть определен наилучший правообладатель в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Учитывая, что несоблюдение Администрацией МО «Приморское» установленного нормативными правовыми актами порядка определения победителя конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, - необеспечение правомерной конкурентной борьбы, равно как и несоблюдение порядка определения формы проведения торгов, могло привести к ограничению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения МО «Приморское», 02.05.2017 в отношении администрации МО «Примморское» было возбуждено дело № 16-17 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «Северный край», ООО «Ремэнерго».

Позиция Администрации МО «Приморское» по вменяемому правонарушению отражена в письме от 25.05.2017. Ответчик указал, что на момент проведения процедур на право заключения договоров аренды объектов, находящихся в муниципальной собственности МО «Приморское», организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения относилась к полномочиям администрации МО «Приморское» согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В настоящее время в соответствии с частями 2, 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация МО «Приморский муниципальный район» на основании соглашения от 05.10.2015 передала администрации МО «Приморское» полномочия по решению вопроса местного значения по организации водоснабжения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязательств по обеспечению надлежащего водоснабжения и водоотведения администрацией МО «Приморское» в соответствии с приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 был проведен открытый конкурс № 291214/0184381/01 по двум лотам. По результатам конкурса МО «Приморское» и ООО «Северный край» сроком на 5 лет до 29.02.2020 были заключены договоры аренды. Основным критерием конкурса на право заключения договора являлось увеличение начальной (минимальной) цены за право заключения договора, которая составляла 80 000 рублей. В конкурсе приняли участие два претендента — ООО «Северный край» и ООО «Ремэнерго». По лоту № 1 (объекты д. Рикасиха) ООО «Северный край» предложило цену за право заключения договора в размере 401 000 рублей, ООО «Ремэнерго» - 80010 рублей. По лоту № 2 (объекты п. Лайский Док) ООО «Северный край» предложило цену за право заключения договора в размере 151 000 рублей, ООО «Ремэнерго» - 81200 рублей. Согласно решению Арбитражного суда Архангельской области от 13.09.2016 по делу № А05-7009/2016, договор аренды № 2 объектов коммунальной инфраструктуры в п. Лайский Док Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителем МО «Приморское», расторгнут. Основанием расторжения договора послужило неисполнение ООО «Северный край» условий договора по оплате арендной платы. В отсутствие практики по проведению соответствующих процедур с учетом изменений законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения (Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ) в отношении объектов водоснабжения и водоотведения администрацией было принято решение о проведении конкурса на право заключения договора аренды сроком на пять лет.

Заинтересованными лицами позиция по вменяемому ответчику нарушению антимонопольного законодательства представлена не была.

06.06.2017 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 16-17 было принято заключение об обстоятельствах дела. Лицам, участвующим в деле, было предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

После принятия заключения об обстоятельствах дела информация от ответчика и заинтересованных лиц в управление не поступала.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

29.12.2014 на сайте http://torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 291214/0284381/01 о проведении конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям деревни Рикасиха муниципального образования «Приморское» и в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям поселка Лайский Док муниципального образования «Приморское».

Организатором конкурса выступила Администрация МО «Приморское».

Конкурс проводился в отношении двух лотов.

Лот № 1: Право заключения договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности муниципального образования «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям муниципального образования «Приморское».

Срок действия договора – на 5 лет.

Состав передаваемого имущества: водопроводные сети, реестровый номер <...> -00098, протяженность 2 676 м, год ввода в эксплуатацию 1971; насос К20/30, год ввода в эксплуатацию 2003; электродвигатель АИР 180 В4, год ввода в эксплуатацию 2001; электродвигатель АИР 132 7,5 КВТ11500об, год ввода в эксплуатацию 2004; насос ГНОМ 16*16 год ввода в эксплуатацию 2000; канализационная насосная станция № 1 с оборудованием, реестровый номер <...> -00246, год ввода в эксплуатацию — 1983; канализационная насосная станция № 2 с оборудованием, реестровый номер <...> -00247, год ввода в эксплуатацию — 1983; канализационная насосная станция № 3 с оборудованием, реестровый номер <...> -00248, год ввода в эксплуатацию — 1993; канализационная насосная станция № 4 с оборудованием, реестровый номер <...> -00249, год ввода в эксплуатацию не указан; канализационные сети, реестровый номер <...> -00244, год ввода в эксплуатацию — 1971.

Лот № 2: Право заключения договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры в поселке Лайский Док Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности муниципального образования «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям муниципального образования «Приморское».

Срок действия договора – на 5 лет.

Состав передаваемого имущества: напорный канализационный коллектор, реестровый номер <...> -00122, год ввода в эксплуатацию 1993; водонапорная башня, реестровый номер <...> -00096, год ввода в эксплуатацию 1998; канализационная насосная станция № 1 с оборудованием, реестровый номер <...> -00107, год ввода в эксплуатацию 1993; канализационная насосная станция № 2 с оборудованием, реестровый номер <...> -00110, год ввода в эксплуатацию 1993; водопроводные сети, реестровый номер <...> -00097, год ввода в эксплуатацию 1994; канализационные сети, реестровый номер <...> -00114, год ввода в эксплуатацию 1994; компактные установки КУ-200, реестровый номер <...> -00120, год ввода в эксплуатацию 1996; емкость 70 куб.м год ввода в эксплуатацию 1998; насос дренажный, год ввода в эксплуатацию 2003; насос К20/30, год ввода в эксплуатацию 2003; насос К20/30, год ввода в эксплуатацию 2004; насос К20/30, год ввода в эксплуатацию 2004; насос К-12, год ввода в эксплуатацию 2000; насос вакуумный ротац., год ввода в эксплуатацию 2005; насос К20/30, год ввода в эксплуатацию 2003; шкаф управления и автоматики, год ввода в эксплуатацию 2004; щит автоматический в комплекте, год ввода в эксплуатацию 2001; колонка водоразборная, реестровый номер <...> -00116, год ввода в эксплуатацию 2010; колонка водоразборная, реестровый номер <...> -00117, год ввода в эксплуатацию 2010; колонка водозаборная, год ввода в эксплуатацию 2014; колонка водозаборная 3м, год ввода в эксплуатацию 2013.

На участие в конкурсе как по лоту № 1, так и по лоту № 2 были поданы заявки от ООО «Северный край» и ООО «Ремэнерго» (протокол вскрытия конвертов с заявками от 11.02.2015).

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.02.2015 оба заявителя были допущены к участию в конкурсе.

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 13.02.2015 победителем конкурса по лоту № 1 было признано ООО «Северный край», победителем конкурса по лоту № 2 признано ООО «Северный край».

01.03.2015 Администрацией МО «Приморское» и ООО «Северный край» был заключен договор аренды № 1 объектов коммунальной инфраструктуры в деревне Рикасиха Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителем МО «Приморское». Договор заключен на срок 5 лет с 01.03.2015 по 29.02.2020.

01.03.2015 Администрацией МО «Приморское» и ООО «Северный край» был заключен договор аренды № 2 объектов коммунальной инфраструктуры в п. Лайский Док Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителем МО «Приморское». Данный договор расторгнут на основании решения Арбитражного суда Архангельской области от 13.09.2016 по делу № А05-7009/2016.

На основании части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Согласно сведениям, содержащимся в письме Администрации МО «Приморское» от 07.04.2017 № 08-7/540 и информации, отраженной в схеме водоснабжения и водоотведения МО «Приморское», объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом конкурса № 291214/0284381/01, являются частью централизованной системы водоснабжения и водоотведения пос. Лайский Док и дер. Рикасиха.

Срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО «Приморское» и датой опубликования извещения о проведении конкурса № 291214/0284381/01, превышал пять лет (за исключением водоразборных колонок в п. Лайский Док), а передача прав владения и пользования данными объектами предполагалась в 2015 году, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Вместе с тем, Администрацией МО «Приморское» было принято решение о проведении конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям деревни Рикасиха муниципального образования «Приморское» и в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям поселка Лайский Док муниципального образования «Приморское».

Таким образом, Администрацией МО «Приморское» был нарушен порядок определения формы проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Закон о концессионных соглашениях детально регламентирует конкретный порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, существенные условия данного соглашения, декларирует цели использования такой формы государственно-частного партнерства как концессионное соглашение.

Статья 33 Закона о концессионных соглашения (в редакции, действовавшей на момент проведения конкурса № 291214/0284381/01) предусматривала, что победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 данного закона (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), наилучшие условия определяются в порядке, установленном частью 5.2 статьи 32 настоящего Федерального закона.

Частью 5.2 статьи 32 Закона о концессионных соглашения (в редакции, действовавшей на момент проведения конкурса № 291214/0284381/01) было предусмотрено, что оценка конкурсных предложений в соответствии с критериями конкурса, указанными в части 2.3 статьи 24 данного закона, осуществляется конкурсной комиссией посредством сравнения содержащихся в конкурсных предложениях условий. Наилучшие содержащиеся в конкурсных предложениях условия соответствуют:

1) дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, в случае, если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, более чем на два процента превышающее минимальное значение дисконтированной выручки;

2) наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших плановых значений показателей деятельности концессионера по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях иных участников конкурса, дисконтированные выручки которых превышают менее чем на два процента минимальное значение дисконтированной выручки, определенное на основании всех конкурсных предложений, или равны ему, в случае, если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, менее чем на два процента превышающее минимальное значение дисконтированной выручки или равное ему.

С учетом изложенного, условием предоставления доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в рассматриваемом случае является заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

При этом, администрацией МО «Приморское» установленный законом порядок обеспечения доступа хозяйствующих субъектов на рынок водоснабжения соблюден не был.

Кроме того, приняв решение о проведении конкурса № 291214/0284381/01 на право заключения договора аренды, Администрация МО «Приморское» не приняла во внимание требования пунктов 40.1, 42.1, 77.1, 83.1, 84.1, 99.1 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее - Правила), статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

На основании пункта 3.1 Правил заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 40.1 Правил при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения конкурсная документация формируется в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с частью 8 статьи 41.1 Федерального закона о водоснабжении документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и должна содержать, в частности: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; значения долгосрочных параметров регулирования тарифов в соответствии с частью 14 настоящей статьи; объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия такого договора аренды; цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз цен на срок действия договора аренды; потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в год, предшествующий первому году действия договора аренды (по каждому используемому энергетическому ресурсу); величину неподконтрольных расходов, определенную в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций; предельные (минимальные и (или) максимальные) значения предусмотренных частью 12 настоящей статьи критериев конкурса; предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения по отношению к каждому предыдущему году; один из методов регулирования тарифов, предусмотренных частью 13 настоящей статьи; величину арендной платы; размер задатка; сумму, на которую должна быть предоставлена победителем конкурса банковская гарантия, и обязательства арендатора по договору аренды, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации; копию отчета о техническом обследовании передаваемого арендатору по договору аренды имущества; копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае осуществления этой организацией эксплуатации данного имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и исполнения обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

На основании пункта 42.1 Правил при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения наряду с конкурсной документацией подлежат размещению на официальном сайте торгов копии предложений об установлении тарифов, поданных в органы регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения за три последних отчетных периода организацией, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае наличия данных предложений. Аналогичное требование предусмотрено частью 9 статьи 41.1 Федерального закона о водоснабжении.

Пунктом 77.1 Правил установлено, что при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения критерии конкурса формируются в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении. Параметры критериев конкурса, предусмотренные пунктом 78 Правил, не устанавливаются.

Согласно части 12 статьи 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении в качестве критериев конкурса устанавливаются:

1) объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи;

2) долгосрочные параметры регулирования тарифов в соответствии с частью 15 данной статьи.

К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, являющимся критериями конкурса, относятся:

1) базовый уровень операционных расходов;

2) показатели энергосбережения и энергетической эффективности;

3) норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод доходности инвестированного капитала;

4) нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации.

На основании пункта 84.1 Правил содержащиеся в заявках на участие в конкурсе на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения условия оцениваются конкурсной комиссией в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении путем сравнения дисконтированной выручки участников конкурса.

В соответствии с частью 18 статьи 41.1 Федерального закона о водоснабжении победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, которые определены посредством сравнения условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе его участниками. Наилучшие условия соответствуют дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение.

 

Согласно пункту 8.3 Конкурсной документации конкурса № 291214/0284381/01 для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора.

В соответствии с пунктом 8.4 Конкурсной документации для применяемого для оценки заявок на участие в конкурсе критерия конкурса устанавливаются следующие параметры. Начальные условия в виде чисел по цене договора по каждому из лотов указаны в Информационной карте конкурса. Конкурс предусматривает увеличение начального значения этого критерия конкурса в заявке на участие в конкурсе. Коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса – цена договора принимается равным — 1.

Разделом 12 Информационной карты конкурса было предусмотрено: критерии оценки заявок на участие в конкурсе по лотам № 1, 2: увеличение начальной (минимальной) цены за право заключения договора аренды. Предлагаемая Участником в своём конкурсном предложении цена за право заключения договора аренды указывается цифрами и прописью. В случае разночтения преимущество отдается сумме, указанной прописью. Уменьшение начальной (минимальной) цены за право заключения договора аренды не допускается.

Разделом 13 Информационной карты конкурса было установлено, что начальная (минимальная) цена за право заключения договора аренды:

Лот № 1 - 80 000 (Восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС.

Лот № 2 – 80 000 (Восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС.

Цены за право заключения договоров аренды по лотам № 1, 2 не могут быть пересмотрены сторонами в сторону уменьшения.

Согласно пункту 8.5 Конкурсной документации оценка заявок на участие в конкурсе по критерию, определенному в пункте 8.3. настоящей конкурсной документации, осуществляется в следующем порядке: величина, рассчитываемая по содержащемуся в заявке на участие в конкурсе условию, определяется путем умножения коэффициента такого критерия на отношение разности значения содержащегося в заявке на участие в конкурсе условия и наименьшего из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе условий к разности наибольшего из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе условий и наименьшего из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе условий.

Содержащиеся в заявках на участие в конкурсе условия оцениваются Конкурсной комиссией путем сравнения величин, определенных в порядке, предусмотренном пунктом 8.5 конкурсной документации (пункт 8.6 Конкурсной документации).

В соответствии с пунктом 8.7 Конкурсной документации на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе Конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая подана участником конкурса, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший Организатора конкурса о желании заключить договор, а в случае отсутствия такой заявки - заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.

Победителем конкурса согласно пункту 8.8 Конкурсной документации признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

 

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 13.02.2015 по лоту № 1 ООО «Северный край» была предложена цена 401000 рублей, ООО «Ремэнерго» - 80010 рублей. Победителем конкурса № 291214/0284381/01 по лоту № 1 признано ООО «Северный край».

По лоту № 2 ООО «Северный край» была предложена цена 151000 рублей, ООО «Ремэнерго» - 81200 рублей. Победителем конкурса № 291214/0284381/01 по лоту № 2 признано ООО «Северный край».

Таким образом, при проведении конкурса № 291214/0284381/01 для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществлялась по цене договора, в качестве критерия было установлено увеличение начальной (минимальной) цены за право заключения договора аренды, победителем конкурса признано лицо, предложившее наибольшую цену за право заключения договора аренды.

Сравнение условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе его участниками, путем определения значений дисконтированной выручки участника конкурса, при организации и проведении конкурса № 291214/0284381/01 не предусматривалось и не осуществлялось.

С учетом изложенного, Администрацией МО «Приморское» нарушен установленный нормативными правовыми актами порядок определения победителя торгов.

Неуказание в конкурсной документации сведений, предусмотренных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также установление критериев конкурса и порядка их оценки, не соответствующих требованиям статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», несоблюдение формы проведения торгов, является существенным нарушением порядка организации и проведения конкурса, поскольку в результате допущенных нарушений не может быть определен наилучший правообладатель.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

На основании статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Все участники конкурса по извещению № 291214/0284381/01, признанные соответствующими требованиям к участникам конкурса, предусмотренным законодательством и конкурсной документацией, являются потенциальными арендаторами муниципального имущества, то есть все участники являются между собой конкурентами за право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, с момента подачи заявок на участие в конкурсе по извещению № 291214/0284381/01 ООО «Северный край» и ООО «Ремэнерго» являлись конкурентами за право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры в деревне Рикасиха и в поселке Лайский Док Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям МО «Приморское». Доступ на рынок услуг водоснабжения и водоотведения деревни Рикасиха и поселка Лайский Док Приморского района Архангельской области в границах присоединенных сетей мог быть получен по результатам заключения указанных договоров.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации определен особый порядок распоряжения указанным имуществом и особый порядок проведения торгов на право заключения договора аренды, торгов на право заключения концессионного соглашения.

Несоблюдение Администрацией МО «Приморское» установленного нормативными правовыми актами порядка определения победителя конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения (необеспечение правомерной конкурентной борьбы), могло привести к ограничению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения МО «Приморское».

 

С учетом изложенного, определение победителя конкурса без учета требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», равно как и несоблюдение порядка определения формы проведения торгов, свидетельствует о нарушении Администрацией МО «Приморское» пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая, что на момент рассмотрения дела конкурс на право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям деревни Рикасиха муниципального образования «Приморское» и в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям поселка Лайский Док муниципального образования «Приморское» по извещению № 291214/0284381/01, завершен, по результатам заключены договоры аренды, выдать предписание об устранении наущений порядка организации и проведении торгов не представляется возмоным.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны Администрации МО «Приморское» нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении порядка определения победителя конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования «Приморское» Приморского района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям деревни Рикасиха муниципального образования «Приморское» и в сфере водоснабжения, водоотведения потребителям поселка Лайский Док муниципального образования «Приморское» по извещению № 291214/0284381/01, и несоблюдении порядка определения формы проведения торгов.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

 

 

Е.И. Красильникова

Связанные организации

Связанные организации не указаны